Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Перечень унифицированных форм учетной документации по учету основных средств приведен ниже:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче груш объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-16

Накладная на внутреннее перемещение  объектов основных средств 

ОС-2

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов основных средств 

ОС-3

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4

Акт о списании автотранспортных средств 

ОС-4а

Акто списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-46

Инвентарная карточка учета объекта  основных средств 

ОС-6

Инвентарная карточка группового учета  объектов основных средств 

ОС-ба

Инвентарная книга учета объектов основных средств 

ОС-66

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-14

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-15

Акт о выявленных дефектах оборудования

ОС-16


 

Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы  можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты  нельзя. Размеры бланков, граф и строк  можно изменять.

Если предприятие внесло изменение  в унифицированные формы, такие  документы считаются самостоятельно разработанными. Их необходимо утвердить  в учетной политике предприятия.

Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в  результате:

• завершения строительно-монтажных  работ;

• приобретения за плату;

• безвозмездного поступления;

• поступления в качестве взноса в уставный капитал;

• перехода права собственности  по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход  такого права ранее);

• выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам  инвентаризации;

• получения объектов основных средств  от государственного 
или муниципального органа при создании унитарной организации.  
       Во  всех   приведенных   случаях   ввод  объектов   основных 
средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. 
       При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению, передавшему объект.

Акт приемки-передачи вместе с технической  документацией передается в  бухгалтерию  организации,   подписывается  главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия  открывает инвентарные карточки (производит запись в инвентарной  книге) или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке (книге). Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации, а в бухгалтерии не хранится.

 

              1. Синтетический и аналитический учет основных средств.

 

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».

Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов. В них не следует вносить все показатели технической документации.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой  формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном  экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в  инвентарной книге, описи не ведут.

Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

В картотеке бухгалтерии инвентарные  карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп - по месту нахождения объектов (цех, отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и не производственные.

Основные средства учитываются  на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств.По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту - выбытие основных средств и их уценку.

Поступили основные средства по первоначальной стоимости (в том числе услуги по доставке, оплата комиссионных и другие расходы):

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»  

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами».

Перечислено юридическим лицом  за основные средства:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 51 «Расчетные счета».

 На сумму начисленного НДС  по закупленным основным средствам:

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами».

Оприходованы (переданы в эксплуатацию) основные средства:

Дебет 01 «Основные средства» 

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Оприходованы основные средства, внесенные  учредителями в счет их вкладов в уставный капитал:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»  

Кредит 75 «Расчеты с учредителями».

Безвозмездно получены от юридических  и физических лиц по договору дарения, а также в качестве субсидии правительственного органа:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»  

Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства» 

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Отражено увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов при переоценке:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 83 «Добавочный капитал».

 

 

              1. Способы начисления  и учет амортизации основных средств.

 

Прежде чем приступим к изучению вопросов учета амортизации, попытаемся четко разграничить понятия: износ, амортизация и амортизационные отчисления.

Износ - потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный.

Физический износ - это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительской стоимости как в процессе их функционирования, так и бездействия. В свою очередь, физический износ подразделяется на полный и частичный. Полный износ имеет место, когда действующие средства ликвидируются и заменяются новыми. Частичный износ возмещается путем проведения ремонта.

Моральный износ - резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появления новых, более производительных и совершенных машин и оборудования.

Износ основных средств определяется по всем видам основных средств независимо от начисления или неначисления по ним амортизации. Сумма износа по жилым зданиям, по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (местного и дорожного хозяйства) учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств. 

Объектами для начисления амортизации  являются объекты основных средств, находящиеся в организации на правах собственности хозяйственного ведения, оперативного управления. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение  отчетного периода производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисляемой годовой суммы. По вновь  поступившим объектам амортизация  начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта  в эксплуатацию, а по выбывшему - заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем до полного погашения  или списания этого объекта с  бухгалтерского учета в связи  с прекращением права собственности.

Стоимость основных средств организации  погашается путем начисления амортизации  и списания ее на затраты на производство или расходы на продажу в течение  нормативного срока их эксплуатации по нормам, установленным в законодательном  порядке и с учетом принятой организацией учетной политики.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 начисление амортизации  объектов основных средств может  производиться одним из следующих  способов:

линейным;

списания стоимости объекта  пропорционально объему продукции (работ, услуг);

уменьшаемого остатка;

списания стоимости по сумме  чисел лет срока полезного  использования.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных  отчислений составит 20% , а годовая  сумма амортизации - 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

При способе списания стоимости  объекта пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.

Предполагаемый объем выпуска  продукции в течение срока  полезного использования составляет 150 тыс. ед.

Соотношение стоимости объекта  основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования равен 20% (30 : 150 • 100).

Выпуск продукции в отчетном году - 30 тыс. ед. (150 : 5). Годовая сумма  амортизационных отчислений составляет 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"