Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется по остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и норм амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Феде-• рации. По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, в соответствии с условиями договора-лизинга коэффициент ускорения не может быть выше 3.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации - 20%, а коэффициент ускорения - 2. Расчет амортизации по годам.

Первый год - 12 тыс. руб. (30 • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 18 тыс. руб. (30 - 12).

Второй год - 7,2 тыс. руб. (18 • 20 • 8): 100. Остаточная стоимость - 10,8 тыс. руб. (18-7,2).

Третий год - 4320 руб. (10 800 руб. • 20 • 2): 100. Остаточная стоимость - 6480 руб. (10 800 - 4320) и т.д.

При способе списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации объекта - 15.

Расчет амортизации по годам.

1-й год - 10 тыс. руб. (30 • 5/15)

2-й год - 8 тыс. руб. (30 • 4/15)

3-й год - 6 тыс. руб. (30 • 3/15)

4-й год - 4 тыс. руб. (30 • 2/15)

5-й год - 2 тыс. руб. (30 • 1/15)

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также по решению руководителя организации в случае нахождения их на реконструкции, модернизации и на консервации с продолжительностью более трех месяцев.

Амортизация не начисляется по объектам основных средств:

• жилищному фонду;

• объектам внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам (лесного  хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и тому подобным объектам);

• продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям;

• многолетним насаждениям, не достигшим  эксплуатационного возраста;

• приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.д.);

• по  фильмофонду,   сценическо-постановочным  средствам, экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных  учреждениях;

• по объектам основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки, объекты природопользования);

• по объектам основных средств некоммерческих организаций.

 

Метод начисления амортизации  в налоговом учете. Амортизацию по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств амортизационных групп 8-10) можно начислять двумя методами:

1) линейным методом. Норма амортизации рассчитывается по формуле: К = 1 / n х 100 %, где n – срок полезного использования основного средства в месяцах. Сумма начисленной за каждый месяц амортизации будет равна произведению нормы амортизации и первоначальной стоимости основного средства;

2) нелинейным методом. Норма амортизации рассчитывается по формуле: К = 2 / n х 100%, где n – срок полезного использования основного средства в месяцах. Сумма начисленной за каждый месяц амортизации будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости ОС на начало месяца.

Налоговый учет начисления амортизации. Амортизируемое имущество распределяется но амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности предприятия. Срок полезного использования определяется предприятием самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Определение срока полезного использования объекта основных средств в целях налогового учета проводится в порядке определенном приказом по учетной политике:

а) на основании акта комиссии;

б) на основании приказа директора.

 

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации [16].

Согласно п. 3 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество объединяется в следующие  амортизационные группы, объединенные в таблице 10.

 

Таблица 10 – Амортизационные группы

Группа

Срок амортизации

первая группа

от 1 года до 2 лет включительно

вторая группа

свыше 2 лет до 3 лет включительно

третья группа

свыше 3 лет до 5 лет включительно

четвертая группа

свыше 5 лет до 7 лет включительно

пятая группа

свыше 7 лет до 10 лет включительно

шестая группа

свыше 10 лег до 15 лет включительно

седьмая группа

свыше 15 лет до 20 лет включительно

восьмая группа

свыше 20 лет до 25 лет включительно

девятая группа

свыше 25 лет до 30 лет включительно

десятая группа

свыше 30 лет

Специальная одиннадцатая группа

свыше 7 лет


 

Для того, чтобы определить срок полезного  использования амортизируемого  имущества, необходимо обратиться к  «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 [16]. В классификаторе по кодам ОКОФ (общероссийский классификатор  основных фондов) можно найти наименование объектов основных средств по группам  классификации: машины и оборудование, сооружения, передаточные устройства, здания и сооружения, транспорт и  другие.

Если основные средства, не указаны  в амортизационных группах, то их срок полезного использования устанавливается  предприятием самостоятельно в соответствии с техническими условиями или  рекомендациями организаций-изготовителей.

 

Для учета амортизации используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Кредитовое сальдо счета 02 отражает:

во-первых, сумму начисленной амортизации  по поступившим и действующим основным средствам;

во-вторых, сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с  момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного  выбытия.

По дебету отражают сумму амортизации  по выбывшим основным средствам.

Начисленную сумму амортизации  относят на затраты производства и расходы на продажу, что оформляется проводкой:

Дебет 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным  в аренду на условиях возврата, арендодатель сумму начисленной амортизации отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

При выбытии основных средств во всех случаях делаются проводки:

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации»;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы  », субсчет 3 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств».

 

 

              1. Учет затрат на ремонт основных средств.

 

Восстановление основных средств  происходит посредством их ремонта (текущего, среднего и капитального). Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель - поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.

Капитальный ремонт зданий и сооружений - ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Основанием для ремонта основных средств служат годовые планы (с  поквартальной и месячной разбивкой), составляемые в денежном выражении  и натуральных показателях (отдельных  видов, объектов) в соответствии с  системой планово-предупредительного ремонта, которая утверждается руководителем организации.

В соответствии с Положением о составе  затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, стоимость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) включаются в состав затрат на производство и расходов на продажу. Иными словами, ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования и т.д. ,

Ремонт производится согласно плану, разработанному исходя из системы планово-предупредительного ремонта и утвержденному руководителем организации. Указанная система предусматривает обслуживание основных средств, текущий, средний и капитальный ремонт. Она разрабатывается на основе технических характеристик объектов, условий их эксплуатации и т.п.

Ремонт основных средств может  проводиться хозяйственным и подрядным способом.

В обоих случаях на каждый ремонтируемый  объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают все необходимые реквизиты, работы, подлежащие выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметную стоимость ремонта в разрезе статей.

При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами, и все затраты по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этого организации. Бухгалтерия на основании ведомости дефектов и наряд-заказа выписывает документы на получение со склада необходимых запасных частей  материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.

В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов  отнесения затрат по капитальному ремонту  на себестоимость продукции, работ, услуг.

Первый метод предполагает создание на организации ремонтно-строительной группы, затраты которой собираются на счете 23 «Вспомогательные производства», т.е. Дебет 23 Кредит 10, 70. В дальнейшем их списывают на затраты производства или расходы на продажу – Дебет 20, 44 Кредит 23. Можно сразу расходы  на ремонт отнести на себестоимость  продукции или на расходы на продажу  – Дебет 20, 43 Кредит 10, 70 и др.

Этот метод применяется при  небольших объемах ремонта и  равномерных расходах в течение  отчетного периода.

Второй метод предполагает образование  ремонтного фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет "Ремонтный фонд». Образование резерва отражается проводкой:

Дебет 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.     

Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов».

Затем фактические затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т.е. составляются продай:

Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» и др.

В конце года на счете 96 остаются суммы  неиспользованного резерва, которые:

- относятся на доходы Дебет  96 Кредит 91 (сумма экономии или  суммы, образовавшиеся в связи с сокращением объема работ);

- переносятся на следующий год,  если ремонт не завершен.

Третий метод предполагает отнесение  фактических произведенных затрат на расходы будущих периодов. В  этом случае фактически произведенные  расходы на ремонт основных средств отражаются проводкой Дебет 97 Кредит 10 и др. Собранные на счете 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Ремонтный фонд», эти затраты в дальнейшем списываются на затраты производства или расходы на продажу равномерно в течение периода ремонта, т.е. Дебит 20, 44 Кредит 97.

Следует иметь в виду, что на стоимость возвратных материальных ценностей, полученных в результате проведения ремонта, уменьшается сумма затрат на капитальный ремонт что оформляется проводками:

1) Дебет 10, Кредит -23 - при первом  методе;

2) Дебет 10, Кредит 96 - при втором  методе;

3) Дебет 10, Кредит 97 - при третьем  методе.

При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты  по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившего работы и сдается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с выполнением видов работ.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"