Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4. Учет материалов  на  складах и в бухгалтерии

 

Порядок учета материалов на складах  и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Наиболее прогрессивным и рациональным методом  учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой и с помощью материально-ответственных  лиц.

Оперативно-бухгалтерский  метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов.  Осуществляется он на карточках складского учета материалов (ф. № М-17).Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении.

Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала  и под расписку передает их заведующему  складом. По мере поступления на склад  материалов кладовщик выписывает приходный  ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании  расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Остаток  в карточке выводится после каждой записи.

Складской учет материалов можно вести  в книгах сортового учета, которые  содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

В установленные графиком сроки  кладовщик составляет реестры сдачи  документов на приход и расход материалов и передает его с приложением  необходимых сопроводительных документов в бухгалтерию. Бухгалтер материального  отдела принимает их от материально- ответственного лица документы при  реестрах непосредственно на складе, проверяет правильность отражения  основных реквизитов документов в карточках  складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку подписью, после чего карточка приобретает  силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также  проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия  остатков материалов. О выявленных нарушениях в работе материально-ответственных  лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносят в специальный  журнал склада и докладывают главному бухгалтеру.

По состоянию на первое число  каждого месяца материально-ответственное  лицо переносит количественные остатки  из карточек в ведомость учета  остатков материалов (ф. № М-14). Эта  ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1-2-го числа следующего месяца возвращается в бухгалтерию.

Поступившие со склада в бухгалтерию  первичные документы проверяются  с точки зрения правильности их оформления, а затем таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги  ведомости учета остатков материалов отражаются по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окончании  месяца информация накопительных ведомостей используется для составления групповых  оборотных ведомостей по каждому  складу.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии  ведется в денежном выражении  по материально – ответственным  лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и группам запасов.

5. Синтетический  учет материалов

Синтетический учет производственных запасов ведется на следующих  счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Каждая группа материалов учитывается на соответствующем  субсчете.

Материалы, принятые на ответственное  хранение и в переработку учитываются  на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

Учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической  инвентаризацией фактического наличия  их по местам хранения. Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей – одна из важнейших  задач бухгалтерского учета.

Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и  направления затрат. В течение  отчетного месяца их движение учитывается  по учетным ценам, а по окончании  месяца после расчета процентов  и сумм транспортно-заготовительных  расходов или отклонений по фактической  себестоимости.

Учет поступления материалов может  быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

Организация самостоятельно определяет порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» имеет место  в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а  учет без использования указанных  счетов – когда учет ведется по фактической себестоимости.

В первом случае все операции по приобретению (заготовлению) материалов учитываются  на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов». В дебет этого счета  относятся покупная стоимость материалов, в кредите счета отражается стоимость  фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным  ценам. При этом разница между  фактической стоимостью приобретения (заготовления) и стоимостью поступивших  материалов по учетным ценам (плановая) списывается на счет 16 «Отклонения  в стоимости материалов». Суммы  отклонений, накопленные в дебете этого счета, списываются в установленном  порядке в дебет производственных счетов пропорционально стоимости  израсходованных в производстве материалов по учетным ценам.

  1. Приобретены материалы от поставщиков:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  

  1. Оплачена стоимость погрузо-разгрузочных работ через подотчетных лиц:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

  1. Одновременно отражают налог на добавленную стоимость:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

  1. После оприходования и оплаты материалов, при наличии счета-фактуры НДС возмещается из бюджета:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям». 

  1. Оприходованы материалы на склад по учетным (плановым ценам):

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

  1. Списано отклонение фактических цен от учетных:
  • если дебетовый оборот на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

  • если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись методом «красное сторно»:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

  1. При отпуске материалов в производство списывается:
  • фактический расход материалов

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 10 «Материалы»;

  • отклонение в доле израсходованных материалов

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей»

Расчет на списание отклонений от учетной стоимости по израсходованным  материалам производится по следующей  формуле: 

 

Средний % отклонения =

 

Сумма отклонений =

,

 

Где Сн 16 – сальдо начальное счета 16,

       Сн 10 – сальдо  начальное счета 10,

       До 16 – дебетовый  оборот счета 16,

       До 10 – дебетовый  оборот счета 10,

       Ко 10 – кредитовый  оборот счета 10.

 

Во втором случае (учет ведется  только по фактической себестоимости) оприходование материалов отражается записью:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».  

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Кредит 10 «Материалы».

Операции по продаже материалов отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета  показывается фактическая себестоимость  проданных ценностей, расходы, связанные  с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручке от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 17. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕТ ТЕКУЩИХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

  1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Для учета расчетов организации  с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы  и другие товарно – материальные ценности, а также за потребленные услуги и работы в системе счетов бухгалтерского учета используют синтетический  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Поступление материальных ценностей  от поставщиков, выполнение работ и  услуг подрядчиками производится на основании заключенных между  предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются:

  • вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг;
  • коммерческие условия поставки;
  • количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг);
  • сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг);
  • порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком или подрядчиком.

В договорах на поставку товаров  указывают наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции, цены, скидки, накидки, порядок  расчетов, платежные и почтовые реквизиты  поставщика и покупателя, а при  необходимости и другие условия.

Порядок расчетов между предприятием и поставщиками или подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных  расчетов в РФ; по импортным поставкам  – в соответствии с правилами  международных расчетов.

Условия внутрироссийских поставок формируются  в стране условиями (франко-завод; франко-станция  отправления; франко-вагон и др.), определяющими права и обязанности  продавцов и покупателей по отношению  к товару. При установлении отпускных  цен указывается франко, т.е. за чей  счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко - станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную  цену. Франко - станция отправления  означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой  продукции в вагоны (машины, суда). Все же остальные расходы по перевозке  готовой продукции должны оплачиваться покупателем.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"