Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Условия импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной Торговой палатой. В соответствии с ними четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск при осуществлении этих функций и при гибели и порче товара.
Расчеты с поставщиками производятся
независимо от того, поступили товарно
– материальные ценности на склад
покупателя или находятся в пути.
Если материальные ценности поступили
на склад покупателя, но поставщик
счет для оплаты не выставил (неотфактурованные
поставки), то их приходуют по прейскурантным
ценам или по ценам за аналогичные
материальные ценности. При получении
счета-фактуры ранее отраженная
сумма сторнируется и проводится
новая – предъявленная
Первичный документ представляет собой письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее правовое значение. Показатели документа должны раскрывать содержание и все особенности этой операции, служить базой для оперативного управления и контроля за хозяйственными процессами, совершаемыми в организации, содержать информацию, необходимую и достаточную для организации учета, анализа, контроля и составления отчетности.
Для первичных учетных документов установлен состав обязательных реквизитов с тем, чтобы обеспечить их доказательность. К их числу отнесены: наименование документа (формы); код формы; дата составления; место составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции; наименование должностных лиц, ответственных за совершение и оформление хозяйственной операции; личные подписи или иные знаки, идентифицирующие лицо, совершившее операцию.
Должностные лица организации, составившие
и подписавшие первичные
Счет - фактура является документом,
служащим основанием для принятия
предъявленных сумм налога к
вычету или возмещению в порядке,
предусмотренном Налоговым
Счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Налогоплательщик обязан составить счет - фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж.
Счета - фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).
В счете - фактуре указываются:
1) порядковый номер и дата выписки счета - фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно
- расчетного документа в
случае получения авансовых
или иных платежей в счет
предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество
(объем) поставляемых (отгруженных)
по счету -фактуре товаров (
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога,
предъявляемая покупателю товаров
(работ, услуг), определяемая исходя
из применяемых налоговых
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Счет-фактура подписывается
руководителем и главным
бухгалтером организации либо иными
лицами, уполномоченными на то
приказом (иным распорядительным документом)
по организации или доверенностью
от имени организации. При выставлении
счета-фактуры индивидуальным предпринимателем
счет - фактура подписывается
индивидуальным предпринимателем
с указанием реквизитов
свидетельства о
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Помимо счета-фактуры движение товара оформляется накладными и товарными накладными.
Накладная в торговой организации
выступает как приходным, так
и расходным товарным документом,
она выписывается материально-ответственным
лицом при оформлении отпуска
товаров со склада, при принятии
товаров в торговой организации.
Накладная подписывается
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.
При поступлении от поставщика материальных ценностей делаются бухгалтерские записи:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д.
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
На основании полученного от поставщика счета – фактуры, в котором выделена сумма НДС, делается бухгалтерская запись:
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При перечислении денежных средств поставщику делается запись:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
При выполнении трех условий:
Делается бухгалтерская запись по возмещению НДС из бюджета:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
При отгрузке покупателю продукции (товара), оказании услуг делают бухгалтерские записи:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
При получении от покупателя денежных средств в оплату задолженности делается запись:
Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если истек срок исковой давности (прошло три года с момента возникновения задолженности) и задолженность не погашена, то ее необходимо списать:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Списанная задолженность учитывается
на забалансовом счете 007 «Списанная в
убыток задолженность
Начисление НДС с суммы аванса отражается:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
При передаче покупателю продукции (выполнении работ, оказании услуг), в счет которой был получен аванс:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».
При выявлении несоответствия цен
и тарифов, несоответствия качества,
количества поставленных материальных
ценностей договорным обязательствам
предъявляются претензии
Предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности может предъявлять к сторонним организациям следующие виды претензий:
Претензию предъявляют в письменной
форме, ее подписывает руководитель
предприятия или его
Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон, - по требованиям заказчиков и поставщиков. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензию рассматривают на основании имеющихся документов. Ответ о результатах рассмотрения претензии дают в письменной форме. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель вправе по истечении 20 дней с момента получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.
Для учета расчетов по претензиям предусмотрен счет 76 - 2 «Расчеты по претензиям», по дебету которого отражаются возникающие к сторонним организациям претензии, а по кредиту – поступление платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось в последствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76 - 2 «Расчеты по претензиям».
Аналитический учет по счету 76 – 2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
Предъявлена претензия:
Дебет 76 - 2 «Расчеты по претензиям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
За брак и простои, возникшие
по вине поставщиков и подрядчиков,
претензия предъявляется в
Дебет 76 - 2 «Расчеты по претензиям»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы»
По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, делается запись:
Дебет 76 - 2 «Расчеты по претензиям»