Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости работ. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют организации счета, на основании которых составляются проводки:
1. Дебет 20 «Основное производство»
Или Дебет 96 «Резерв предстоящих расходов».
Или Дебет 97 «Расходы будущих периодов»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму принятых ремонтных работ.
2. Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - по принятым ремонтным работам.
3.Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета» - при оплате счетов подрядчиков.
Объекты основных средств выбывают в результате:
• продажи или продажи;
• списания в случае морального или физического износа;
• передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
• ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
• передачи по договорам мены, дарения;
• списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указанные основные средства к арендатору;
• по другим причинам.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер.
В компетенцию комиссии входит:
• осмотр объекта, подлежащего списанию;
• установление причин списания объекта;
• выявление лиц, по вине которых произошло преждевремен ное выбытие объекта;
• возможность использования
• осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
• составление акта на списание основных средств (ф. № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленных актов делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
Актом (накладной, ф. № ОС-1) оформляется перемещение объектов внутри структурных подразделений и возврат арендуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового счета.
Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91-3 «Выбытие основных средств». Рассматривая экономико-правовую сущность процесса учета по этому счету, следует обратить внимание на следующие моменты. Необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».
Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации.
Продажа (продажа) также рассматривается как элемент выбытия основных средств. Однако продажа означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами.
Операции, связанные с продажей основных средств, предполагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые операции по своей экономической и правовой природе не являются реализационными операциями (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Во всяком случае необходимо операции по продаже основных средств отделить от операций по их выбытию.
Можно также использовать и альтернативный вариант, когда все операции по выбытию основных средств будут проводиться через счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 91 «Прочие доходы и расходы». Данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками:
на списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств —
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства».
Отражение недоамортизированной стоимости объекта –
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств». Учтенная стоимость материальных ценностей, полученная в результате выбытия основных средств,
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
Согласно Плану счетов бухгалтерского
учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций
для всех случаев
выбытия (продажа, списание, взносы в уставный
капитал
другой организации, передача для совместной
деятельности, безвозмездная передача
и т.д.) используется счет 91«Прочие доходы
и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных
средств». Выбытие основных средств учитывается
по каналам их выбытия.
Продажа основных средств.
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первоначальной стоимости основных средств);
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта.
В дальнейшем в дебет 91-3 записывают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия:
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т. д. - списание затрат, связанных с продажей основных средств;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражение задолженности бюджету по НДС;
Дебет 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - записываются суммы выручки, причитающиеся к получению;
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).
По окончании отчетного
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается в прибыль организации проводкой Дебет 91-9, Кредит 99).
В случае получения убытка запись по счетам имеет вид:
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»,
Приведенные проводки оформляются до поступления денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от продажи по отгрузке. Списание основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию:
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 23 «Вспомогательное производство», «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и другие - списание затрат по разборке объекта.
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным ценам).
Определение финансового результата при ликвидации объекта ведется по счетам:
а) при получении прибыли –
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на списание дохода на субсчет сальдо (99-9);
Дебет 91 –9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на получение прибыли;
б) при наличии убытков -
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - на списание расходов;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Передача основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций:
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 01«Основные средства» — на остаточную стоимость объекта;
Дебет 91-3«Выбытие основных средств»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. - по расходам, связанным с передачей основных средств;
Дебет 58 «Финансовые вложения»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - по суммам вклада на договорную стоимость основных средств.
Отражение финансовых результатов - по счетам бухгалтерского учета имеет вид:
а) при получении прибыли -
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на списание доходов;
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на полученную прибыль;
б) при наличии убытка -
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
91-3 «Выбытие основных средств» - на списание расходов;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91-3 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму • полученных убытков.
Безвозмездная передача основных средств:
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по начислениям НДС на переданные основные средства;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и другие - учитываются расходы, связанные с передачей основных средств;
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов расходов»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств» - списываются потери от безвозмездной передачи основных средств;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на сумму полученного убытка.
Списание объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Особенности бухгалтерского оформления списания объектов по перечисленным случаям заключаются в том, что убытки частично могут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание сумм убытка предварительно учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а в дальнейшем относятся на соответствующие счета.
В связи с этим при выбытии основных средств используются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 02 «Амортизация основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Дебет 91-3 «Выбытие основных средств»
Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта.
Отражение сумм убытка, в результате
ликвидации объекта
основных средств -
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 91-3 «Выбытие основных средств».
Отражение сумм убытка полностью или частично отнесенного за счет юридических и физических лиц -
Дебет 76 «Расчет с дебиторами и кредиторами», 73 «Расчет с персоналом по прочим операциям»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».