Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций
Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса
1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.
2.1. В состав нормативных
актов, соблюдение которых
2.2. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.
2.3. Выявленные аудитором нарушения могут влиять:
а) существенно на величину
показателей бухгалтерской
б) несущественно на величину
показателей бухгалтерской
2.4. В случае неоднозначной
трактовки аудиторской
2.4.1. Если влияние спорного
нормативного документа
а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;
б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи безусловно положительного аудиторского заключения.
2.4.2. Если влияние спорного
нормативного документа
Ответственность руководителей экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов
3.1. Аудиторская организация
не несет ответственности за
невыполнение руководством
3.2. При проверке соблюдения
нормативных актов
а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
б) привлекаются ли специалисты
аудиторских и юридических
в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;
г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;
д) осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.
Проверка аудитором
4.1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.
4.2. Аудитор должен обратить
особое внимание на такие
а) изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;
б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;
в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;
г) проверить наличие документов
о регистрации экономического субъекта,
необходимых лицензий и других документов,
без которых проверяемый
4.3. Как и в других
вопросах, в части, касающейся
проверки соблюдения
4.4. Аудитор должен иметь
в виду, что при проведении
аудиторских проверок
а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;
в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;
г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.
4.5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".
4.6. Аудитор должен добиваться
того, чтобы руководство
Действия аудитора при
обнаружении нарушений
5.1. При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.
5.2. При оценке влияния
выявленных нарушений на
а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;
б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на структуре имущества проверяемого экономического субъекта;
в) прекращение деятельности экономического субъекта;
г) появление сомнений в правдивости и достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
5.3. Аудитору необходимо
учесть, что к нему могут быть
применены меры
5.4. В тех случаях, когда
получить информацию о
5.5. Аудитору следует учесть
влияние невыполнения
5.6. Если невыполнение
требований нормативных
а) отразить все такие нарушения в своей рабочей документации;
б) учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских доказательств и дальнейшее планирование процедур аудита;
в) сообщить руководству экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;
г) сообщить пользователям бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).
5.7. Если аудитор пришел
к выводу, что руководство
5.8. Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены аудитором при составлении аудиторского заключения следующим образом (при этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и "Существенность и аудиторский риск"):
а) если аудитор пришел к
выводу, что факты невыполнения требований
нормативных документов по бухгалтерскому
учету и налогообложению
б) если руководство и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении достаточной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;
в) если аудитор не может установить факты нарушения требований нормативных актов из-за ограничений, причиной которых были случайные обстоятельства, а не действия руководства и (или) персонала экономического субъекта, то аудитор может дать условно положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении;
г) если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения и внес необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность и данные по налогообложению, то аудитор вправе дать положительное заключение.
5.9. Аудитор может прийти
к выводу о необходимости
5.10. Выявленные факты нарушений
требований нормативных актов
следует довести до сведения
руководства проверяемого