Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Прием денег подтверждается выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица на это уполномоченного, и кассира. Квитанция к приходному кассовому ордеру заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Для получения наличных денежных средств
со счетов организации в учреждении
банков обслуживающие банки выдают
организациям чековые книжки установленной
формы. Получение наличных денег
оформляется чеком, который подписывается
руководителем и главным
Полученные в учреждениях
Выдача наличных денег из кассы
организации производится по расходным
кассовым ордерам (форма №КО – 2)
или другим надлежаще оформленным
документам (расчетно-платежным и
платежным ведомостям, заявлениям на
выдачу денег, счетам и т.п.) с
наложением на этих документах штампа
с реквизитами расходного кассового
ордера. Документы на выдачу денег
подписываются руководителем и
главным бухгалтером
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна. При выдаче заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.
Выдача денег производится только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. При выдаче денег по доверенности в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег пишется фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». При получении денег по доверенности получатель ставит свою подпись. Доверенность остается в кассовых документах как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию кассир должен:
а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить отметку: «Депонировано»;
б) составить реестр депонированных сумм;
в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать подпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью;
г) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №____».
Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
Выдача по отчет наличных денег из кассы производится на основании заявления подотчетного лица на выдачу денег с указанием необходимой суммы и целей предстоящих расходов с разрешительной надписью руководителя организации. Выдача денег по отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Все поступления и выдачи наличных денег организации учитываются в кассовой книге. Операция ведет только одну кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся
в двух экземплярах через
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Для учета кассовых операций Планом счетов предусмотрен счет 50 «Касса».
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 «Операционная
касса» учитывают наличие и движение
денежных средств в билетных и
багажных кассах портов, вокзалов и
т.п. Этот субсчет открывается
На субсчете 50-3 «Денежные документы»
учитывают находящиеся в кассе
организации почтовые и вексельные
марки, оплаченные авиабилеты, марки
государственной пошлины и
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту – выплата денежных средств из кассы. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия.
Приведем пример корреспонденции счетов по счету 50 «Касса».
Оприходованы наличные деньги, полученные с расчетного счета по чеку:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетные счета».
Оплата продукции, работ или услуг произведена наличными деньгами:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Подотчетным лицом сдан остаток неиспользованной подотчетной суммы:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Сданы наличные деньги на расчетный счет:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 50 «Касса».
Приобретенные активы оплачены наличными деньгами:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 50 «Касса».
Выплачена заработная плата работникам:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 50 «Касса».
Выданы подотчетные суммы:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит 50 «Касса».
Выданы займы работникам:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кредит 50 «Касса».
При журнально – ордерной форме
учета данные операции записывают по
кредиту в журнале-ордере № 1, а
обороты – по дебету в других
журналах-ордерах и в
2.Бухгалтерский учет средств на расчетном счете
Большая часть расчетов между организациями осуществляется безразличным путем – перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк. Для хранения средств клиентов и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций открываются расчетные, текущие и другие счета. Юридическое лицо вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках.
Для оформления открытия расчетного и текущих счетов представляются следующие документы:
а) заявление об открытии счета;
б) копия устава организации, зарегистрированной в установленном действующим законодательством порядке;
в) карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписи денежных документов, и отписками печати;
г) справки о регистрации в органах Пенсионного и других фондов;
д) справка налогового органа о
регистрации организации в
После проверки указанных документов
открытому счету присваивается
номер, указываемый на всех документах,
связанных с движением средств,
а также заключается договор
на расчетно-кассовое обслуживание. В
данном договоре, как правило, оговариваются:
стоимость открытия расчетного счета,
услуг по расчетно-кассовому
Учет средств клиентов банка ведется на бланках лицевого счета в двух экземплярах. Первый экземпляр лицевого счета является внутренним документом банка. Второй экземпляр лицевого счета служит выпиской и предназначается для выдачи клиенту. Он заверяется подписью исполнителя и скрепляется печатью банка, к выпискам прилагаются копии документов, на основании которых совершены записи по лицевым счетам. Банк выдает клиентам выписки из их счетов в установленные по согласованию с ними сроки.
По окончании года клиенту направляется извещение об остатке средств по счету на 1 января с просьбой подтвердить указанный остаток.
Прием от клиентов наличных денег для зачисления на счет производится по объявлению на взнос наличными состоящему из объявлений, квитанции и ордера. В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Для снятия с расчетного счета предприятия наличных денег в банк представляется денежный чек. Наличные деньги, полученные в банке, расходуются строго по целевому назначению.
Платежи по безналичным расчетам банк
производит с согласия владельца
расчетного счета. Допускается использование
платежных поручений и
Все банковские документы заполняются без помарок и исправлений. Подписывать их может строго установленный круг лиц, образцы подписей которых имеются в банке. Право первой подписи принадлежащей руководителю организации, а второй – главному бухгалтеру.
Учет движения средств на расчетном счете осуществляется счете 51 «Расчетный счет». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств, по кредиту – их списание с расчетного счета.
Сданы наличные деньги на расчетный счет:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 50 «Касса».
Зачислены на расчетный счет денежные средства сданные через инкассаторов:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 57 «Переводы в пути».
Покупателями и заказчиками произведена оплата отгруженной продукции:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Получены краткосрочные и
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Произведена оплата приобретенной продукции, принятых работ и оказанных услуг:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета».
С расчетного счета произведены перечисления налогов в бюджет и внебюджетные фонды»:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 51 «Расчетные счета».
Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета предприятия и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» записью:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям» или наоборот.
На основе корреспонденции счетов, проставленной на банковской выписке, перечисленные суммы разносятся при журнально – ордерной форме учета в журнал-ордер № 2. При этом в ведомости № 2 отражается их поступление, в журнале-ордере № 2 – выбытие. Таким образом, исчисляют конечный остаток на счете на определенную дату. Он должен совпадать с суммой средств, отраженных в банковской выписке и имеющихся на счете на эту дату.
Обязательным условием заполнения журнала-ордера является использование одной строки для каждой банковской выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк в журнале-ордере равно количеству полученных за месяц выписок из банка.