Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Одновременно себестоимость
Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция».
На сумму НДС и других аналогичных платежей, полученных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», делается запись:
Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При методе продажи «по оплате»
задолженность организации
Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают по:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Задолженность по НДС перед бюджетом –
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При погашении задолженности перед бюджетом по НДС делают запись:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам »
Кредит 51 «Расчетные счета».
Денежные платежи, поступившие в порядке предварительной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками ». При этом делают запись:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг):
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
и одновременно:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации-изготовителя продукции включается в объем продажи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами.
По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:
а) если получена прибыль -
Дебет 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
Кредит 99 «Прибыли и убытки»;
б) если получен убыток –
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.
Пример. Организация продала
В бухгалтерском учете
1. Сданы выполненные работы
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - 480000 руб.
2. Начислен НДС по сданным работам
Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» -80000 руб.
3. Списана себестоимость сданных работ
Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 20 «Основное производство» - 250000 руб.
Финансовый результат от продажи – прибыль.
(480 000 - 80 000 - 250 000 = 150 000 руб.)
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 150000руб.
В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.
ТЕМА 21. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА
Показателем, характеризующим финансовый
результат деятельности коммерческой
организации, является суммарная
прибыль или убыток. Формирование
конечного финансового
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В бухгалтерском учёте учёт доходов регламентируется ПБУ 9/99 «Доходы организации», которое в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяет доходы на:
Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими доходами. К прочим доходам также относятся чрезвычайные доходы.
С 01.01.2002 года, в связи со вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», в целях налогообложения, при формировании доходов и расходов организация должна руководствоваться положениями этой главы, которые отличаются от действующих положений по бухгалтерскому учёту. Необходимо разделять: бухгалтерский учёт и налоговый учёт доходов и расходов.
Налоговый Кодекс подразделяет доходы организации на:
При этом доходы и расходы разрешается учитывать одним из двух методов:
Порядок признания доходов при методе начисления
(ст. 271 НК РФ):
доходы признаются в том отчётном (налоговом)
периоде, в котором они имели место, независимо
от фактического поступления денежных
средств, иного имущества (работ, услуг)
и (или) имущественных прав.
Порядок признания доходов при кассовом методе (ст. 273 НК РФ):
датой получения дохода признается день
поступления средств на счета в банках
и (или) в кассу, поступления иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Однако организация имеет
В целях налогообложения
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В бухгалтерском учёте учёт расходов регламентируется ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В зависимости от применяемого метода,
расходы организации также
Порядок признания расходов при методе начисления: расходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Порядок признания расходов при кассовом методе: расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные
- амортизация;
- прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Для обобщения информации о доходах
и расходах, связанных с обычными
видами деятельности организации, а
также для определения
К счёту 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»; |
90-2 «Себестоимость продаж»; |
90-3 «Налог на добавленную |
90-4 «Акцизы»; |
90-9 «Прибыль/убыток от продаж». |
На субсчёте 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчёте 90-2 «Себестоимость продаж»
учитывается себестоимость
На субсчёте 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчёте 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации-плательщики налога с продаж могут открывать к счёту 90 «Продажи» субсчёт 90-5 «Налог с продаж» для учёта сумм этого налога.
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц.
Прочими расходами являются:
- расходы, связанные с предоставлением
за плату во временное
пользование (временное
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в оценочные резервы,
создаваемые в соответствии с
- прочие операционные расходы.
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных
- убытки прошлых лет,
- суммы дебиторской