Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в условиях кризисных финансовых явлений.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования;
- исследовать особенности организации взаимодействия банка и заёмщика, а также специфические аспекты кредитования;
- прoвecти анализ деятельности Городского отделения № 2363 Сбербанка России (ОАО) в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ кредитного портфеля и кредитной политики банка;
- определить основные проблемы и пути повышения эффективности в сфере кредитования юридических и физических лиц.

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 134.12 Кб (Скачать файл)

- при систематическом  невыполнении заемщиком условий  кредитного договора и рекомендаций  банка – потребовать досрочно  погашения всех ранее предоставленных  ему кредитов. Возможность применения этой меры оговаривается в кредитном договоре исходя из практики кредитных отношений банка с конкретным заемщиком.

Банк осуществляет контроль выполнения условий кредитного договора, главная цель которого - обеспечить регулярную уплату очередных взносов  в погашение ссуды и процентов  по долгу. Разумеется, по каждой ссуде  существует риск непогашения, из-за непредвиденных развитий событий. Банк может проводить  политику выдачи кредитов только абсолютно  надежным заемщикам, но тогда он упустит  много прибыльных возможностей. В  то же время, если возникнут трудности  с погашением кредита, это обойдется  банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение  баланса между осторожностью  и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного  размещения ресурсов.

Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который  развивается в течение определенного  времени. Опытный работник банка  может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять  меры к исправлению ситуации и  защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно  раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов.

Основные причины возникновения  трудностей с погашением ссуд могут  быть по вине, как банка, так и  заемщика. Данными причинами могут  быть:

1.         Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

- недостаточно строгое  отношение к заемщику;

- непрофессионально проведенный  финансовый анализ;

- недостаточное обеспечение  ссуды;

- ошибки в документальном  оформлении ссуды;

- плохое структурирование  ссуды, как следствие недостаточного  знакомства кредитного инспектора  с потребностями предприятия,  спецификой отрасли;

- плохой контроль над  заемщиком в период погашения  ссуды.

2. Неэффективная работа  компании, получившей ссуду:

- слабое руководство;

- ухудшение качества продукции  и вытеснение ее с рынка;

- неэффективный маркетинг  из-за отсутствия плана рекламной  кампании, ошибок в оценке будущих  рынков;

- слабый контроль финансового  состояния компании.

Кроме того, важную роль могут  сыграть факторы, которые не находятся  под контролем банка: ухудшение  экономической конъюнктуры, изменение  законодательства, технологические  прорывы.

Трудности с погашением кредита  редко возникают внезапно. Как  правило, имеются многочисленные тревожные  сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданные ему  кредит может быть не погашен в  срок или вообще превратится в  безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы  обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.

В период действия кредита  заемщик обязан представлять банку  балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую  опасность. Банк должен обратить внимание на:

- непредставление финансовых  отчетов в установленные сроки;

- резкое увеличение дебиторской  задолженности;

- замедление оборачиваемости  оборотных средств;

- снижение коэффициента  ликвидности;

- снижение объема продаж;

- рост просроченных долгов;

- неуплату налогов и  платежей во внебюджетные фонды;

- частые просьбы по  изменению срока гашения ссуды;

- наличие тенденции к  снижению прибыльности предприятия  и т.д.

Для банка важно постоянно  поддерживать персональные контакты с  клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами.

Банк должно насторожить  изменение взаимоотношений заемщика с другими деловыми партнерами, что  выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в  связи с его просьбами о  предоставлении льгот в оплате товаров  или о компании со стороны новых  ее кредиторов.

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения  погашения кредита. Наилучший вариант  – разработка совместно с заемщиком  плана мероприятий для восстановления стабильности компании. Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда  достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие  варианты:

1.         Ссуду удается вернуть после реализации залога.

2.         Погашение ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика.

3.         Если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.

Реализация залога осуществляется только после получения судебного  решения о наложении взыскания  на предметы залога, при этом залог  реализуется только с торгов.

Использование РВПС осуществляется при списании основного долга  с банка в случае его безнадежности  и нереальности к взысканию по решению совета банка.

 

2. Анализ кредитных операций  городского отделения №2363 Сбербанка  России (ОАО)

2.1 Характеристика Городского  отделения № 2363 Сбербанка России (ОАО)

Городское отделение № 2363 является структурным подразделением Сберегательного банка России, то есть входит в единую организационную  структуру Сбербанка России и  является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории городов Новокузнецка, Осинники и  Новокузнецкого района.

В своей деятельности Городское  отделение № 2363 руководствуется  законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка  Российской Федерации, носящими обязательный характер, Уставом Банка, а также  Положением об отделении (филиале) "Сбербанка  России".

Городское отделение № 2363 не является юридическим лицом. Оно  вступает в хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка России.

Городское отделение № 2363 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса Сибирского банка Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в составе сводного баланса  Сибирского банка Сбербанка России обеспечивает:

-   соблюдение экономических нормативов и показателей ликвидности;

-   депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных действующим в РФ законодательством о банках;

-   создание внутри банковских резервов и страховых фондов.

Целями и предметом  деятельности банка является:

-   привлечение денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности;

-   осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов;

-   осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;

-   обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку.

Современный Сбербанк - это  универсальное предприятие. Осуществляя "пакетное" обслуживание, Сбербанк стремится развивать как можно  больше видов услуг. Реализация банковских продуктов и услуг - важнейший  этап деятельности любого банка в  условиях рынка. Целью политики банка  и всех его служб является привлечение  клиентуры путем расширения сферы  сбыта своих продуктов и услуг, завоевание рынка и в конечном итоге увеличение прибыли.

В настоящее время конкуренция  на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки  должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и  услуг, т.е. создавать своего рода банковский универмаг с обслуживанием клиента  с одного прилавка. Широкая диверсификация операций позволяет банкам, как сохранить  клиентов, так и увеличить их число  за счет притока новых.

Деятельность современных  банков подвергается постоянным изменениям. Меняются формы банковской деятельности, резко расширились сами операции. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов.

Банк может от имени  СБ РФ выполнять следующие банковские операции и услуги:

-    прием, выдачу вкладов и других видов сбережений;

-    прием платежей от клиентов;

-    долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;

-    продажу, покупку и управление государственными ценными бумагами;

-   предоставление клиентам индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения документов и ценностей;

-    оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых и трастовых операций;

-   осуществление расчетов по поручениям клиентов, их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации и перевозке денег и ценностей;

-    ведение счетов клиентов;

-    выдачу и оплату, покупку и продажу, хранение платежных документов и ценных бумаг (облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и т.д.) и иные операции с ними;

-    проведение операций по обмену валюты и других валютных операций в установленном СБ России порядке;

-    выдача гарантий в обеспечение обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, в установленном СБ России порядке;

-    другие операции по банковскому обслуживанию клиентов в соответствии с лицензией ЦБ РФ и с разрешения СБ России.

В области кредитной политики это не только краткосрочное, но и  долгосрочное кредитование, кредитование клиента вне зависимости от характера  его собственности и отраслевой принадлежности, кредитование и населения  и предприятий.

Таким образом, Сберегательный банк России по роду своей деятельности и видам совершаемых операций все более превращается в универсальный  коммерческий банк. Сбербанк динамично  развивается по всем направлениям деятельности, обеспечив клиентам широкий спектр услуг с использованием современных  банковских технологий, экономическую  безопасность вверенных им средств, качественное и своевременное выполнение поручений клиентов, а также проведение эффективной экономической политики, способствующей повышению доходности и снижению риска совершаемых  операций.

Услуги банка носят  главным образом денежный и коммерческий характер. Суть банка как коммерческого  предприятия, выполняющего определенные функции и операции, накладывает  свой отпечаток на его организационное  построение, структуру аппарата управления.

Городское отделение № 2363 Сбербанка РФ, является филиалом Сибирского банка Сбербанка России ОАО, а  также имеет органы управления:

-   Совет отделения;

-   Управляющий Городским отделением № 2363 Сбербанка России, который осуществляет руководство текущей деятельностью банка.

Полномочия органов управления Городского отделения № 2363 Сбербанка  РФ закреплены в Положении об отделении  и в Генеральной доверенности, выданной Управляющему Городским отделением № 2363 Сбербанка РФ.

Согласно Положению о  Городском отделении № 2363 Сбербанка  РФ персональный состав Совета отделения  утверждается приказом Председателя Правления  Сибирского банка Сбербанка РФ по представлению Управляющего Городского отделения Сбербанка РФ. Совет  отделения в своей деятельности действует на основании Устава Сбербанка  РФ, Положения о Городском отделении  № 2363, Положения о Совете отделения  и других нормативных и распорядительных документов.

Совет рассматривает вопросы, определяющие основные направления  совершенствования деятельности отделения, разрабатываются мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и  получению на этой основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы подчиненных внутренних структурных  подразделений и отделов, заслушиваются  отчеты их руководителей, рассматриваются  материалы ревизий, принимаются  решения по списанию безнадежной  к взысканию ссудной задолженности  в порядке и на условиях, установленных  в Сбербанке РФ, а также решаются иные производственные и социальные проблемы.

Управляющий Городским отделением № 2363, назначаемый Председателем  Правления Сибирского банка СБ РФ осуществляет свои полномочия в пределах выданной ему Генеральной доверенности.

Кроме того, Председателем  правления Сибирского банка СБ РФ назначены три Заместителя управляющего Городским ОСБ № 2363. Между Управляющим  и его заместителями распределено приказом по отделению курирование производственных вопросов, отнесенных к их компетенции.

Для своевременной координации  деятельности и принятия решений  в отделении действуют Комитеты и Рабочие группы. Комитет Отделения  по активно-пассивным операциям  и Комитет по предоставлению кредитов частным клиентам, отвечает за обеспечение  условий для эффективной реализации кредитной политики, принимает решения  в рамках своей компетенции и  в пределах установленных лимитов.

Услуги по предоставлению кредитов юридическим лицам и  ИПБОЮЛ осуществляются в Отделе кредитования, которое является структурным подразделением Городского отделения № 2363 ОСБ, созданным в целях получением отделением дохода от осуществления кредитных операций. Отдел кредитования состоит из трех секторов: Сектор кредитования юридических лиц, Сектор кредитования малого бизнеса, Сектор кредитования и финансирования инвестиционных проектов. Основные цели, стоящие перед отделом кредитования:

Информация о работе Кредитные операции коммерческого банка на примере отделения "Сбербанка" России