Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Одновременно себестоимость отгруженной  или предъявленной покупателю продукции списывается:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» 

Кредит 43 «Готовая продукция».

На сумму НДС и других аналогичных  платежей, полученных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», делается запись:

Дебет  90 «Продажи»,  субсчет 3 «Налог  на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и  сборам».

При методе продажи «по оплате»  задолженность организации перед  бюджетом по НДС возникает после  оплаты  продукции покупателем. В  этом случае сумма НДС отражается по:

Дебет 90 «Продажи»,  субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступившие платежи за проданную  продукцию учитывают по:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Задолженность по НДС перед бюджетом – 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и  сборам».

При погашении задолженности перед  бюджетом по НДС делают запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам »

Кредит 51 «Расчетные счета».

Денежные платежи, поступившие  в порядке предварительной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками ». При этом делают запись:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»

После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг):

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками», субсчет «Авансы полученные»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

и одновременно: 

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации-изготовителя продукции включается в объем продажи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами.

По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых  оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:

а) если получена прибыль -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит 99 «Прибыли и убытки»;

б) если получен убыток –

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.

Пример. Организация продала выполненные  работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС - 80 000 руб. Себестоимость проданных работ - 250 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется методом «по отгрузке».

В бухгалтерском учете организации  операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими записями:

1. Сданы выполненные работы

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - 480000 руб.

2. Начислен НДС по сданным  работам

Дебет 90 «Продажи»,  субсчет 3  «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и  сборам», субсчет «Расчеты по НДС» -80000 руб.

3. Списана себестоимость сданных  работ

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 20 «Основное производство» - 250000 руб.

Финансовый результат от продажи  – прибыль.

(480 000 - 80 000 - 250 000 = 150 000 руб.)

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 150000руб.

В декабре отчетного года после  списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи»  производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту  в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 21. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

 

 

  1. Структура и порядок формирования финансовых результатов

 

Показателем, характеризующим финансовый результат деятельности коммерческой организации, является  суммарная  прибыль или убыток. Формирование конечного финансового результата (прибыли или убытка) в отчетном году осуществляется с использованием счета 99 «Прибыли и убытки».

Доходами  организации признается увеличение экономических    выгод в результате  поступления активов (денежных средств,  иного    имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению    капитала  этой  организации,  за  исключением вкладов участников    (собственников имущества).

В бухгалтерском учёте учёт доходов  регламентируется ПБУ 9/99 «Доходы организации», которое в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяет доходы на:

  1. доходы от обычных видов деятельности;
  2. операционные доходы;
  3. внереализационные доходы.

Доходы,  отличные от доходов    по  обычным  видам  деятельности,  считаются прочими доходами.  К    прочим доходам также  относятся чрезвычайные доходы.

С 01.01.2002 года, в связи со вступлением  в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль  организаций», в целях налогообложения, при формировании доходов и расходов организация должна руководствоваться положениями этой главы, которые отличаются от действующих положений по бухгалтерскому учёту. Необходимо разделять: бухгалтерский учёт и налоговый учёт доходов и расходов.

Налоговый Кодекс подразделяет доходы организации на:

  1. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  2. внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

При этом доходы и расходы разрешается  учитывать одним из двух методов:

  1. методом начисления;
  2. кассовым методом.

Порядок признания доходов при методе начисления (ст. 271 НК РФ):  
доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Порядок признания доходов при кассовом методе (ст. 273 НК РФ):  
датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Однако организация имеет право  на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому  методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

В целях налогообложения организация-налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму  произведенных расходов (за исключением  расходов, указанных в статье 270 НК РФ). В соответствии со ст. 252 НК РФ

Расходами  организации признается уменьшение экономических    выгод в результате  выбытия активов (денежных  средств,   иного    имущества)   и (или)  возникновения обязательств,   приводящее  к    уменьшению  капитала  этой  организации, за исключением уменьшения    вкладов по решению участников (собственников имущества).

В бухгалтерском учёте учёт расходов регламентируется ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В зависимости от применяемого метода, расходы организации также учитываются  по-разному.

Порядок признания расходов при методе начисления: расходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Порядок признания расходов при кассовом методе: расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

 

 

  1. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности

 

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от    продажи  продукции и товаров,  поступления, связанные с выполнением    работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Расходами  по обычным видам  деятельности являются расходы,    связанные   с  изготовлением   продукции   и  продажей  продукции,    приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются    расходы,   осуществление   которых  связано  с выполнением  работ,    оказанием услуг.

При  формировании  расходов  по обычным видам деятельности    должна быть обеспечена их группировка  по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Для  целей  управления в бухгалтерском  учете организуется учет    расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается    организацией самостоятельно.

Для обобщения информации о доходах  и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а  также для определения финансового  результата по ним предназначен счёт 90 «Продажи».

К счёту 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».


На субсчёте 90-1 «Выручка» учитываются  поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчёте 90-2 «Себестоимость продаж»  учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчёте 90-1 «Выручка»  признана выручка.

На субсчёте 90-3 «Налог на добавленную  стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся  к получению от покупателя (заказчика).

На субсчёте 90-4 «Акцизы» учитываются  суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации-плательщики налога с  продаж могут открывать к счёту 90 «Продажи» субсчёт 90-5 «Налог с  продаж» для учёта сумм этого  налога.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»  предназначен для выявления финансового  результата (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц.

 

  1. Учет прочих доходов и расходов

 

Прочими расходами являются:

- расходы,  связанные  с предоставлением   за  плату во временное    пользование (временное владение  и пользование) активов организации;

- расходы,   связанные   с   предоставлением   за   плату   прав,    возникающих  из  патентов  на изобретения,  промышленные  образцы и    других  видов   интеллектуальной  собственности;

- расходы,  связанные  с участием  в уставных  капиталах  других    организаций;

- расходы,  связанные  с продажей,  выбытием  и прочим списанием    основных  средств  и иных  активов,  отличных  от денежных  средств    (кроме иностранной  валюты), товаров, продукции;

- проценты,  уплачиваемые  организацией  за  предоставление ей в    пользование денежных средств  (кредитов, займов);

- расходы,  связанные  с оплатой   услуг,  оказываемых кредитными    организациями;

- отчисления  в оценочные резервы,  создаваемые в соответствии с    правилами  бухгалтерского  учета  (резервы по сомнительным долгам,    под обесценение вложений в  ценные бумаги и др.),  а также  резервы,    создаваемые   в связи  с признанием  условных  фактов хозяйственной    деятельности;   

- прочие операционные расходы.

- штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров;

- возмещение причиненных организацией  убытков;

- убытки прошлых лет, признанные  в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности,  по которой истек срок исковой    давности, других долгов, нереальных  для взыскания;

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"