Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Перечень унифицированных форм учетной документации по учету основных средств приведен ниже:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1а |
Акт о приеме-передаче груш объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-16 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-2 |
Акт о приеме-сдаче |
ОС-3 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-4 |
Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4а |
Акто списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-46 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6 |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-ба |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-66 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-14 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-15 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
ОС-16 |
Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты нельзя. Размеры бланков, граф и строк можно изменять.
Если предприятие внесло изменение
в унифицированные формы, такие
документы считаются
Поступление основных средств есть
не что иное, как ввод в эксплуатацию
и оприходование вновь
• завершения строительно-монтажных работ;
• приобретения за плату;
• безвозмездного поступления;
• поступления в качестве взноса в уставный капитал;
• перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
• выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
• получения объектов основных средств
от государственного
или муниципального органа при создании
унитарной организации.
Во всех
приведенных случаях ввод объектов
основных
средств в эксплуатацию оформляется актом
передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается
при внутреннем перемещении объектов
из одного структурного подразделения
в другое и для оформления передачи их
со склада (из запаса) в эксплуатацию.
При оформлении внутреннего
перемещения объектов акт (накладная)
выписывается в двух экземплярах работником
структурного подразделения, передающего
имущество. Первый экземпляр с распиской
получателя и сдатчика передается в бухгалтерию,
второй - структурному подразделению,
передавшему объект.
Акт приемки-передачи вместе с технической
документацией передается в бухгалтерию
организации, подписывается
главным бухгалтером и
Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов. В них не следует вносить все показатели технической документации.
Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут.
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
В картотеке бухгалтерии
Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств.По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту - выбытие основных средств и их уценку.
Поступили основные средства по первоначальной стоимости (в том числе услуги по доставке, оплата комиссионных и другие расходы):
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Перечислено юридическим лицом за основные средства:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 51 «Расчетные счета».
На сумму начисленного НДС по закупленным основным средствам:
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Оприходованы (переданы в эксплуатацию) основные средства:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит 75 «Расчеты с учредителями».
Безвозмездно получены от юридических и физических лиц по договору дарения, а также в качестве субсидии правительственного органа:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов».
Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
Отражено увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов при переоценке:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 83 «Добавочный капитал».
Прежде чем приступим к
Износ - потеря объектами основных средств своих потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный.
Физический износ - это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительской стоимости как в процессе их функционирования, так и бездействия. В свою очередь, физический износ подразделяется на полный и частичный. Полный износ имеет место, когда действующие средства ликвидируются и заменяются новыми. Частичный износ возмещается путем проведения ремонта.
Моральный износ - резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появления новых, более производительных и совершенных машин и оборудования.
Износ основных средств определяется по всем видам основных средств независимо от начисления или неначисления по ним амортизации. Сумма износа по жилым зданиям, по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (местного и дорожного хозяйства) учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на правах собственности хозяйственного ведения, оперативного управления. Амортизация начисляется по объектам основных средств, находящихся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Начисление амортизационных
Стоимость основных средств организации
погашается путем начисления амортизации
и списания ее на затраты на производство
или расходы на продажу в течение
нормативного срока их эксплуатации
по нормам, установленным в
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:
линейным;
списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ, услуг);
уменьшаемого остатка;
списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.
Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений составит 20% , а годовая сумма амортизации - 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).
При способе списания стоимости объекта пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится, исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Пример. Приобретен объект стоимостью 30 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.
Предполагаемый объем выпуска
продукции в течение срока
полезного использования
Соотношение стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования равен 20% (30 : 150 • 100).
Выпуск продукции в отчетном году - 30 тыс. ед. (150 : 5). Годовая сумма амортизационных отчислений составляет 6 тыс. руб. (30 • 20 : 100).