Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

л) идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных  операций, методов учета и налогообложения  в них;

 

м) результаты работы с привлеченными  специалистами-экспертами;

 

н) знакомство с реестром акционеров;

 

о) использование знаний, накопленных из предыдущего опыта  аудитора;

 

п) материалы налоговых  проверок и судебных процессов.

 

4.2. Перед аудиторской  проверкой и в ходе ее проведения  все произведенные процедуры  и полученная информация отражаются  в рабочих документах аудитора  в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование  аудита".

 

5. Использование полученных  знаний о деятельности экономического  субъекта 

 

5.1. Знание сущности деятельности  экономического субъекта должно  быть использовано аудиторской  организацией на всех стадиях  проведения аудита в целях: 

 

а) квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита;

 

б) рационального планирования аудита;

 

в) эффективного проведения аудита;

 

г) определения аудиторского риска и его составляющих, а  также уточнения уровня существенности;

 

д) оценки системы внутреннего  контроля;

 

е) выбора видов и методов  выполнения аналитических процедур;

 

ж) оценки и обоснования  получаемых аудиторских доказательств;

 

з) оценки допущения непрерывности  деятельности экономического субъекта;

 

и) определения областей, где могут потребоваться специальные  аудиторские знания;

 

к) определения третьих  сторон и операций, связанных с  третьими сторонами;

 

л) выявления противоречивой информации;

 

м) достижения высокой степени  профессионализма при опросах и  обслуживании экономического субъекта;

 

н) в других целях.

 

5.2. На этапе предварительного  планирования аудиторская организация  должна иметь информацию о  состоянии имущества и обязательств  экономического субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу.

 

5.3. В процессе планирования  аудита аудиторская организация  обязана пополнять и учитывать  полученные знания о деятельности  экономического субъекта при  отборе необходимых аналитических  процедур, составлении плана и  программы аудита, при расчете  аудиторского риска и его составляющих.

 

5.4. Для того, чтобы адекватно интерпретировать смысл информации, полученной в ходе аудита, аудиторская организация обязана получить более детальную информацию о деятельности экономического субъекта. При этом аудитор должен продумать вопрос о том, какие именно документы следует получить и насколько они необходимы для пополнения его знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта.

 

5.5. В процессе проведения  аудита аудиторская организация  обязана уточнить на текущий  момент информацию, полученную ранее,  включая информацию предшествующего  аудиту периода. Это необходимо  для того, чтобы правильно и  своевременно производить корректировку  видов, трудоемкости и объема  необходимых аудиторских процедур, оценку и обоснование аудиторских  доказательств, выявление противоречивой  информации.

 

5.6. На завершающей стадии аудита углубленное понимание деятельности экономического субъекта необходимо в целях произведения контрольных аналитических процедур и подтверждения правильности окончательных выводов о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта.

 

5.7. В целях обеспечения  достаточного понимания деятельности  экономического субъекта аудиторская  организация обязана на стадии  планирования правильно подобрать  персонал для проведения аудита. При этом надо учитывать уровень  квалификации и опыта проведения  аудита, преемственность персонала,  а также психологическую совместимость  внутри группы аудиторов. 

 

5.8. В процессе выполнения  аудита аудиторская организация  должна обеспечить контроль за тем, чтобы члены аудиторской группы получили достаточные данные относительно сущности деятельности проверяемого экономического субъекта, которые позволили бы им качественно выполнить необходимый объем работ. Кроме того, руководитель аудиторской проверки обязан контролировать процесс пополнения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта новыми сведениями; а также в целях качественного проведения аудита обеспечить обмен получаемыми в процессе аудита данными внутри группы аудиторов.

 

5.9. Аудиторская организация  может документировать и систематизировать  знания о деятельности экономического  субъекта в виде постоянных  файлов, в том числе в автоматизированном  виде. В состав постоянного файла  могут входить: 

 

а) история развития экономического субъекта;

 

б) перечень осуществляемых видов деятельности;

 

в) положения учетной политики и ее последовательные изменения;

 

г) другая информация, имеющая  значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

 

Документирование и хранение информации о деятельности экономического субъекта должно осуществляться в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской  деятельности "Документирование аудита".

 

5.10. При комплектации постоянного  файла аудиторская организация  должна следить за его периодическим  пополнением и обновлением по  итогам аудиторских проверок  данного экономического субъекта.

 

Переменный файл включает в себя все текущие документы: планы, программы, текущие договора и т.п.

5.3. Аудиторские процедуры.  Процедуры по существу. Тесты  средств контроля.

 

Аудиторская процедура - определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых  аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности "Аудиторские доказательства" (Одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)

 

Для обоснованного выражения  своего мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские  доказательства на основе аудиторских  процедур, таких, как:

 

а) детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете  оборотов и сальдо по счетам;

 

б) аналитическая процедура;

 

в) проверка (тест) средств  внутреннего контроля.

 

В программе аудита следует  предусмотреть, какие аудиторские  процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора  аудиторских доказательств.

 

Процедура аудиторская по существу - разновидность аудиторской  процедуры, включающая в себя одно из двух:

 

а) детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете  оборотов и сальдо по счетам;

 

б) аналитическую процедуру.

 

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости  от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций. Ниже приведены  наиболее распространенные способы  получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации  могут применять на конкретных участках аудита.

 

1. Проверка арифметических  расчетов клиента (пересчет).

 

Пересчет заключается  в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских  записей и в выполнении независимых  подсчетов.

 

Пересчет как правило осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка" требованиям.

 

Если экономический субъект  ведет бухгалтерский учет с применением  компьютерных средств, аудиторская  организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ЭВМ.

 

2. Инвентаризация.

 

Инвентаризация - прием, который  позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную  информацию о состоянии и стоимости  такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства.

 

В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом  проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации  правильно оценить надежность системы  бухгалтерского учета и действенность  системы внутреннего контроля. Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего  контроля в целом или надежность отдельных средств контроля как  высокую, она вправе разумным образом  снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской  выборки.

 

До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская  организация обязана:

 

а) выяснить, как часто  проводилась инвентаризация имущества  и финансовых обязательств;

 

б) проверить бухгалтерскую  документацию по ранее проводившимся  экономическим субъектом инвентаризациям;

 

в) ознакомиться с номенклатурой  и объемами товарно-материальных ценностей;

 

г) выявить дорогостоящие  товарно-материальные ценности;

 

д) проанализировать систему  учета товарно-материальных ценностей  и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные  стороны таких систем.

 

В случае наблюдения за проведением  инвентаризации экономическим субъектом  аудиторской организации следует:

 

а) принять участие в  проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля;

 

б) изучить, имеются ли устаревшие, не используемые или мало используемые товарно-материальные ценности;

 

в) проверить, хранятся ли отдельно запасы, принадлежащие третьим лицам и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах;

 

г) изучить реальность дебиторской  и кредиторской задолженности.

 

Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации  рекомендуется провести проверки в  двух направлениях:

 

а) сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей;

 

б) сверить фактические  запасы товарно-материальных ценностей  с данными учетных записей.

 

3. Проверка соблюдения  правил учета отдельных хозяйственных  операций.

 

Этот метод позволяет  аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

 

Полученная информация считается  достоверной только в том случае, если она получена непосредственно  в момент исследования этих операций.

 

4. Подтверждение. 

 

Для получения информации о реальности остатков на счетах учета  денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности  аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

 

Запросы на подтверждение  рекомендуется готовить в виде документа  от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться  требование предоставить необходимую  информацию непосредственно аудиторской  организации.

 

При необходимости аудиторская  организация может самостоятельно установить непосредственный контакт  с независимой (третьей) стороной, которой  был направлен запрос на подтверждение.

 

В случае, если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

 

5. Устный опрос персонала,  руководства экономического субъекта  и независимой (третьей) стороны. 

 

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны  может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

 

Результаты устных опросов  должны записываться в виде протокола  или краткого конспекта, в котором  обязательно должны быть указаны  фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

 

Для проведения типовых опросов  аудиторская организация может  готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.

 

Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться  аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской  проверки.

 

6. Проверка документов.

 

Документальная информация может быть внутренней, внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской  организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы - документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.

 

Проверка документов заключается  в том, что аудитор должен убедиться  в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать  определенные записи в бухгалтерском  учете и проследить отражение  операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"