Курс лекций «Учет в банках и на рынке ценных бумаг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:13, курс лекций

Описание работы

В курсе лекций на основе Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и других нормативных документов раскрываются организация, основные положения по ведению бухгалтерского учета и порядок отражения в отчетности таких банковских операций, как расчетные, кассовые, кредитные, депозитные, операции с ценными бумагами, валютные, внутрибанковские. Кроме этого, курс включает раздел, связанный с изучением теоретических и прикладных аспектов бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 273.51 Кб (Скачать файл)

Заявления на выдачу лимитированных книжек, а также акцепт платежных  поручений заверяются подписью контролирующего  работника. Главный бухгалтер или  его заместитель контролируют операции по: переадресовке и возврату сумм; дополнительному взысканию пени; высылке дубликатов документов; закрытию расчетных и текущих счетов; взысканию  с клиентов штрафов за нарушение  правил совершения расчетных операций; внутрибанковским операциям.

Проверяются и подписываются контролирующими  работниками расчетно-денежные документы  по: счетам вкладов граждан и военнослужащих, взысканию с клиентов штрафов  за нарушение правил совершения расчетных  операций; основным средствам банка, малоценным и быстроизнашивающимся предметам; расчетам с хозрасчетными  предприятиями банка; дебиторами и  кредиторами банка (только по дебету); суммам, перечисленным до выяснения; хозяйственным материалам; расходам будущих периодов; операционным и  разным доходам и расходам; расходам на содержание аппарата управления банка; внебалансовым счетам марок государственной  пошлины, разных ценностей и документов (в части списания ценностей) и  бланков строгой отчетности.

Дополнительно контролируются также  операции по: текущим субсчетам и  транзитным счетам общественных фондов, текущим счетам уполномоченных лиц; лицевым счетам выплат по пенсиям  и счетам государственного бюджета; ссудным счетам индивидуальных заёмщиков; другим счетам и операциям по отдельным  решениям банка.

При совершении кассовых расходных  операций задача предварительного контроля, выполняемого централизованно контролером, сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных  документов без предварительной  проверки их ответственным исполнителем. Контролирующий работник проверяет  правильность оформления каждого расходного кассового документа.  При использовании именных денежных чеков, по которым выдаются наличные деньги клиентам, необходимо проследить наличие отметки о предъявлении паспорта получателем денег, а также его расписки на чеке и на расходных кассовых ордерах. Кроме того, сличаются подписи лиц, правомочных подписывать чеки, оттиск печати на чеке и его номер с образцами, указанными в карточке образцов подписей и печати при открытии счета; подпись ответственного исполнителя сопоставляется с имеющимся образцом. Затем контролер подписывает чек или расходный кассовый ордер и заносит сумму в расходный кассовый журнал. Кассовые работники контролируют и подписывают все кассовые документы, а также внебалансовые ордера, на основании которых принимаются и выдаются ценности и деньги.

Главный бухгалтер следит за оформлением  открытия расчетных и текущих  счетов клиентов, организует контроль и повсеместное наблюдение за его  осуществлением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы в соответствии с общими правилами и инструкциями по отдельным операциям.

Главный бухгалтер и его заместитель  контролируют исправления в лицевых  счетах, открытие и закрытие счетов, начисление процентов по ним, использование  бланков строгого учета, квитанций  о приеме наличных денег.

Главный бухгалтер ежедневно проверяет: заключение кассовых операций; полноту  оприходования денег как инкассированных, так и принятых вечерней кассой, сводку оборотов и баланс за день; правильность формирования и хранения денежно-расчетных  документов и всех учетных материалов. Главный бухгалтер учреждения банка  несет ответственность за состояние  учета и внутрибанковского контроля не всех участках учетно-операционной и кассовой работы.

Целью последующего контроля является систематическая проверка постановки учета и документооборота, выполнения работниками учетно-операционного  аппарата возложенных на них обязанностей, законности и правильности оформления выполненных ими операций.

Последующий контроль проводится главным  бухгалтером, его заместителями, внешними и внутренними аудиторами. В процессе проверки устанавливается законность совершения операций, правильность учета  операций, правильность оформления денежно-расчетных  документов и т. д. При последующем  контроле все участки учетно-операционной работы подлежат проверке, как правило, не реже одного раза в квартал. В  порядке такого контроля проводятся ревизии. Результаты последующих проверок, выявленные в ходе их проведения недостатки, меры по устранению должны рассматриваться  руководством учреждений банков. Главный  бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

Проверки носят тематический и  комплексный характер. Так, могут  проверяться только кассовые или  мемориальные документы за определенный период; при комплексной проверке проверяется вся работа тех или  иных ответственных исполнителей. В  течение квартала должны быть проконтролированы  все участки учетно-операционной работы. После ревизии или обследования разрешается не проверять состояние  учетно-операционной работы в течение  трех месяцев.

В процессе последующего контроля в  выборочном порядке анализируются  документы, не подвергавшиеся текущему контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителей. По результатам  последующих проверок управляющий  и главный бухгалтер учреждения банка принимают меры по устранению выявленных недостатков и предотвращению их в дальнейшем.

Общую ответственность за состояние  учета, документооборота и контроля в банке несет руководитель банка. В его обязанности входит проверка своевременности составления ежедневного  баланса, который предоставляется  ему на подпись. В соответствии с  положением о штрафах за нарушение  правил расчетных операций учреждения банков уплачивают штрафы клиентам за несвоевременное или неправильное зачисление сумм на их счет, несвоевременную  или неправильную отправку расчетных  документов, выдачу неверных выписок  из счетов. При нарушении правил документооборота и уплате в связи  с этим штрафов клиентам учреждения банков взыскивают причиненный им ущерб  в установленных законом пределах с тех работников, по вине которых  допущены ошибки.

Тема 3. Организация и  порядок учета расчетных операций

3.1. Принципы организации безналичных  расчетов

Безналичные расчеты ¾ это денежные расчеты, совершаемые путем записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Принципы организации безналичных  расчетов — основополагающие начала их проведения.

Первый принцип — правовой режим  осуществления расчетов и платежей — обусловлен ролью платежной  системы как основного элемента любого современного общества. Сложность  и важность расчетных взаимоотношений  предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов  и подзаконных актов (указов Президента, постановлений Правительства), а  также нормативных актов тех  государственных органов, которым  поручено выполнять функцию регулирования  расчетов.

Второй принцип организации  расчетов — осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних  как у получателя, так и плательщика  — необходимая предпосылка таких  расчетов. Согласно ст. 112 Основ гражданского законодательства безналичные расчеты  производятся юридическими лицами и  гражданами через банк, в котором  им открыт соответствующий счет. Для  расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор  банковского счета — самостоятельный  двусторонний (участники имеют как  права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и  функционирование счетов предприятий  в банке предопределяются действующим  порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией  Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с  последующими изменениями и дополнениями).

Клиенты вправе открывать необходимое  им количество расчетных, депозитных и  иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено  федеральным законом.

Банки и другие кредитные организации  для проведения расчетов между собой  открывают корреспондентские счета  — друг у друга (заключается договор  корреспондентского счета) и, в обязательном порядке — в учреждениях Банка  России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип — поддержание  ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог  четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки  и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно  изыскивать недостающие ресурсы (путем  получения кредита или продажи  активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие  акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта  документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного  векселя).

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его  начала и окончания (включая нерабочий  день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний  день срока даны в первой части  ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190–195).

Значение этого принципа заключается  в том, что непрерывно расходуемые  средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные  заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению  кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Важнейший принцип организации  безналичных расчетов — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных  положении о порядке их проведения.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип  их имущественной ответственности  за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается  в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности  в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также  иных мер ответственности.

3.2. Характеристика расчетного  счета и порядок его открытия

Согласно Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 и последующим  изменениям и дополнениям, включая  письмо № 320 от 11 августа 1990 г. «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР», в коммерческих банках, в зависимости от обслуживаемых клиентов открываются соответствующие счета:

-    расчетные счета ¾ юридическим лицам различных форм собственности, имеющим самостоятельный баланс; расчетный счет является основным счетом предприятия. Он открывается предприятию независимо от формы собственности, обладающему правами юридического лица и действующему на принципах самоокупаемости.

Предприятиям, имеющим вне места  своего нахождения различные подразделения (филиалы и т.п.), могут быть открыты  для этих подразделений расчетные  субсчета в банках по месту их нахождения. Операции по расчетному субсчету ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного  счета (головной организации). Основные операции по этому счету: зачисление поступающей выручки и последующее  перечисление ее средств на основной расчетный счет предприятия; расчетные  операции от имени головного предприятия. Расчетные счета предназначены  для хранения денежных средств предприятий  и совершения расчетов по их основной деятельности. На расчетных счетах концентрируются результаты всех банковских операций по основной деятельности. Остаток  расчетного счета показывает свободные  денежные средства, которыми располагает  его владелец;

-    бюджетные счета ¾ предприятиям, организациям, учреждениям, которым для ведения хозяйственной деятельности выделяются средства из республиканских и местных бюджетов согласно установленным сметам; бюджетные счета — это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций, они подразделяются на доходные, расходные, текущие счета средств местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств;

-    текущие счета ¾ учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные благотворительные фонды и пр.). Текущие счета открываются предприятиям, не обладающим признаками, дающими право иметь расчетный счет. Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий, как правило, открываются текущие счета, по которым проводятся операции, связанные главным образом с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами. По текущему счету осуществляются операции, связанные с выдачей наличных денег; зачисление средств с расчетного счета головного предприятия для выдачи заработной платы и командировочных расходов; их выдача; перечисления во вклады граждан, а также удержания из заработной платы; с разрешения банка могут быть предусмотрены выплаты наличных денег для выполнения производственных задач. Кроме того, текущие счета или расчетные субсчета могут открываться юридическими лицами своим подразделениям, территориально обособленным, ¾ магазинам, филиалам. Текущими являются счета в иностранной валюте, которые открываются любому юридическому лицу для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям или операциям, связанным с дипломатической, торговой и другой деятельностью;

Информация о работе Курс лекций «Учет в банках и на рынке ценных бумаг»