Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В конце месяца исчисленная фактическая  себестоимость готовой продукции списывается:

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Кредит 20 «Основное производство».

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»  активно-пассивный. По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативная или плановая себестоимость. Сопоставляя дебетовый и кредитовый обороты счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой. Это отклонение списывается:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Превышение фактической себестоимости  продукции над нормативной или  плановой списывается дополнительной проводкой, а экономия - способом «красное сторно». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на конец месяца не имеет.

На реализованную (проданную) в  течение месяца готовую продукцию  по нормативной или плановой себестоимости  делается запись:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» 

Кредит 43 «Готовая продукция».

Пример. Синтетический учет готовой  продукции ведется по нормативной (плановой) себестоимости, которая составляет 12 000 руб. В конце месяца была определена фактическая себестоимость готовой продукции в сумме 10 000 руб. Продукция в течение месяца была продана.

В бухгалтерском учете были сделаны  следующие записи:

1. Оприходована на склад готовая  продукция по нормативной (плановой) себестоимости -

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» -12 000 руб.

2. Списана реализованная готовая  продукция по нормативной (плановой) себестоимости -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» 

Кредит 43 «Готовая продукция» - 12 000 руб.

3. В конце месяца списана фактическая  производственная себестоимость  готовой продукции -

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 

Кредит 20 «Основное производство» - 10 000 руб.

4. Списано отклонение фактической  производственной себестоимости  от нормативной себестоимости  (экономия) — 

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» 

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - 2 000 руб. («красное сторно»).

 

 

  1. Учет отгрузки продукции

 

Отгрузка (отпуск) готовой: продукции  производится в порядке продажи  в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи  через розничную торговлю. В договорах  на поставку продукции указываются: следующие реквизиты:

- наименование договора;

- обозначения договаривающихся  сторон;

- характеристика, предмета договора, цены и условия платежа:;

- сроки исполнения обязательств  и возможность одностороннего  отказа от договора;

- условия упаковки, транспортировки  и страхования продукции;

- принципы перехода права собственности;

- порядок возмещения убытков  и т.д.

Если сроки поставок не установлены, договором или не вытекают из его  существа и целей покупатель вправе требовать поставки в любое время.

Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается  дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении  продукции, а при отгрузке продукции  иногороднему покупателю - день сдачи  этих документов транс-

В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции  от поставщика до покупателя.

Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.

Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.

Если готовая продукция отпускается  на месте (со склада поставщика), получатель обязан предъявить доверенность на право  получения груза. Отгруженная или  сданная на месте изготовления продукция, расчетные документы на которую предъявлены покупателям (заказчикам) в момент приобретения, списывается со склада по учетным ценам или нормативной (плановой) себестоимости, что отражается бухгалтерской записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» 

Кредит 43 «Готовая продукция».

Однако если в договоре предусмотрен порядок перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией после ее оплаты, то используют активный счет 45 «Товары отгруженные». В этом случае отгруженная продукция отражается записью: 

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 43 «Готовая продукция». 

Чаще всего счет 45 «Товары отгруженные» применяют при отгрузке товаров  на экспорт.

По мере оплаты расчетных документов, поступившие платежи отражаются: 

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета»

Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».  
Одновременно делают запись:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»        

Кредит 45 «Товары отгруженные».

Для определения фактической себестоимости  отгруженной продукции (если ее учет на счете 43 « Готовая продукция  » велся по нормативной или  плановой себестоимости) необходимо определить средний процент отклонений между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью.

Пример. На начало месяца нормативная  себестоимость остатка готовой  продукции на складе составила 1 000 руб. Превышение фактической себестоимости над нормативной — 100 руб. В течение месяца выпущено: по нормативной себестоимости готовой продукции на сумму 30 000 руб., фактическая себестоимость составила 31 500 руб.; отклонение за месяц -31 500 руб. - 30 000 руб. = 1 500 руб. (перерасход). Средний процент отклонений (перерасхода) равен:

(100 руб. + 1 500 руб.): (1 000 руб. + 30 000 руб.) х  100% = 5,16% При наличии остатка на  счете 45 «Товары отгруженные»  на конец месяца по нормативной  себестоимости в сумме 5000 руб.  стоимость отгруженных по фактической  себестоимости товаров составит:

5 000 руб. х (100% + 5,16%): 100% = 5 258 руб.  На счете 45 «Товары отгруженные»  отражают также готовые изделия и товары, переданные другим организациям для продажи на комиссионных или других условиях.

 

 

  1. Учет расходов, связанных с продажей продукции

 

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, к расходам, связанным с продажей продукции (работ, услуг), относятся расходы:

• на затаривание и упаковку изделий  на складах готовой продукции;

• по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в  вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы, уплаченные сбытовым и другим посредническим организациям;

• на рекламу;

• на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Учет таких расходов ведется  на активном счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения):

• на перевозку товаров;

• на оплату труда;

• на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• по хранению и подработке товаров;

• на рекламу и т.д.

По дебету данного счета накапливается  информация о произведенных расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг, а по кредиту - списание расходов. Учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

• в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно, исходя из их веса, произведенной себестоимости или других соответствующих показателей);

• в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Все остальные расходы, связанные  с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость  проданной продукции, товаров, работ, услуг. Списание перечисленных выше расходов отражается бухгалтерской записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 44 «Расходы на продажу».

После списания указанных расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется  полная себестоимость проданной  продукции.

Если продажа продукции учитывается  по мере оплаты расчетных документов, то расходы на продажу списываются следующим образом:

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 44 «Расходы на продажу».

Обособленного учета в составе  коммерческих расходов требуют затраты  на рекламу реализуемой продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся:

• расходы на разработку и издание  рекламных проспектов, альбомов, брошюр;

• изготовление фирменных пакетов, этикеток;

• расходы на проведение рекламных  мероприятий средствами массовой информации;

• расходы на изготовление рекламных  щитов, оформление

витрин и т.п.

На себестоимость реализованной  продукции расходы на рекламу  относятся в фактическом объеме, а для целей налогообложения они учитываются в размере, который устанавливается в процентах от объема выручки за реализованную продукцию, товары, работы и услуги, включая НДС.

 

  1. Учет продажи продукции

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции  зависит от выбранного метода учета продажи продукции.

Организациям для целей налогообложения  разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Независимо от выбранного метода продажи  для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

На счете 90 « Продажи » предусмотрено  открытие отдельных субсчетов:

90-1 «Выручка» - предназначен для  учета выручки от продаж продукции,  товаров, работ, услуг;

90-2 «Себестоимость продаж» - предназначен  для учета 
себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг); 

90-3 «Налог на добавленную стоимость» - предназначен для учета НДС,  включенного в цену проданной  продукции (товаров, работ, услуг);

90-4 «Акцизы» - предназначен для  учета суммы акцизов» 
включенных в цену проданной продукции (товаров);

Аналогично может предусматриваться  субсчет для учета налога с продаж и других целевых платежей, составляющих цены;

90-9 - «Прибыль/убыток от продаж»  - предназначен для определения  финансового результата (прибыль  или убыток) от продаж за отчетный  месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 « Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение  отчетного года.

В течение месяца на счете 90 «Продажи»  стоимость отгруженной (отпущенной) продукции (включая НДС, акцизы, налог с продаж и другие аналогичные платежи) отражается записью:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"