Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.).
Примером такой отрасли может служить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается.
На предприятиях промышленности попроцессный
метод учет затрат и калькулирования
применяется в простых
Основные затраты составляют большую
часть себестоимости
Преобладающая часть основных затрат - прямые затраты, т.е. те, которые включаются в себестоимость конкретного вида продукции на основании первичных документов и в калькуляциях выделяются отдельными статьями.
Сырье и основные материалы, израсходованные на производство продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость на основании лимитно-заборных карт, требований, накладных. Первичные документы предварительно группируются по направлениям расходов материалов, и данные, которые в них содержатся, отражаются в ведомости распределения расхода материалов по каждому структурному подразделению организации. Оценивается расход материальных ценностей в зависимости от принятой в организации методологии.
На основании ведомостей распределения материальных затрат на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы».
В этом случае в себестоимость конкретного вида продукций включаются фактически произведенные конкретные материальные затраты.
Если из одного вида материальных
ценностей производятся несколько
видов изделий, то расход материалов распределяется
между себестоимостями каждого вида продукции.
Такое распределение может производиться
пропорционально расходу материальных
ценностей по нормам, установленным на
единицу продукции; установленному коэффициенту
расхода; количеству или весу изготовленной
продукции и т.д.
Стоимость возвратных отходов уменьшает затраты на производство продукции. Обычно возвратные отходы приходуются на склад по накладным, оцениваются по ценам возможного использования и отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей записью:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 20 «Основное производство».
В себестоимости конкретных видов продукции возвратные отходы отражаются прямым (по документам) или косвенный способами (после дополнительных расчетов).
Покупные изделия и
В себестоимость конкретного вида продукции технологическое топливо и энергия включаются, исходя из первичных документов или показаний измерительных приборов (счетчиков). Если прямое отнесение невозможно, то затраты топлива и энергии распределяются косвенным путем пропорционально количеству часов работы оборудования с учетом его мощности или норм расхода энергоресурсов на единицу продукции.
Заработная плата основная и
дополнительная производственных рабочих
включается в себестоимость конкретного
вида продукции (работ, услуг) по данным
табелей учета использования
рабочего времени, нарядов, рапортов, ведомостей
и др. На основании первичных
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Отчисления на социальные нужды
включаются в себестоимость продукции
в установленных
Данные из ведомостей переносятся
в сводный регистр для
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Накладные расходы возникают в связи с организацией и обслуживанием производственного процесса и управлением им и состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Общепроизводственные (цеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производствами в цехах организаций. Состав и размер общепроизводственных расходов определяется сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов цеха. Составление смет производится по каждому цеху отдельно. Цель планирования расходов и выделения в фактической себестоимости продукции самостоятельных калькуляционных статей - постоянный контроль за соблюдением смет.
Планирование и учет общепроизводственных расходов производится по следующей номенклатуре статей:
• амортизация производственного оборудования и транспортных средств;
• отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту производственного оборудования и транспортных средств;
• расходы по эксплуатации оборудования;
• заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;
• содержание аппарата управления цеха;
• содержание зданий цехов и цеховых сооружений;
• расходы на проведение испытаний, опытов и исследований;
• охрана труда работников цеха;
• потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным
причинам и др.
Оформляются
общехозяйтвенные расходы в обычном порядке,
т.е. на основании первичных расходных
документов.
Например, расход материальных ценностей
оформляется требованиями или накладными,
амортизационные отчисления - ведомостями
начисления амортизации, расходы на оплату
труда - нарядами, ведомостями, табелями
и т.д.
Синтетический учет общепроизводственных
расходов ведется на активном собирательно-
На основании первичных
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию обеспечению» и пр.
По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25, списывается. Списание означает распределение всей суммы общепроизводственных расходов, т.е. обнуление (закрытие) счета.
Общепроизводственные расходы
относятся на себестоимость товарной
продукции, т.е. уже законченной обработкой
на себестоимость незавершенного производства,
оставшегося на конец месяца. Сумма
общепроизводственных расходов, приходящаяся
на себестоимость товарной продукции,
распределяется между себестоимостями
отдельных видов продукции
На основании такого расчета
по распределению
Дебет 20 «Основное производство» (изделие 1)
Дебет 20 «Основное производство» (изделие 2) и т.д.
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы».
Следующий вид накладных расходов
- общехозяйственные расходы, которые
связаны с управлением и
Планирование и учет общехозяйственных расходов ведется по следующей номенклатуре статей:
содержание аппарата
• расходы на служебные командировки аппарата управления;
• содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
• представительские расходы, связанные с деятельностью организации;
• содержание прочего хозяйственного персонала;
• канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
• амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
• отчисления в ремонтный фонд или затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
• расходы на содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
• затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий;
• расходы на охрану труда работников организации;
• подготовка и переподготовка кадров;
• обязательные отчисления, налоги и сборы;
• непроизводительные общехозяйственные расходы и пр.
Синтетический учет общехозяйственных
расходов ведется на активном собирательно-
Все фактические затраты собираются и отражаются записями:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и пр.
В конце каждого месяца производится списание общехозяйственных расходов. Распределяются общехозяйственные рас ходы между готовой продукцией и незавершенным производством, оставшимся на конец отчетного месяца; затем затрать приходящиеся на готовую продукцию, распределяются между отдельными ее видами пропорционально выбранной базе ил способу списания. Списание этих расходов может производится двумя способами:
• включением в затраты на производство конкретных видов продукции путем распределения, аналогичного распределению общепроизводственных расходов. На счетах бухгалтерского учета при этом делаются следующие записи:
Дебет 20 «Основное производство» (изделие 1)
Дебет 20 «Основное производство» (изделие 2) и т.д.
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы».
Базой распределения