Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
4. Учет материалов на складах и в бухгалтерии
Порядок учета материалов на складах
и в бухгалтерии зависит от
метода учета материалов. Наиболее
прогрессивным и рациональным методом
учета материалов является оперативно-бухгалтерский
(сальдовый). Возможны также количественно-суммовой
и с помощью материально-
Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (ф. № М-17).Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении.
Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Остаток в карточке выводится после каждой записи.
Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.
В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов и передает его с приложением необходимых сопроводительных документов в бухгалтерию. Бухгалтер материального отдела принимает их от материально- ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов. О выявленных нарушениях в работе материально-ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносят в специальный журнал склада и докладывают главному бухгалтеру.
По состоянию на первое число
каждого месяца материально-ответственное
лицо переносит количественные остатки
из карточек в ведомость учета
остатков материалов (ф. № М-14). Эта
ведомость открывается
Поступившие со склада в бухгалтерию
первичные документы
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально – ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и группам запасов.
5. Синтетический учет материалов
Синтетический учет производственных
запасов ведется на следующих
счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»,
16 «Отклонение в стоимости
Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
Учет материалов ведется в денежном
выражении с обязательной систематической
инвентаризацией фактического наличия
их по местам хранения. Учет и контроль
за расходованием товарно-
Все первичные документы на расход
и отпуск материалов группируются бухгалтерией
в разрезе синтетических
Учет поступления материалов может
быть организован в двух вариантах:
с использованием счетов 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»
и 16 «Отклонение в стоимости
Организация самостоятельно определяет порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике.
Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов – когда учет ведется по фактической себестоимости.
В первом случае все операции по приобретению
(заготовлению) материалов учитываются
на счете 15 «Заготовление и приобретение
материалов». В дебет этого счета
относятся покупная стоимость материалов,
в кредите счета отражается стоимость
фактически поступивших и оприходованных
материальных ценностей по учетным
ценам. При этом разница между
фактической стоимостью приобретения
(заготовления) и стоимостью поступивших
материалов по учетным ценам (плановая)
списывается на счет 16 «Отклонения
в стоимости материалов». Суммы
отклонений, накопленные в дебете
этого счета, списываются в установленном
порядке в дебет
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Кредит 10 «Материалы»;
Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Расчет на списание отклонений от учетной стоимости по израсходованным материалам производится по следующей формуле:
Средний % отклонения =
Сумма отклонений =
Где Сн 16 – сальдо начальное счета 16,
Сн 10 – сальдо начальное счета 10,
До 16 – дебетовый оборот счета 16,
До 10 – дебетовый оборот счета 10,
Ко 10 – кредитовый оборот счета 10.
Во втором случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов отражается записью:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:
Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
Кредит 10 «Материалы».
Операции по продаже материалов отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручке от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.
ТЕМА 17. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕТ ТЕКУЩИХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно – материальные ценности, а также за потребленные услуги и работы в системе счетов бухгалтерского учета используют синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются:
В договорах на поставку товаров указывают наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а при необходимости и другие условия.
Порядок расчетов между предприятием и поставщиками или подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ; по импортным поставкам – в соответствии с правилами международных расчетов.
Условия внутрироссийских поставок формируются
в стране условиями (франко-завод; франко-станция
отправления; франко-вагон и др.),
определяющими права и