Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

В отличие от банков коммерческие предприятия не могут предоставлять  заем из чужих денежных средств, временно находящихся в их распоряжении. Не имея банковской лицензии предприятия, не могут заниматься деятельностью  относящейся к кредитованию.

Учет коммерческого кредита  ведется на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по соответствующим  субсчетам.

Банковский кредит - это денежные средства, предоставляемые предприятием, имеющим банковскую лицензию (банком). Денежные средства выдаются на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и с уплатой процентов за пользование кредитом.

Прочие заемные средства - это средства, получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц. Получение займов предприятием может осуществляться следующими путями:

    • получение краткосрочных и долгосрочных займов от заимодавцев (кроме банков) внутри страны и за рубежом в рублях и иностранной валюте;
    • выдача финансовых векселей;
    • реализация (выпуск) краткосрочных и ценных долгосрочных бумаг (облигаций).

К привлеченным средствам относятся:

    • средства организаций от продажи акций, жилищных сертификатов;
    • благотворительные и другие взносы;
    • средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами и другими организациями на безвозмездной основе;
    • средства переданные в порядке долевого участия, средства ЖСК и др.

Денежные средства, поступающие  головным застройщикам на строительство  объектов производственного и непроизводственного  назначения от участников строительства  в порядке долевого участия, учитываются  как целевые финансирование и  поступления.

В тех случаях, когда строительство  осуществляется за счет привлечения  денежных накоплений и сбережений физических и юридических лиц, поступающие  средства целесообразно аккумулировать.

Для этих целей используется счет 86 «Целевое финансирование». Счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления  мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций  и лиц, бюджетных средств и  др.

Кроме того, к источникам финансирования капитальных вложений относятся  иностранные инвестиции, предоставляемые  в форме финансового или иного  участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме  прямых вложений международных организаций, государств, компаний и пр.

 

4. Счет 08 «Вложения во  внеоборотные активы»

 

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на активном, калькуляционном  счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

 

Счет 08 предназначен для обобщения  информации о затратах организации  в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также  о затратах организации по формированию основного стада продуктивного  и рабочего скота (кроме птицы, путных зверей, кроликов, семей пчел служебных  собак, подопытных животных, которые  учитываются в составе средств  в обороте).

К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета, на которых отражаются инвестиции капитального характера по направлениям вложений:

08-1 «Приобретение земельных участков»,

08-2 «Приобретение объектов природопользования»,

08-3 «Строительство объектов основных  средств»,

08-4 «Приобретение объектов основных  средств»,

08-5 «Приобретение нематериальных  активов»,

08-6 «Перевод молодняка животных  в основное стадо»,

08-7 «Приобретение взрослых животных»  и др.

 

 

При подрядном способе строительства  весь цикл строительных работ выполняет  подрядная организация.

Объектом учета по договору строительного  подряда у застройщика и подрядчика может быть строительство одного и нескольких объектов или выполнение отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или  договору.

Учет капитальных вложений должен осуществляться по фактическим расходам в целом по строительству и  по отдельным объектам.

На основе данных учета обеспечивается контроль за ходом выполнения договорных обязательств по строительству и  своевременному вводу в эксплуатацию возводимых объектов. Обеспечивается контроль за наличием и целевым использованием источников финансирования.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе  отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической  стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных  капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику  необходимо предусматривать получение  информации о воспроизводственной  и технологической структуре  затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение понятий  «инвестиции», «капитальные вложения».

2. Какие бывают виды инвестиций?

3. Что представляют собой прямые  инвестиции?

4. Назовите источники финансирования  капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 13. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

              1. Понятие, классификация и оценка основных средств

 

Основным документом, регламентирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01 в редакции Приказа Минфина РФ от 30 марта 2001 г. 26н).

 Основные средства - это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Согласно ПБУ 6/01 при принятии к  бухгалтерскому учету основных средств  необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • использование в течении длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные  дороги и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное оформление документов  и своевременное отражение в  учете поступления основных средств,  их внутреннего перемещения, выбытия;

- достоверное определение результатов  от продажи и прочего выбытия  основных средств;

- полное определение затрат, связанных  с поддержанием основных средств  в рабочем состоянии (расходы  на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

- контроль за сохранностью и  эффективностью использования основных средств.

При определении состава и группировке  основных средств руководствуются  Общероссийским  классификатором  основ-фондов (ОКОФ) утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартам, метрологии и сертификации от 26 декабря  1994 г. № 359.

Основные средства группируются по: отраслевому признаку, назначению, степени использования и наличию  прав на них.

По отраслевому признаку основные средства делятся на группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и т.д.

Такое деление позволяет получить сведения об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства в зависимости от участия хозяйственном обороте подразделяются на:

- производственные основные фонды,  непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и др.);

- непроизводственные основные  фонды, не принимающие прямого  участия в производстве, но активно  влияющие на процесс производства  продукции (здания, дворцы и дома  культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на:

  • действующие (собственные), установленные в цехах организации;
  • запасные, находящиеся в резерве и предназначенные для замены;
  • бездействующие (на консервации) - излишние, некомплектные и законсервированные;
  • находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

По наличию прав на объекты основные средства подразделяются на:

- принадлежащие организации на  правах собственности (в том  числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации  в оперативном управлении или  в хозяйственном ведении;

- полученные организацией в  аренду.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов  в уставный (складочный) капитал, получения  по договору дарения и иных случаях  безвозмездного получения и других поступлений.

Во всех случаях независимо от ведомственной  принадлежности, форм собственности  и видов деятельности применяется  единый принцип оценки основных средств.

В  бухгалтерском  учете   основные  средства  отражаются по  первоначальной,   остаточной  и  восстановительной  стоимости.

Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию. Она определяется для объектов:

- изготовленных в самой организации,  а также приобретенных за плату  у других организаций и лиц,  исходя из фактических затрат  по возведению или приобретению  этих объектов, включая расходы  по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет  их вкладов в уставный капитал  - по договоренности сторон (договорная  стоимость);

- полученных организацией по  договору дарения и в иных  случаях безвозмездного получения  - по рыночной стоимости на  дату оприходования;

- приобретенных в обмен на  другое имущество, отличное от  денежных средств (признается  стоимость обмениваемого имущества;  исходя из цены в сравнимых  обстоятельствах, организация определяет  стоимость аналогичных товаров).

Восстановительная стоимость - это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого-либо объекта на аналогичный новый объект. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.

Остаточная стоимость — есть первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы износа.

 

 

              1. Документальное оформление движения основных средств

 

Унифицированные формы по учету  основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"