Курс лекций по "Бухгалтерскому учету в бакне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:43, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества предприятий методом двойной записи средств и их источников в денежном выражении в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет призван обеспечить правильное использование имеющихся средств и сохранность собственности.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций Бухучет в банках.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ    РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

УО   «Белорусский   государственный   экономический   университет»

 
 

 

 

Е.В. Быковская

 

 

 

 

 

 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В БАНКАХ

 

 

Краткий курс лекций для подготовки к тестированию

 

 

 
 

 

 

 

 

Для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»,

специализаций 1-25 01 04 02 «Банковское  дело»,

1-25 01 04 03 «Налоги и налогообложение»;

специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит 

(по направлениям)» (направление  специальности

1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ  и аудит в банках»).

 

 

 

 

 

 

Минск 2011


 

 

Содержание

 

Тема, выносимая на тестирование

Номер и название темы в пособии

План счетов. Счета бухгалтерского учета в банках.

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в банках.

Организация бухгалтерского учета  и отчетности в банках.

Тема 2. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Особенности отражения  в учете операций в иностранной  валюте

Тема 3. Порядок  отражения в бухгалтерском учете  операций в иностранной валюте

Межбанковские расчеты.

Тема 4. Отражение в учете межбанковских  расчетов

Счета клиентов: порядок открытия и совершения операций по ним. 

Тема 5. Бухгалтерский учет операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов

Учет кредитов и иных активных операций с клиентами.

Тема 6. Учет кредитов и иных активных операций с клиентами.

Бухгалтерский учет операций с ценными  бумагами.

Тема 7. Оформление и учет операций с ценными бумагами

Учет долгосрочных финансовых вложений, основных средств и прочего имущества банков

Тема 8. Учет долгосрочных финансовых вложений, основных средств и прочего  имущества банков

Учет валютно-обменных операций банков.

Тема 9. Бухгалтерский  учет операций по покупке и продаже  иностранной валюты

Учет операций по формированию собственного капитала банка

Тема 10.  Учет операций по формированию собственного капитала

Учет финансовых результатов деятельности банков

Тема 11. Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности банка

Банковская отчетность

Тема 12. Банковская отчетность. Понятие и применение МСФО


 

 

 

Тема 1. Основы организации  бухгалтерского учета в банках

 

    1. Предмет и метод бухгалтерского учета в банках

2. Задачи  и особенности бухгалтерского учета в банках

3.   План  счетов  бухгалтерского учета  в банках

 

 

    1. Предмет и метод бухгалтерского учета в банках

 

 

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и  сплошного документального отражения  информации о состоянии и движении имущества предприятий методом  двойной записи средств и их источников в денежном выражении в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет призван  обеспечить правильное использование  имеющихся средств и сохранность  собственности.

Бухгалтерский учет в  банках является составной частью общей  системы учета. Эта связь проявляется в том, что отражение в банковском учете операций, совершаемых банками по счетам клиентов, производится на основании денежно-расчетных документов, предоставляемых клиентами; в свою очередь, предприятия и учреждения используют документацию, предоставляемую банками (выписки по лицевому счету, копии платежных инструкций и т.д.) для совершения бухгалтерских проводок  в собственном учете.

Предметом бухгалтерского учета в банках являются объекты, составляющие уставную деятельность банка, т.е. собственные и привлеченные средства, а также ценности и документы, находящиеся в банках на временном хранении. 

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых финансовая и хозяйственная деятельность банка отражается в учете. Метод бухгалтерского учета слагается из ряда элементов, главными из которых являются документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность.  

Ведение бухгалтерского учета в банках осуществляется согласно учетной политике банка, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

2. Задачи и особенности бухгалтерского учета в банках

 

Основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и его финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении банком операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов деятельности банка и выявление резервов его финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в  банках имеет свои особенности по сравнению с бухгалтерским учетом на предприятиях, в учреждениях:

  • используемый план счетов;
  • оперативность учета, проявляющаяся в отражении банковских операций в день их совершения;
  • составление баланса на ежедневной основе;
  • активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) банка, учитываются обособленно от находящегося на бухгалтерском учете банка активов иных юридических лиц и имущества физических лиц;
  • особая доказательная сила данных бухгалтерского учета, которая обусловлена действующим порядком документального оформления совершаемых операций и порядком документооборота.

 

 

3.   План  счетов  бухгалтерского учета  в банках 

 

План счетов бухгалтерского учета  в банках представляет собой документ, содержащий номенклатуру счетов, используемых в бухгалтерском учете банков для отражения совершаемых операций, описание этих счетов и принципов их работы.

В Республике Беларусь банки для  ведения бухгалтерского учета используют единый план счетов, разработанный  и утвержденный Национальным банком Республики Беларусь в виде нормативного документа - Инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 19.09.2005 №283.

Основная задача плана  счетов состоит в том, чтобы дать возможность вести подробный  и полный учет всех банковских операций, а также своевременно представлять детальную, правдоподобную и содержательную информацию руководству банков, существующим или потенциальным акционерам, деловым партнерам, органам государственного регулирования, другим пользователям.

В основе действующего плана счетов лежат следующие международные  принципы бухгалтерского учета и отчетности:

  • непрерывности деятельности;
  • осмотрительности;
  • постоянства правил бухгалтерского учета;
  • начисления;
  • приоритета экономического содержания над юридической формой;
  • достоверности;
  • раздельного отражения активов и пассивов;
  • единицы измерения;
  • преемственности входящего баланса;
  • существенности информации;
  • сопоставимости.

Счета в Плане счетов являются  многовалютными – бухгалтерский учет операций в иностранных и национальной валюте ведется на одних и тех же счетах. Связь между операциями в иностранной и национальной валюте обеспечивается посредством применения технических счетов валютных позиций и рублевого эквивалента  валютных позиций.

Структура плана счетов построена  с учетом степени убывания ликвидности  активов и востребованности пассивов, характера операций, типов контрагентов банка.

План счетов состоит из следующих 10-и классов:

Класс 1- Денежные средства, драгоценные  металлы и межбанковские операции.

Класс 2 – Кредиты и иные активные операции с клиентами.   

Класс 3 – Счета по операциям  клиентов.

Класс 4 – Ценные бумаги.

Класс 5 – Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество.

Класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы. 

Класс 7 – Собственный капитал банка.

Класс 8 – Доходы банка.

Класс 9 – Расходы банка.

Класс 99 – Внебалансовые счета.

Балансовые счета (класс1-9) предназначены для отражения в учете совершенных банком операций со средствами собственного и привлеченного характера. Балансовые счета подразделяются на группы счетов 1-го порядка (классы), 2-го порядка, 3-го порядка и 4-го порядка. Балансовые счета корреспондируют между собой и ведутся методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого. Указание номера дебетуемого и кредитуемого счетов и денежной суммы в расчетных документах называется бухгалтерской проводкой.

На внебалансовых счетах (класс 99) отражаются операции банка, не сопровождающиеся фактическим движением денежных средств и не влияющие на его баланс. Внебалансовые счета подразделяются на группы счетов 2-го порядка (класс), 3-го порядка, 4-го порядка, 5-го порядка. Отражение операций по внебалансовым счетам ведется по схеме Приход или Расход.

В плане счетов выделены такие типы контрагентов банка, как банки (Национальный банк, центральные банки иностранных  государств, банки-резиденты, банки-нерезиденты, международные финансовые организации), клиенты (небанковские финансовые организации, коммерческие  организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, некоммерческие  организации, органы государственного управления).

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках

 

1.  Основы  организации бухгалтерского учета  и отчетности

2. Организация операционного дня  банка 

3. Документы,  документооборот и внутрибанковский  контроль

4. Регистры  бухгалтерского  учета.

5. Учетная политика банка

 

 

1.  Основы  организации бухгалтерского учета  и отчетности

 

Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке  строится на общих подходах, основными  из которых являются:

ведение бухгалтерского учета с момента создания банка  до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством;

государственное регулирование бухгалтерского учета  и отчетности;

строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском  учете каждой совершаемой операции методом двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и методом односторонней записи на внебалансовых счетах (приход, расход);

учет активов, обязательств и операций в белорусских  рублях;

систематизация, группировка полученной информации для составления отчетности;

обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического учета с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности банка и ее конечными результатами;

инвентаризация  активов и обязательств банка  с целью обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета;

публикация  отчетности;

независимая проверка и подтверждение финансовой отчетности аудиторскими организациями (аудитором - индивидуальным предпринимателем).

Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке  осуществляется с применением программно-технических  средств, которые должны обеспечить хронологическое и полное отражение  всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства.

При организации  бухгалтерского учета и формировании отчетности банк использует первичные  учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книгу) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, а также формы отчетности составленные на бумажном носителе информации или в электронном виде. При составлении их в электронном виде банку необходимо обеспечить:

защиту информации;

сохранение  архива по данной информации в течение  срока, установленного законодательством  для ее хранения;

возможность получения  надлежащим образом заверенных копий;

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету в бакне"