Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

4.2. В случае выявления  искажений бухгалтерской отчетности  экономического субъекта аудиторская  организация должна оценить их  влияние на достоверность проверяемой  отчетности во всех существенных  отношениях.

 

4.3. В связи с выявлением  искажений бухгалтерской отчетности  аудиторской организации следует  учитывать возможные виды нарушений,  имеющие место у экономического  субъекта и ведущие к появлению  искажений, такие, как: 

 

а) отклонения от установленных  законодательством правил ведения  и организации бухгалтерского учета  и отчетности;

 

б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода  принятой учетной политики отражения  в бухгалтерском учете отдельных  хозяйственных операций и оценки имущества;

 

в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства;

 

г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение бухгалтерской отчетности.

 

4.4. Аудитор должен в  случае выявления искажений бухгалтерской  отчетности корректировать разработанные  им аудиторские процедуры в  зависимости от:

 

а) видов нарушений, имевших  место в организации и ведущих  к появлению искажений;

 

б) степени существенности выявленных искажений;

 

в) риска появления искажений  при дальнейшей проверке и риска  необнаружения искажений.

 

4.5. При выявлении искажений  бухгалтерской отчетности аудиторская  организация должна оценить, насколько  эффективно действующая у экономического  субъекта система внутреннего  контроля препятствует возникновению  различных нарушений, ведущих  к появлению искажений бухгалтерской  отчетности. В случае вывода аудиторской  организации о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить в связи с этим объем и характер применяемых аудиторских процедур.

 

4.6. Выявленные в процессе  аудита факты искажений бухгалтерской  отчетности аудиторской организации  следует подробно отразить в  своей рабочей документации, оформленной  в установленном порядке. Аудиторская  организация должна включить  сведения о выявленных искажениях  бухгалтерской отчетности в аудиторское  заключение о бухгалтерской отчетности  при проведении обязательного  аудита или в отчет аудитора  при проведении инициативного  аудита различной целевой направленности.

 

Ответственность сторон в  связи с выявлением искажений  бухгалтерской отчетности

 

5.1. Аудиторская организация  ответственна за выражение объективного  и обоснованного мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности, представленного  в письменном виде в аудиторском  заключении и (или) отчете руководству  проверяемого экономического субъекта.

 

5.2. Аудиторская организация  ответственна за правильность  и полноту данных, отраженных  в заключении и (или) отчете  аудитора, о выявленных им существенных  искажениях бухгалтерской отчетности.

 

5.3. Аудиторская организация  несет ответственность за несоблюдение  конфиденциальности коммерческой  информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений  о выявленных искажениях бухгалтерской  отчетности третьим лицам (за  исключением случаев, прямо предусмотренных  действующим законодательством).

 

5.4. Персонал проверяемого  экономического субъекта, в том  числе его руководство, несет  ответственность: 

 

а) за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской  отчетности;

 

б) за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

 

в) за неустранение или несвоевременное устранение их.

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности "Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)

 

Порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений  от руководства проверяемого экономического субъекта

 

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма-обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

 

2.2. Аудитор в соответствующих  случаях должен получить от  руководства экономического субъекта  разъяснения, необходимые ему  для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей  получению от руководства проверяемого  экономического субъекта, а также  перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

 

2.3. Разъяснения, получаемые  аудитором от руководства проверяемого  экономического субъекта, могут  быть запрошены на этапе предварительного  планирования аудита, на этапе  подготовки общего плана и  программы аудита, непосредственно  на этапе проверки - в ходе выполнения  аудиторских процедур по существу  и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита  и подготовки аудиторского заключения.

 

2.4. На разных этапах  проведения проверки аудитору  следует получать разъяснения  от руководства проверяемого  экономического субъекта в следующих  целях: 

 

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения  могут быть использованы для подтверждения  допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной  оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

 

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие  разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы  внутреннего контроля, а также  получению оценок аудиторских рисков;

 

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских  процедур по существу такие разъяснения  могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о  надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

 

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить  источником свидетельств о наличии  существенных искажений бухгалтерской  отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

 

2.5. При обращении к  руководству проверяемого экономического  субъекта с целью получения  аудиторских доказательств, аудитор  должен придерживаться согласованной  с руководством проверяемого  экономического субъекта последовательности  действий. При этом аудитору следует  иметь в виду, что руководство  проверяемого экономического субъекта  не вправе ограничивать круг  вопросов, подлежащих аудиту. Желательно  довести это обстоятельство до  указанного руководства официально  на стадии заключения договора (например, в письме-обязательстве  о согласии на проведение аудита).

 

2.6. Порядок обращения  аудитора к руководству может  быть оговорен при заключении  договора на аудиторскую проверку, а также в письме-обязательстве.  В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

 

2.7. При любой форме  обращения аудитор должен по  возможности точно и конкретно  сформулировать перечень необходимых  сведений, которые он предполагает  получить или подтвердить, а  также может снабдить свой  запрос пояснениями, которые сочтет  необходимыми.

 

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

 

2.9. При получении разъяснений  аудитор должен быть готов  уточнить отдельные стороны ответа  для того, чтобы иметь достаточную  уверенность в том, что предоставленные  ему разъяснения поняты и истолкованы  им правильно. Форма обращения  аудитора за уточнением может  быть устной или письменной  и выбирается самим аудитором. 

 

2.10. Отказ руководства  экономического субъекта предоставить  информацию по запросу аудитора  может непосредственным образом  повлиять на возможность аудитора  сформировать свое мнение. Аудитору  следует оценить степень влияния  отказа руководства проверяемого  экономического субъекта в даче  разъяснений по конкретному вопросу  на выводы, которые он сделает  по результатам аудита. В существенных  случаях отказ руководства проверяемого  экономического субъекта в предоставлении  сведений по запросу аудитора  либо неполное предоставление  таких сведений должно расцениваться  аудитором, как ограничение объема  аудита, и как фактор, который  может привести к подготовке  аудиторского заключения, отличного  от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

 

Использование разъяснений  проверяемого экономического субъекта для получения аудиторских доказательств 

 

3.1. Аудитору следует оценить,  насколько хорошо информированы  лица, предоставившие ему разъяснения.  Разъяснения могут считаться  надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица  занимают положение, которое позволяет  им обладать необходимой информацией. 

 

3.2. В ряде случаев аудитор  может подвергнуть сомнению компетентность  лиц, предоставивших разъяснения,  если они не обладают достаточной  квалификацией для подтверждения  предоставленной информации. Как  правило, такие ситуации возникают,  когда подтверждению подлежит  информация, требующая определенных  знаний в технических или иных  областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.

 

3.3. Разъяснения, предоставленные  руководством проверяемого экономического  субъекта, представляют собой определенный  источник аудиторских доказательств,  наряду с другими доступными  аудитору источниками, поскольку  могут быть получены аудитором  в отношении практически любого  раздела бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать  разъяснения, допуская их правдивость,  пока не получит фактических  данных, которые противоречили бы  информации, содержащейся в данных  разъяснениях.

 

3.4. При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор  должен следовать профессиональному  скептицизму, сопоставляя полученные  данные с информацией, полученной  из других источников, и допуская  со стороны руководителей экономического  субъекта возможность преднамеренных  искажений бухгалтерской отчетности.

 

3.5. При наличии оснований  сомневаться в правильности информации аудитор должен попытаться проверить достоверность такой информации. Для этого он может сопоставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.

 

3.6. Если аудитору не  удалось получить достаточно  альтернативных доказательств по  информации, содержащейся в разъяснениях  руководства проверяемого экономического  субъекта, а такая информация по мнению аудитора является существенной, аудитор может рассматривать такую ситуацию как ограничение объема аудита.

 

3.7. В случаях, когда  разъяснения подготовлены руководством  проверяемого экономического субъекта  по собственной инициативе, аудитор  в дополнение к обычным проверкам  компетентности и информированности  источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.

 

3.8. Разъяснения, полученные  аудитором от руководства проверяемого  экономического субъекта, не могут  полностью заменять другие аудиторские  доказательства по данному вопросу,  ввиду того что источник информации  не является независимым и  эта информация может быть  искажена в пользу руководства  проверяемого экономического субъекта. Ввиду этого при формировании  своего мнения аудитор не должен  опираться только на такие  разъяснения, не располагая результатами  других аудиторских процедур.

 

3.9. Аудитор может оказаться  в ситуации, когда руководство  проверяемого экономического субъекта  является единственным источником  информации по некоторому вопросу.  В этом случае аудитор, перед  тем как полагаться на разъяснения  руководства проверяемого экономического  субъекта при выражении мнения, должен оценить убедительность  полученных разъяснений. Аудитор  должен оценить убедительность  по следующим критериям: 

Информация о работе Лекции по "Аудиту"