Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в условиях кризисных финансовых явлений.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования;
- исследовать особенности организации взаимодействия банка и заёмщика, а также специфические аспекты кредитования;
- прoвecти анализ деятельности Городского отделения № 2363 Сбербанка России (ОАО) в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ кредитного портфеля и кредитной политики банка;
- определить основные проблемы и пути повышения эффективности в сфере кредитования юридических и физических лиц.

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 134.12 Кб (Скачать файл)

Решение о предоставлении кредита принимается членами  коллегиального органа – Комитетом  по предоставлению кредитов частным  клиентам, путем большинства голосов.

С целью снижения кредитного риска территориальным банком ежеквартально  устанавливается для подчиненных  отделений лимит максимального  размера риска на одного или группу связанных заемщиков, а так же лимит по видам кредитных продуктов.

Отделением предоставляется  весь перечень кредитных продуктов  частным клиентам, установленный  Сбербанком России.

Рассмотрим структуру  данного кредитного портфеля по видам  кредитных продуктов.

Таблица 9 – Структура  кредитного портфеля по видам кредитных  продуктов тыс. руб.

Вид кредита

На

01.01.2007

На

01.01.2008

На 01.01.2009

Отклонение 2009 г. от

2007

2008

Кредиты на неотложные нужды

2635 382

2 218 364

1452 968

- 1182 414

- 765 396

Пенсионные кредиты

458 963

409 257

365 851

- 93 112

- 43406

Ипотечные кредиты

663 896

782 962

715 639

- 51743

67323

Кредиты на приобретение недвижимости

895 263

765 326

618 963

- 276300

- 146363

Доверительные кредиты

968 329

1 168 574

1 336 512

+ 368 183

+ 167 938

Кредиты на приобретение транспортных средств

968 897

1015 698

1184 263

+ 215 366

+168 565

Кредиты на развитие ЛПХ

1 589

4 695

3 968

+ 2 379

- 727

Образовательные кредиты

12 896

15 374

13 896

+ 1 000

- 1 478

Корпоративные кредиты

362 574

298 685

274 365

- 88 209

- 24 320

Итого

6 967 789

6678 935

5966 425

- 1001 364

- 712 510


В целом анализируемый  кредитный портфель за 2 года уменьшился в 0,144 раза или на 14,4 % (темп снижения данного кредитного портфеля за анализируемый  период меньше, чем темп снижения кредитного портфеля по ссудам, предоставленным  юридическим лицам). В целом за анализируемый период структура  кредитного портфеля не претерпела существенных изменений, за исключением кредитов, предоставленных на неотложные нужды, доверительных кредитов и автокредитов. Так доля кредитов, предоставленных  на неотложные нужды, в кредитном  портфеле снизилась с 37,8% до 24,4 %, а  доля доверительных кредитов выросла  с 13,9% до 22,4%. Это связано с тем, что доверительные кредиты пользуются наибольшим спросом у клиентов, т.к. не требуют предоставления поручительств  и срок рассмотрения кредита составляет 1-2 дня. Решение о предоставлении данного вида кредита принимается  на основании наличия положительной  кредитной истории потенциального заемщика. Собственная информационная база по заемщикам у Сбербанка  довольно обширна. Рост доли автокредитов с 13,9% до 19,8% связано с продвижением Сбербанком Государственной программы  поддержки отечественной автоиндустрии.

На рисунке 4 представлена структура кредитного портфеля по видам  кредитов по состоянию на 01.01.2009

 

Рисунок 4 – Структура  кредитного портфеля по видам кредитов по состоянию на 01.01.2009, %

Далее рассмотрим структуру  анализируемого кредитного портфеля по срокам размещения (таблица 10).

Таблица 10 – Структура  кредитного портфеля по кредитам, предоставленным  частным клиентам, по срокам размещения тыс. руб.

Сроки размещения

На

01.01.2007

На

01.01.2008

На 01.01.2009

 
 

Краткосрочные – всего:

-в т.ч. "овердрафт"

196365

113 612

236412

166 652

212693

186 623

 

Среднесрочные (от 1 до 3 лет) всего, в т.ч.

- от 1 года до 1,5 лет включительно

1896918

-

2109854

-

2326572

-

 

Долгосрочные (свыше 3 лет)

4874 506

4332 669

3 427 160

 

Итого

6 967 789

6678 935

5966 425

 

Из данной таблицы видно, что кредиты, предоставляемые частным  клиентам, носят долгосрочный характер (по состоянию на 01.01.2009 – 57,4% от кредитного портфеля), т.к. приоритетные виды кредитов предоставляются в основном на срок от 3 до 5 лет. На среднесрочный период предоставляются доверительные  и корпоративные кредиты, по состоянию  на 01.01.2009 на данный срок предоставлено 38,9% кредитного портфеля.

Анализ формирования РВПС по кредитам, предоставленным физическим лицам, данные таблицы 8, показал, что 77 % данного портфеля – кредиты II группы риска. Кредиты, перешедшие в III, IV и V группы риска уже несут за собой ту или иную проблемность, т.е. имеют  просроченную ссудную задолженность. Фактически сформированный РВПС по V группе риска составляет 34,2 % в общей  величине сформированного РВПС, а  остатки ссудной задолженности  по данной группе риска 3,4 % от совокупной ссудной задолженности физических лиц, т.е. возврат данного объема ссудной задолженности уже проблематичен, и возможен только через судебные органы. Коэффициент резервирования данного портфеля 9,9 %, следовательно, качество ссудного портфеля по кредитам, предоставленным физическим лицам, пока отвечает соответствующему уровню. Но отрицательной является динамика роста просроченной задолженности, по данному кредитному портфелю, за анализируемые два года, тем роста 316 %.

С января 2008 года Головным отделением было принято решение о возможности  списания на внебалансовые счета  нереальной к взысканию ссудной  задолженности, при условии, что  после вступления в силу решений  судебных органов о взыскании  просроченной ссудной задолженности, как с заемщика, так и с поручителей, прошло не менее 1 года.

Процентные доходы, полученные от операций кредитования частных клиентов, в 2008 году составили 748790 тыс. руб., доходность данного кредитного портфеля равна 12,6 %. Наиболее доходными являются доверительные  кредиты и кредиты на неотложные нужды, наименее доходными целевые  кредиты.

Рассмотренная структура  данного кредитного портфеля помогает выявить следующие зоны кредитного риска:

- увеличение абсолютной  и относительной величины просроченных  кредитов, предоставленных частным  клиентам - существование угрозы  невозврата денежных средств;

- увеличение доли потребительского  кредитования - наиболее рискованная  сфера кредитования.

2.5 Выявленные проблемы  при анализе процесса кредитования

В силу специфики банковского  бизнеса, кредитные операции являются основополагающими для кредитно-финансовых институтов. Кредитная деятельность направлена в первую очередь на повышение  доходности банка, а также на обеспечение  ликвидности.

Рост экономики России в 2005-2007 г. позволил банкам существенно  увеличить объемы кредитных портфелей. Поскольку крупных заемщиков  мало, банки осваивали незанятые  ниши, кредитуя менее надежные компании, малый бизнес и потребителей. По опыту развития банковских кризисов известно, что при резком увеличении кредитования доля традиционных надежных заемщиков уменьшается, а менее  надежных – увеличивается. К тому же для наращивания темпов роста  кредитного портфеля банки снижают  требования к кредитоспособности заемщиков.

Кредитный портфель отделения  представлен ссудной задолженностью юридических и физических лиц. В  течение анализируемого периода  наблюдается отлив в кредитном  портфеле отделения. Основная причина  данной негативной тенденции – это  кризисная ситуация на финансовом рынке  как в стране, так и в мире. Кроме того, у Сберегательного  Банка на территории г. Новокузнецка увеличивается присутствие банков-конкурентов, которые предлагают конкурентоспособные  кредитные продукты.

Экономическая конъюнктура, сложившаяся в регионе, который  обслуживает ГОСБ № 2363, не совсем благоприятна для ведения банковских операций и риск наступления форс-мажорных ситуаций достаточно высок. Контроль региональных рисков включает в себя анализ экономической  конъюнктуры, политической ситуации, состояния  банковского сегмента. Главная отрасль  в г. Новокузнецка – металлургическая и угольная, которые принадлежат  крупным холдинговым компаниям, которые располагаются в областных  городах, а, следовательно, и банковское обслуживание (кредитование, валютные операции и т.д.) данных компаний осуществляется в основном по месту их регистрации. Следовательно, существенного потенциала наращивания кредитного портфеля у отделения нет. Основной объем кредитного портфеля (47%) принадлежит торгово-закупочным организациям, которые существенно, подвержены риску макроэкономической зависимости.

Операции кредитования осуществляются в рамках внутренних нормативных  документов, разработанных в соответствии с законодательной базой Российской Федерации. Соблюдение всех норм является необходимым, но не всегда достаточным  условием для эффективной работы кредитной организации.

Проведенный анализ кредитного портфеля ГОСБ № 2363, по кредитам, предоставленным  юридическим лицам и ИПБОЮЛ, показал, что за анализируемый период объем  данного портфеля уменьшился в 0,25 раза или на 24,9 %. При этом существенно  возросла доля просроченной ссудной  задолженности 4,5 раза.

Одним из основных препятствий  развития данного сегмента кредитования является нежелание заемщиков предоставлять  банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство  малых предприятий работает с  применением так называемых серых  схем. Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной  заявки: часто заемщикам деньги нужны "прямо сейчас". Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует  в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к "высокому" сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять  деньги в тот момент, когда они  ему будут необходимы.

Для выхода из данной ситуации необходимо повышать доверие между  банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые  партнеры. Заемщики должны понимать, что  банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк должен выступать в качестве финансового  консультанта для клиентов. Нужно  проводить консультации своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать  и развивать свой бизнес.

Основными проблемами кредитования бизнеса являются несколько причин:

- многие представители  бизнеса не могут взять кредит, поскольку их финансовая отчетность  не соответствуют жестким требованиям  банка;

- низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных  технологий по выдаче кредитов  малым предприятиям;

- наличие "черной кассы"  в большинстве малых предприятий  и, соответственно, бухгалтерская  отчетность, пригодная только для  минимизации выплаты налогов.Отсюда  следует, что кредит таким предприятиям  давать очень дорого, так как  требуется тщательная проверка.

В Сбербанке эта проблема решается при помощи беззалоговых кредитов. Нохотя ихразмер может составлять около 1 млн руб., размеры все равно  ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит  беззалогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – этоовердрафт по расчетномусчету. Однако многие предприятия малого и  среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результатечего снижается лимит кредитования.

Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки  малого и среднего бизнеса на федеральном  уровне. Существующая в настоящее  время законодательная база утверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривает  определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень  ограничен.

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие  перспективы. В ближайший год  сохранятся текущие тенденции –  это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры  получения кредита. Поэтому Сбербанку  необходимо удержать уже завоеванную  нишу в кредитовании малого и среднего бизнеса, а также по возможности  увеличивать объемы данного сегмента кредитования.

Рассмотренная структура  кредитного портфеля по кредитам, предоставленным  физическим лицам, позволила выявить  следующий негативный момент, а именно, увеличение абсолютной и относительной  величины просроченных кредитов, предоставленных  частным клиентам (темп роста составил 316%), что говорит о существовании  угрозы невозврата денежных средств. Кроме  того, потребительское кредитование является наиболее рискованной сферой кредитования. За анализируемый период увеличилась доля "Доверительных" кредитов, предоставляемых без обеспечения. Т.е. с целью привлечения клиентов и увеличения кредитного портфеля, банк пренебрегает обеспеченностью  кредита.

Проблемы при управлении кредитным риском часто связаны  с тем, что кредитная организация  иногда предоставляет кредиты своим  постоянным клиентам, не считаясь с  установленными лимитами, иначе она  рискует потерять партнеров.

Кроме того, при определении  степени кредитного риска не учитывается  региональная структура кредитного портфеля. Так, если ссудный портфель представлен кредитами, выданными  в одном регионе, то ухудшение  общего экономического состояния в  данном регионе может привести к  появлению соответствующих проблем  у банка, и велика вероятность  стать заложником внутрирегиональных проблем и рисков.

Следует отметить, что банку  необходимо анализировать диверсификацию поручителей. Так наличие у банка  разных поручителей, дифференцированных по банковским продуктам, снижает рискованность  вложений, так как проблемы с исполнением  обязательств одним поручителем  не помешают другому исполнить свои обязательства в полном объеме.

Несмотря на то, что работа отдела по кредитованию физических лиц  Городского отделения № 2363 Сбербанка  в целом характеризуется как  успешная, существуют отдельные проблемы, решение которых приведет к повышению  прибыли и улучшению имиджа банка. Среди основных проблем потребительского кредитования Городского ОСБ можно  назвать следующие:

Информация о работе Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России