Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

2.1. В состав нормативных  актов, соблюдение которых является  предметом данного правила (стандарта), входят законодательные и иные  нормативные документы органов  законодательной и исполнительной  власти, которые регулируют хозяйственную  и финансовую деятельность экономических  субъектов. 

 

2.2. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

 

2.3. Выявленные аудитором  нарушения могут влиять:

 

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

 

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству  или третьим лицам.

 

2.4. В случае неоднозначной  трактовки аудиторской организацией  и проверяемым экономическим  субъектом нормативных документов  аудитору следует произвести  оценку существенности влияния  спорного нормативного документа  на оценку достоверности отчетности  в целом в соответствии с  правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности".

 

2.4.1. Если влияние спорного  нормативного документа существенно,  аудитор может по согласованию  с экономическим субъектом предпринять  одно или несколько из следующих  действий:

 

а) направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

 

б) письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи безусловно положительного аудиторского заключения.

 

2.4.2. Если влияние спорного  нормативного документа несущественно,  то факт разногласий может  быть отмечен в письменной  информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

 

Ответственность руководителей  экономического субъекта за несоблюдение нормативных актов 

 

3.1. Аудиторская организация  не несет ответственности за  невыполнение руководством экономического  субъекта и его экономическими  и производственными подразделениями  требований нормативных актов  Российской Федерации. Ответственность  за соблюдение установленных  этими актами норм и правил  несет руководство экономического  субъекта. В ходе проверки аудитор  должен исходить из того, что  экономический субъект руководствуется  в своей деятельности установленными  нормативными актами до тех  пор, пока не получит доказательств противного.

 

3.2. При проверке соблюдения  нормативных актов экономическим  субъектом аудитор должен установить:

 

а) обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

 

б) привлекаются ли специалисты  аудиторских и юридических организаций  для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению  и применению хозяйственного и иного  законодательства Российской Федерации;

 

в) разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную  политику, схемы документооборота и  визирования совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;

 

г) применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при несоблюдении требований нормативных актов;

 

д) осуществляется ли предварительный  контроль законности планируемых крупных  сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения  по отражению планируемой сделки в учете и порядка ее налогообложения.

 

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов 

 

4.1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

 

4.2. Аудитор должен обратить  особое внимание на такие нормативные  акты, невыполнение которых может  стать причиной прекращения или  приостановления деятельности экономического  субъекта. В этой связи аудитору  необходимо:

 

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

 

б) получить у руководителей  экономического субъекта сведения о  приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

 

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных  актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской  проверки, с руководством экономического субъекта;

 

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический  субъект не вправе осуществлять хозяйственную  и финансовую деятельность.

 

4.3. Как и в других  вопросах, в части, касающейся  проверки соблюдения экономическим  субъектом требований нормативных  актов, аудитор должен планировать  и проводить аудит с достаточной  степенью профессионального скептицизма. 

 

4.4. Аудитор должен иметь  в виду, что при проведении  аудиторских проверок существует  риск необнаружения, несмотря на то что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

 

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

 

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю  хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

 

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

 

г) получения аудитором  большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный  характер.

 

4.5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

 

4.6. Аудитор должен добиваться  того, чтобы руководство экономического  субъекта принимало меры по  выявлению, предупреждению и устранению  нарушений требований нормативных  актов, которые могут исказить  бухгалтерскую отчетность экономического  субъекта.

 

Действия аудитора при  обнаружении нарушений требований нормативных актов 

 

5.1. При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности.

 

5.2. При оценке влияния  выявленных нарушений на достоверность  бухгалтерской отчетности аудитор  должен учесть возникновение  таких последствий, как: 

 

а) взыскание с проверяемого экономического субъекта штрафных санкций  в проверяемом отчетном периоде;

 

б) появление угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на структуре имущества  проверяемого экономического субъекта;

 

в) прекращение деятельности экономического субъекта;

 

г) появление сомнений в  правдивости и достоверности  данных, отраженных в бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

 

5.3. Аудитору необходимо  учесть, что к нему могут быть  применены меры ответственности  в случае сокрытия им обнаруженных  фактов, подтверждающих наличие  состава преступления в действиях  (бездействии) экономического субъекта. При наступлении подобных обстоятельств  аудитору следует руководствоваться  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Действия аудитора  при выявлении искажений бухгалтерской  отчетности", а также целесообразно получить консультацию у юриста о возможных последствиях.

 

5.4. В тех случаях, когда  получить информацию о действительном  или предполагаемом нарушении  требований нормативных актов  невозможно, аудитор должен реально  оценить влияние отсутствия необходимых  документов на достоверность  выводов, содержащихся в аудиторском  заключении.

 

5.5. Аудитору следует учесть  влияние невыполнения требований  нормативных актов экономическим  субъектом на другие аспекты  аудита, в особенности на достоверность  сведений, представленных руководством  экономического субъекта. В случае  если нарушения не были обнаружены системой внутреннего контроля или не были включены в сведения, которые представило руководство, аудитор вправе пересмотреть оценку возможных рисков, а также степень достоверности сведений, представляемых руководством экономического субъекта.

 

5.6. Если невыполнение  требований нормативных документов  по бухгалтерскому учету и  налогообложению является существенным, то аудитор обязан сделать  следующее: 

 

а) отразить все такие  нарушения в своей рабочей  документации;

 

б) учесть влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских  доказательств и дальнейшее планирование процедур аудита;

 

в) сообщить руководству  экономического субъекта о замеченных нарушениях в своей письменной информации;

 

г) сообщить пользователям  бухгалтерской отчетности о замеченных нарушениях (отразить в аудиторском  заключении, выступить на собрании акционеров и т.п.).

 

5.7. Если аудитор пришел  к выводу, что руководство экономического  субъекта, включая и работников  экономических служб, причастно  к фактам невыполнения требований  нормативных документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению, то  аудитор должен сообщить об  этом высшему органу управления  экономического субъекта.

 

5.8. Факты невыполнения  требований нормативных актов  должны быть учтены аудитором  при составлении аудиторского заключения следующим образом (при этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и "Существенность и аудиторский риск"):

 

а) если аудитор пришел к  выводу, что факты невыполнения требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению существенно  повлияли на достоверность бухгалтерской  отчетности, то аудитор должен представить  условно положительное или отрицательное  заключение;

 

б) если руководство и (или) персонал экономического субъекта препятствуют аудитору в получении достаточной  информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно  исказили бухгалтерскую отчетность, аудитор должен составить отрицательное  заключение или отказаться от выражения  своего мнения в аудиторском заключении;

 

в) если аудитор не может  установить факты нарушения требований нормативных актов из-за ограничений, причиной которых были случайные  обстоятельства, а не действия руководства  и (или) персонала экономического субъекта, то аудитор может дать условно  положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском  заключении;

 

г) если персонал экономического субъекта исправил все выявленные нарушения  и внес необходимые исправления  в бухгалтерскую отчетность и  данные по налогообложению, то аудитор  вправе дать положительное заключение.

 

5.9. Аудитор может прийти  к выводу о необходимости прекратить  или приостановить проверку, если  руководство и персонал экономического  субъекта не принимали меры  по устранению фактов нарушения  требований нормативных актов,  даже если такие нарушения  не оказывали существенного влияния  на бухгалтерскую отчетность, но  могут существенно повлиять на  нее в дальнейшем.

 

5.10. Выявленные факты нарушений  требований нормативных актов  следует довести до сведения  руководства проверяемого экономического  субъекта в соответствии с  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Письменная информация  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита" (раздел "Результаты аудиторской  проверки"). В письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита должны иметься ссылки на нормативные акты и на те их разделы (параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены нарушения.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"