Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:13, курс лекций
В курсе лекций на основе Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и других нормативных документов раскрываются организация, основные положения по ведению бухгалтерского учета и порядок отражения в отчетности таких банковских операций, как расчетные, кассовые, кредитные, депозитные, операции с ценными бумагами, валютные, внутрибанковские. Кроме этого, курс включает раздел, связанный с изучением теоретических и прикладных аспектов бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.
Внесение изменений в книгу учета лицевых счетов может осуществляться только с санкции главного бухгалтера или его заместителя.
Лицевые счета аналитического учета печатаются по установленным стандартным формам, которые входят в унифицированную систему расчетно-денежной документации и являются выходными документами банка.
Основными реквизитами лицевого счета являются:
- дата совершения операций;
- номер документа, на основании которого производится запись;
- номер корреспондирующего счета;
- условное цифровое обозначение вида операций;
- суммы оборотов по дебету и кредиту;
- суммы остатка.
Форма лицевого счета выглядит следующим образом (в зависимости от вида программного обеспечения, используемого банком для ведения учета):
Банк ______________________________
название банка
Выписка из лицевого счета №_____________________
Дата |
№ документа |
№ корреспондирующего счета |
Вид операции |
Обороты |
Остаток | |
Д |
К | |||||
Проверка лицевых счетов производится
ответственным исполнителем, которому
поручено ведение этих счетов. При
этом проверяется, все ли записи в
лицевых счетах обоснованы соответствующими
документами, прошедшими контроль со стороны
уполномоченных работников банка и
подписанными ими при оформлении
операции, правильно ли перенесены
в лицевые счета
Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию.
Первый экземпляр остается в документах дня банка.
Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре.
Для расшифровки записей в лицевых счетах по кредиту к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), по данным которых совершены записи в лицевых счетах. На этих документах проставляется штамп, которым оформляются выписки из лицевых счетов, а также календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету. Оформляя выписку, ответственный исполнитель обязан убедиться в ее полном соответствии с лицевым счетом, в наличии необходимых приложений и в правильности их оформления.
Вторые экземпляры платежных документов, на основании которых зачисляются деньги на расчетный или текущий счет, называются приложениями к выписке из лицевого счета.
Наряду с лицевыми счетами в качестве документов аналитического учета используются и другие документы:
Бухгалтерский журнал, который предназначен
для регистрации всех операций, проведенных
за день по документам, в том числе
изготовленным программным
Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость составляется ежедневно по установленной форме;
Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомость ведется программным путем, ежедневно, выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.
Синтетический учет ¾ это обобщенный учет. Он обобщает данные аналитического учета.
Задачи синтетического учета:
- сгруппировать данные аналитического учета по определенным признакам (балансовым счетам);
- проверить правильность ведения аналитического учета.
Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
К документам синтетического учета в банке относятся: ежедневная оборотная ведомость, ежедневный баланс.
Коммерческие банки составляют баланс по установленной форме.
Баланс ¾ это основной документ в синтетическом учете банка. В балансе отражаются все бухгалтерские проводки по совершенным за день операциям.
Ежедневно составляемый баланс коммерческого банка отражает состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.
По данным баланса контролируются:
- формирование и размещение денежных средств;
- состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;
- правильность отражения операций в бухгалтерском учете.
Ежедневный баланс кредитной организации должен отвечать следующим основным требованиям:
- составляется по счетам второго порядка;
- по каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях, по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублях, итого по счету;
- по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;
- по ряду счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам;
- баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации, баланс на _________ 200_ г., единица измерения, номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги, итоговая сумма по балансу должна называться ¾ баланс;
- в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.
По ежедневному балансу
Баланс необходим для
По балансу производится группировка статей с учетом степени ликвидности активов.
По балансу делают группировку статей с точки зрения экономической сущности банковских операций.
Баланс необходим для
Анализ баланса коммерческого банка необходим для устранения рисков в деятельности банка.
Ежедневная оборотная
Балансы и оборотные ведомости
подписываются после их рассмотрения
руководителем кредитной
Бухгалтерский журнал, ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств подписываются после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению ¾ заместителем главного бухгалтера.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник банка должен сверить:
- соответствие оборотов по итогу, отраженным в бухгалтерском журнале, оборотам, показанным в оборотной ведомости;
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.
Тема 2. Банковская документация и документооборот
2.1. Сущность банковской
Все операции банков (расчетные, кассовые, ссудные и др.) отражаются в бухгалтерском учете на основании денежно-расчетных документов. Последние поступают в учреждения банков от хозяйственных организаций, от других банков, а также составляются в учреждениях банков и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверять их законность и осуществлять банковский контроль.
Банковская документация ¾ сово
Большой объем и многообразие банковских операций требуют рациональной организации банковской документации. В условиях автоматизации учета документы должны быть приспособлены для обработки на машинах. Это достигается путем стандартизации и унификации форм документов.
Применение стандартных
Формы документов, предоставляемых
предприятиями банкам, а также
документов, получаемых ими от банков
в подтверждение выполнения соответствующих
операций, включены в унифицированную
систему денежно-расчетной
Формы документов, включенные в унифицированные системы документации, подлежат государственной регистрации, им присваиваются номера по классификатору управленческой документации.
Для составления документов используются стандартные бланки установленной формы, изготовленные типографским способом. Допускается составление денежно-расчетных документов на ЭВМ без применения типографских бланков (но с аналогичным расположением реквизитов, предусмотренных стандартной формой бланка по данной операции)
Стандарты обеспечиваются определенным
набором реквизитов. Реквизитами
называются данные документов, раскрывающие
их содержание. Основные реквизиты
документов, применяемых в банках,
регламентированы Положением о расчетных
документах, в котором предусмотрены
также правила и сроки
- название документа;
- номер формы;
- номер документа;
- дата составления документа;
- наименование и местонахождение плательщика;
- наименование банка плательщика;
- наименование и местонахождение получателя;
- наименование банка получателя;
- номера счетов плательщика и получателя в банке;
- сумма операции цифрами и прописью;
- назначение платежа (содержание операции, при необходимости ¾ основание ее совершения);
- подписи должностных лиц клиента и оттиск его печати;
- подписи работников банка, проверивших документы.
Все документы должны быть правильно и четко оформлены, и поэтому их заполнение производится на машинах: пишущих, фактурных, электронных; кассовые документы ¾ объявления на взнос наличными, квитанции в приеме наличных денег ¾ заполняются от руки.
Каждый из документов, на основании
которых совершаются
- контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;
- дату проводки;
- подпись бухгалтерского работника, оформившего документ и совершившего операцию, а по документам, требующим дополнительного контроля, ¾подпись контролирующего работника.
Для сокращения количества бухгалтерских записей по операциям, имеющим массовый характер, применяются сводные документы, объединяющие несколько однородных операций. Причиной составления сводного документа является факт списания или зачисления разных сумм с одного счета.
Все расчетные документы
Все документы по месту их формирования подразделяются на банковские, составляемые учреждениями банков, и клиентские, поступающие от предприятий, организаций и учреждений.
К банковским документам относятся: авизо по межфилиальным расчетам, мемориальные ордера, кассовые ордера, распоряжения кредитного отдела о выдаче кредита и др.
К клиентским документам относятся: платежные поручения, платежные требования, чеки, реестры, заявления о выдаче ссуд, объявления на взнос наличными.
Кроме того, все расчетно-денежные документы по характеру отражаемых операций подразделяются на кассовые, мемориальные, внебалансовые.
Информация о работе Курс лекций «Учет в банках и на рынке ценных бумаг»