Курс лекций «Учет в банках и на рынке ценных бумаг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:13, курс лекций

Описание работы

В курсе лекций на основе Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и других нормативных документов раскрываются организация, основные положения по ведению бухгалтерского учета и порядок отражения в отчетности таких банковских операций, как расчетные, кассовые, кредитные, депозитные, операции с ценными бумагами, валютные, внутрибанковские. Кроме этого, курс включает раздел, связанный с изучением теоретических и прикладных аспектов бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 273.51 Кб (Скачать файл)

-    ссудные счета. Ссудные счета открываются клиенту банка, которому предоставляется кредит. Виды ссудных счетов различаются в зависимости от методов кредитования (простой ссудный счет, специальный ссудный счет, контокоррент);

-    депозитный счет. Депозитный счет открывается для хранения в течение определенного срока части средств предприятия. За хранение средств в банке на этом счете предприятию выплачивается определенный процент.

Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической  службе банка:

-    заявление на открытие счета;

-    копии Устава и учредительного договора (прошнурованные, пронумерованные и заверенные нотариально); если у создаваемого предприятия один учредитель, то требуется и решение (приказ) учредителя о создании предприятия;

-    постановление главы администрации о регистрации;

-    свидетельство о государственной регистрации;

-    справка от налоговой инспекции о регистрации;

-    учредительный договор;

-    справки о постановке на учет: в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, в статистических органах;

-    карточки с нотариально заверенными образцами подписей и оттиском гербовой печати.

Юридическая служба проверяет правильность оформления документов, оформляет договор  банковского счета.

Для открытия счета в бухгалтерию  представляется распоряжение руководства  банка об открытии счета с приложением  карточки образцов подписей должностных  лиц, имеющих право распоряжаться  счетом, и оттиска печати. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер  и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после  открытия счета с отметкой должностных  лиц бухгалтерии передается в  юридическую службу для помещения  в юридическое дело клиента. В  юридическом деле находятся заявления  клиентов об открытии им счетов со всеми  необходимыми документами, кроме карточек.

Никаких изъятий документов из таких  дел не допускается. В этом же деле помещается переписка об изменении  права подписи и другие документы  по данному клиенту. Каждому делу присваивается тот же номер, который  присвоен счету организации. Все  юридические дела хранятся в банке, в сейфе, подобранными по возрастающему  порядку номеров счетов.

При переоформлении счета в связи  с реорганизацией представляются такие  же документы, как и при создании предприятий, объединений, организаций. При изменении наименования, не вызванного реорганизацией, представляются заявление владельца счета и решение соответствующего органа.

Основные правила проведения операций по расчетным, текущим и другим счетам (субсчетам) предприятий в банке  устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Эти правила, в части безналичных расчетов, изложены в положении Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 14 «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Этим положением предусматривается, что платежи со счетов предприятий осуществляются по распоряжению владельца счета, списание средств со счетов предприятий производится в очередности, которую определяет руководитель предприятия. Однако Центральный банк Российской Федерации, на основе решений правительства, может изменять эту очередность, предоставляя приоритет определенной группе платежей.

Расчетные и текущие счета предприятий, объединений, организаций и учреждений закрываются:

-    по заявлению владельца счета;

-    по решению органа, создавшего предприятие;

-    при ликвидации.

В случае закрытия счета, а также  при изменении наименования предприятия, организации, учреждения либо номера счета, владелец счета обязан возвратить банку  чековые книжки с оставшимися  неиспользованными чеками и корешками  при заявлении, в котором указываются  номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение  остатка средств на счете на день закрытия и указание, куда перечислить  остаток средств.

Расчетные счета клиентов характеризуются  как пассивные, то есть сальдо по кредиту  счета ¾ это остаток денежных средств на счете. Обороты по кредиту показывают поступления средств, а обороты по дебету отражают их расходование.

В плане счетов эти операции отражаются в разделе 4 балансовых счетов «Операции  с клиентами». Предусмотрены следующие  счета первого порядка:

-    405 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности»,

-    406 «Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности»,

-    407 «Счета негосударственных предприятий».

Счета предназначены для учета  средств на счетах финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих предприятий  и организаций.

Банк хранит денежные средства предприятий  на их счетах и выполняет распоряжения этих предприятий о проведении банковских операций с их счетов. Средства со счетов списываются по распоряжению владельца  счета.

Расчеты, осуществляемые банком, в  котором открыт соответствующий  счет клиента, производятся преимущественно  путем безналичного перечисления средств со счета плательщика на счет получателя, а также наличными деньгами в соответствии с нормативными документами.

3.3. Учет форм безналичных  расчетов

Действующим законодательством предусмотрено  использование следующих форм безналичных  расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты аккредитивами.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение ¾ распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут  производиться:

а) перечисления денежных средств  за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств  в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов  по ним;

г) перечисления денежных средств  в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

Платежные поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Платежное поручение выписывается плательщиком в нескольких экземплярах, которые представляются в банк. Платежные  поручения выписываются с использованием технических средств в один прием  под копирку или путем размножения  подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Подлинным  расчетным документом является т. н. первый экземпляр, на котором стоит  гербовая печать и подписи уполномоченных лиц.

На основании первого (подлинного) экземпляра осуществляется списание средств  с расчетного счета плательщика. Этот документ служит мемориальным ордером  в банке плательщика и остается в документах дня банка плательщика.

Второй и третий экземпляры пересылаются в банк получателя (на их основании  изготавливаются платежные поручения  на РКЦ).

Второй экземпляр служит мемориальным ордером, и на его основании зачисляются  деньги на расчетный счет получателя. Остается в документах дня банка  получателя.

Третий экземпляр будет являться приложением к выписке из лицевого счета получателя.

Четвертый экземпляр выдается плательщику  как расписка о выполнении операции (вместе с выпиской из лицевого счета).

Плательщик представляет платежное  поручение в банк к оплате.

Ответственный исполнитель проверяет  правильность оформления, документа, наличие  денег на расчетном счете. Ответственный  исполнитель от лица банка принимает  платежные документы к оплате, то есть на всех экземплярах платежного поручения ответственный исполнитель  проставляет штамп банка и  свою подпись.

При расчетах платежными поручениями  делаются следующие бухгалтерские  проводки.

Если плательщик и получатель средств  обслуживаются в одном коммерческом банке, то делается бухгалтерская проводка:

Д-т 40702 «Счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций» (расчетный  счет плательщика)

К-т 40702 «Счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций» (расчетный  счет получателя денежных средств).

Если плательщик и получатель средств  обслуживаются в разных коммерческих банках, то в банке плательщика  списание средств со счета плательщика  отражается следующим образом:

Д-т 40702 «Счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций» (расчетный  счет плательщика)

К-т 30102 «Корреспондентские счета кредитных  организаций в Банке России» (банка  плательщика).

В банке получателя при поступлении  денежных средств делается запись:

Д-т 30102 «Корреспондентские счета кредитных  организаций в Банке России» (банка  получателя)

К-т 40702 «Счета негосударственных коммерческих предприятий и организаций» (расчетный  счет получателя).

Расчеты по аккредитивам

Аккредитив ¾ это условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее ¾ банк-эмитент) по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств при предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее ¾исполняющий банк) произвести такие платежи. Аккредитивная форма — одна из основных в международных расчетах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40–50% по экспорту. Определенное распространение он получил и во внутренних расчетах страны. В первые годы после кредитной реформы 1930–1932 гг. удельный вес этого платежного инструмента достигал 25–30%, что объяснялось отсутствием налаженных хозяйственных связей и неуверенностью поставщиков в платежеспособности покупателя. В середине 90-х гг. на долю данной формы приходилось от 0,1 до 5% платежного оборота в различных регионах. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Порядок использования аккредитивов для расчетов на территории Российской Федерации регламентируется «Положением  о безналичных расчетах».

Аккредитив включает в себя элементы банковской гарантии, прямых платежей предприятия и расчетов векселями.

В российской практике аккредитивная  форма расчетов используется главным  образом, когда она определена договором  между контрагентами.

В условиях разлаженности платежной  системы в России применение аккредитивов весьма перспективно и гораздо эффективнее  по сравнению с предварительной  оплатой, получившей широкое распространение  в целях гарантии платежа.

Аккредитив открывается на основе договора между поставщиком и  покупателем, где оговариваются  следующие условия:

-    наименование банка–эмитента;

-    наименование банка, обслуживающего получателя средств;

-    наименование получателя средств;

-    сумма аккредитива;

-    вид аккредитива;

-    способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

-    способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

-    полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

-    сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

-    условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

-    ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В основной договор могут быть включены иные положения, касающиеся порядка  расчетов по аккредитиву.

Аккредитивы могут быть отзывные и  безотзывные. Отзывной аккредитив может  быть изменен или отменен банком–эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств  и без каких-либо обязательств банка–эмитента перед получателем средств после  отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отмене только с согласия получателя средств.

Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Депонированный аккредитив ¾ это аккредитив, открытый плательщиком за счет собственных средств, либо за счет предоставленного ему кредита.

Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку  аккредитив, в котором плательщик обязан указать:

Информация о работе Курс лекций «Учет в банках и на рынке ценных бумаг»