Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Организации, создающие резервный  капитал по своему усмотрению, могут  его использовать на различные цели, в том числе на:

  • покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счет 84);
  • выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75);
  • увеличение уставного капитала (кредитуют счет 80);
  • покрытие различных непредвиденных расходов.

 

 

  1. Учет добавочного капитала.

 

Добавочный капитал в отличие  от уставного капитала не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Он показывает общую собственность  всех участников.

 Добавочный капитал складывается  из следующих составляющих:

  • эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссии акций;
  • прироста стоимости имущества по переоценке;
  • курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается  на пассивном счете 83 «Добавочный  капитал». К этому счету могут  быть открыты следующие субсчета:

83-1 «Прирост стоимости имущества  по переоценке»;

83-2 «Эмиссионный доход»;

83-3 «Курсовые разницы» и др.

При переоценке имущества его стоимость  может увеличиваться или уменьшаться. Увеличение стоимости имущества  при переоценке внеоборотных активов  отражается:

Д 01 «Основные средства»

К 83 - 1 «Прирост стоимости имущества  по переоценке»

Произведен пересчет сумм амортизации  в связи с дооценкой объекта:

Д-т субсчета 83-1 "Прирост стоимости  имущества по переоценке"

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств"


Уменьшение стоимости внеоборотных активов  при переоценке, осуществляемой за счет добавочного капитала, отражается: 

Д 83 «Добавочный капитал»

К 01 « Основные средства».

Эмиссионный доход - это разница между проданной ценой акций акционерного общества и их номинальной стоимостью.

Полученный организацией эмиссионный  доход отражается по дебету счетов учета имущества (счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»  и др.) и кредиту счета 83 «Добавочный  капитал».

Курсовые разницы, связанные с  формированием уставного капитала, образуются в виде разницы между  рублевой оценкой задолженности  учредителя, оцененной в иностранной  валюте по курсу ЦБ РФ на дату внесения вклада, и рублевой оценкой его  в учредительных документах. Положительная  курсовая разница отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту субсчета 83-3 "Курсовые разницы".

Суммы, отраженные по кредиту счета 83 "Добавочный капитал", списываются  только в отдельных случаях:

- при погашении суммы снижения  стоимости внеоборотных активов  по результатам переоценки;

- направлении источника на увеличение  уставного капитала;

- покрытии убытка организации;

- распределении суммы между  учредителями.

При выбытии объекта основных средств  сумма ранее произведенной дооценки относится на нераспределенную прибыль: дебет счета 83 "Добавочный капитал", кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Средства добавочного капитала могут быть направлены на увеличение уставного капитала:

Д 83 «Добавочный капитал»

К 80 «Уставный капитал»;

погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам  переоценки:

Д 83 «Добавочный капитал»

К 01 «Основные средства»;

распределение между учредителями организации:

Д 83 «Добавочный капитал»

К 75 «Расчеты с учредителями».

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направления использования  средств.

 

  1. Учет целевого финансирования.

 

Целевое финансирование - это средства, поступившие от других организаций, лиц, из бюджета на определенные цели и мероприятия целевого характера. Средства целевого финансирования используются строго по назначению в соответствии с утвержденными сметами. Учет и контроль за поступлением и использованием средств целевого финансирования осуществляется по данным пассивного счета 86 "Целевое финансирование":

Порядок учета поступления и  использования средств целевого финансирования зависит от принадлежности организации к одной из групп.

Некоммерческие организации имеют следующие источники формирования имущества: целевые поступления как в денежной, так и в натуральной форме и доходы от предпринимательской деятельности.

Коммерческие организации средства целевого финансирования получают на безвозмездной основе, в виде инвестиционных средств, в качестве долевого участия в строительстве.

При получении средств на безвозмездной  основе делается запись по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Признание  полученных средств в бухгалтерском  учете как заказов будущих  периодов отражается в учете записью  по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 98 "Доходы будущих  периодов".

После ввода объектов основных средств  в эксплуатации по мере начисления амортизации доходы будущих периодов включаются в состав внереализационных  доходов.

Организации получают из бюджета средства на следующие мероприятия:

- финансирование вложений в  основные средства;

- покрытие текущих расходов, подлежащих  компенсации на постоянной основе;

- компенсацию осуществленных расходов;

- оказание экстренной (чрезвычайной) финансовой помощи.

Получение бюджетных средств отражается в учете как возникновение  бюджетного финансирования и задолженности  по этим средствам

Суммы бюджетных средств, использованные на финансирование внеоборотных активов, принимаются к учету как доходы будущих периодов после ввода  объектов в эксплуатацию. В течение  срока полезного использования  объектов они будут включаться в  состав внереализационных доходов. При использовании бюджетных  средств на финансирование текущих  расходов они принимаются к учету  так же, как доходы будущих периодов, в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления заработной платы  и др. На сумму фактически произведенных  расходов они списываются на финансовые результаты.

 

Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные  для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения. К  ним относятся средства, поступившие  от других предприятий, субсидии правительственных  органов, денежные взносы родителей  и др.

К целевым финансированию  и  поступлениям относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: содержание детских учреждений, подготовку кадров, научно-исследовательские  работы, на покрытие убытков по конверсии  и др. Их финансирование осуществляется за счет ассигнований из бюджета и  внебюджетных фондов, взносов родителей, платы за обучение, средств фондов специального назначения, средств, полученных от других организаций и др.

Средства целевых финансирования и поступлений расходуются в  строгом соответствии с утвержденными  сметами. Запрещается использование  целевых средств не по назначению.

Поступление средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском учете  записью:

Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К 86 «Целевое финансирование».

Использование целевого финансирования отражается:

Д 86 «Целевое финансирование»

К 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при  направлении средств на содержание некоммерческой организации;

К 98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 19. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

  1. Понятие и классификация затрат

 

Процесс производства представляет собой  совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости, - калькуляцией.

В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере  производства) либо в форме издержек обращения (в торговле). Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) — один из основных вопросов бухгалтерского учета. С одной стороны, достоверный и детальный расчет себестоимости необходим внутренним пользователям бухгалтерской информации - администрации, учредителям, собственникам. Эти данные позволяют определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении развиваться.

Эффективность организации учета  производственных затрат во многом зависит  от их группировки или классификации. Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета: для  определения себестоимости изготовления продукции и формирования финансового  результата деятельности; для осуществления  текущего контроля и регулирования; для принятия управленческих решений. Рассмотрим основные признаки классификаций  затрат.

По экономическому содержанию затраты подразделяются на экономические элементы и статьи расходов (статьи калькуляции). Экономических элементом называют вид затрат, состоящий из однородных расходов. Подразделение затрат по экономическим элементам позволяет определить вид затрат по организации в целом независимо от места их возникновения и направления. Выделяют следующие элементы затрат:

  1. Материальные затраты.
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.
  5. Прочие затраты.

Статьей затрат, или калькуляционной статьей, обычно называют определенный вид затрат, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и всего товарного выпуска. В основу такой группировки положен способ включения их в себестоимость отдельного вида продукции (прямо или косвенно). Состав калькуляционных статей жестко не регламентирован. Типовую номенклатуру статей можно представить следующим образом:

1.   Сырье и материалы.

2.  Возвратные отходы (вычитаются).

3.  Покупные изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера сторонних организаций.

4.   Топливо и энергия на  технологические цели.

5.   Заработная плата производственных  рабочих.

Отчисления на социальные нужды.

Расходы на подготовку и освоение производства.

 Общепроизводственные расходы.

 Общехозяйственные расходы..

Потери от брака.

Прочие производственные расходы.

Итого: Производственная себестоимость  продукции

12.Коммерческие расходы

 Итого: Полная себестоимость  продукции 

Помимо классификации затрат по экономическому признаку их можно группировать и по отношению к производственному (технологическому) процессу. По этому признаку все затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг); они занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат организации.

Накладные расходы образуются в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"