Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

3. Система долгосрочных  и текущих бюджетов

В рамках формирования долгосрочных и текущих (стратегических и оперативных) бюджетов производится оценка планируемых  доходов и расходов и сравнение  их с фактическими доходами и расходами.

4. Система управленческих  отчетов

Система управленческих отчетов отражает принятую практику управления организацией. Руководству высшего уровня рекомендуется  представлять наименее подробные отчеты. По мере движения вниз по управленческой структуре отчеты предлагается делать более детализированными, но их область  охвата должна сужаться. Объем информации, предоставляемый для анализа  руководителю каждого подразделения, должен быть для всех примерно одинаковым.

В целях распределения ответственности  по иерархическим уровням организации  рекомендуется использовать понятие  центров затрат. В результате возникает  совокупность бюджетной подсистемы, подсистемы управления через центры затрат и системы, в которой через  систему взаимосвязанных показателей  объединяется деятельность подразделений  компании.

 

7. Основные процессы, обеспечивающие формирование и  функционирование системы управленческого  учета

 

Поскольку в каждой организации  можно выделить несколько различных  бизнес процессов, для каждого направления  хозяйственной деятельности обычно формируются специальные, присущие только ему формы управленческой отчетности, управленческих данных и  моделей, а, следовательно, и специализированная форма управленческого учета. При  этом в каждой организации есть и  общий управленческий учет, стандартная  управленческая отчетность и показатели деятельности. В качестве примеров специализированных сфер применения управленческого  учета в зависимости от бизнес-процессов  можно привести следующие: закупки, складирование, производство, продажи, управление финансовыми инструментами, управление инвестициями, управление транспортными потоками, холдинговое  управление.

Среди основных процессов, реализация которых лежит в сфере деятельности экономиста-специалиста по управленческому учету, формирующих базу системы управленческого учета и анализа, можно выделить следующие:

1. Идентификация, измерение  и накопление данных

Процесс идентификации заключается  в определении, классификации и  оценке хозяйственных операций и  других экономически значимых событий  с целью последующего отражения  соответствующей информации в системе  управленческого учета.

Процесс измерения предусматривает  представление данных о хозяйственных  операциях, других произошедших или  потенциально возможных экономически значимых событиях в количественном выражении. Такое представление  может основываться и на оценочных  расчетах.

Под накоплением понимается упорядоченное  и последовательное отражение и  классификация хозяйственных операций и других экономически значимых событий  в соответствующих учетных регистрах.

2. Анализ, подготовка и  интерпретация информации 

Процесс анализа информации предполагает определение круга пользователей  и задач для реализации отчетной деятельности, а также выявление  взаимосвязи этой деятельности с  другими экономически значимыми  событиями и ситуациями. Цель процесса — предоставление более адекватной отчетной информации.

Подготовка и интерпретация  учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этих данных по определенным признакам. Цель — предоставление логически связанной и обоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические и прогнозные заключения.

Экономистам рекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических  систем все возможные виды внутренней и внешней информации об организации (например, ее клиентах и ресурсах) и  ее деятельности (направлениях бизнеса); сообщать о влиянии, которое поступающая  или планируемая информация может  оказать на работу компании; делать заключение о значимости и достоверности  данных.

3. Разработка и технологическое  внедрение информационной системы

В современном управленческом учете  широко используются информационные технологии, что предполагает создание на предприятии  информационной системы для целей  управленческого учета, соответствующей  запросам руководства предприятия, его владельцев и акционеров.

В ходе конструирования  и разработки полноценной информационной системы управления необходимо реализовать  следующие задачи:

определить результаты, которые  пользователи должны получать из системы;

указать, какие данные необходимо вводить в систему для получения  требуемых результатов;

разработать требования к системе  обработки, преобразующей данные на входе в информацию на выходе;

обеспечить управление и безопасность на уровне баз данных.

Для обеспечения отбора, накопления, передачи, анализа и сохранности  информации необходимо применять современные  методики и оборудование. Поэтому  экономисты— специалисты в области  управленческого учета или члены  команды по внедрению управленческого  учета должны владеть современными информационными технологиями и  автоматизированными методиками ведения  учета для их применения в обработке  и управлении информацией. Например:

1) программное обеспечение (приложения), реализующие основные учетные  функции и управление базами  данных, методы финансового планирования  и принятия решений, такие как  модели оптимизации использования  активов и распределения ресурсов;

2) сетевые и коммуникационные  системы.

4. Администрирование системы  управленческого учета

Администрирование включает в себя разработку и поддержание эффективной  и рациональной системы организации  управленческого учета. Эта система обеспечивает постановку и решение следующих вопросов:

1) распределение обязанностей по  ведению управленческого учета;

2) обеспечение согласования системы  ведения счетов с другими операциями;

3) делегирование полномочий и  решение вопросов, касающихся централизации  или децентрализации учета;

4) наем, обучение и повышение  квалификации персонала на различных  участках ответственности;

5) разделение обязанностей;

6) другие административные функции  специалистов, ответственных за  ведение управленческого учета,  включают разработку и поддержание:

учетной политики и должностных  инструкций всех лиц, связанных с  ведением всех форм учета;

рентабельной программы управления учетными регистрами (счетами, первичными документами и их атрибутами, базами данных, журналами, книгами и др.).

 

8. Факторы, оказывающие  влияние на организацию системы  управленческого учета в организациях

 

В зависимости от целей долгосрочного  развития организации и стратегии  по их достижению, а также информационных потребностей менеджеров различных  уровней и направлений, построение системы управленческого учета  в различных организациях имеет  свои особенности.

Среди ключевых факторов, обуславливающих особенности построения системы управленческого учета в организациях, можно назвать следующие:

1) особенности нормативно-правового  регулирования деятельности организации;

2) характер деятельности (производственная  сфера, торговля, выполнение работ,  оказание услуг);

3) масштаб деятельности (операций);

4) организационная структура о  (отдельное предприятие, консолидированная  группа и т.д.);

5) внутренние стандарты деятельности (стандарты корпоративного управления, стандарты качества);

6) наличие и характеристики систем  информационного обеспечения для  целей управления (например, программное  обеспечение, позволяющее создавать  большие базы данных и управлять  интегрированной базой данных).

Термины и определения:

планирование;

учет и управление затратами;

стратегическое планирование деятельности;

оперативное планирование деятельности;

система управленческих отчетов;

администрирование системы управленческого  учета.

Вопросы для самопроверки:

В чем сущность управленческого  учета?

В чем состоит суть целей управленческого  учета?

Кто является ключевыми пользователями управленческого учета?

Что включается в понятия задачи управленческого учета?

Какие основные компоненты системы  управленческого учета в организации?

Какие основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы  управленческого учета?

Какие факторы, оказывают влияние  на организацию системы управленческого  учета в организациях?

 

ТЕМА 24. МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК В ФИНАНСОВОМ И УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

 

В отечественной и зарубежной практике используют различные методы калькулирования (схема 1). Основные модели и методы калькулирования себестоимости продукции:

модель полного распределения  затрат;

модель частичного распределения  затрат.

Модель полного распределения  затрат служит для производственного  учета, тогда как модель частичного распределения затрат предназначена, главным образом, для управленческого  учета на предприятии. На основе модели полного распределения затрат исчисляется  себестоимость изделия, заказа, операции или иных объектов калькуляции. Соответственно себестоимость объекта калькуляции  представляет собой сумму дифференциальных издержек на объект калькуляции и  распределенных общих издержек —  накладных, косвенных расходов.

Схема 1. Модели и методы калькулирования себестоимости

 

Методы калькулирования  классифицируют по следующим признакам:

объект калькулирования;

способ расчета.

В зависимости от объекта калькулирования  можно выделить следующие методы:

по изделиям;

позаказный;

пооперационный;

попередельный;

попроцесный;

JIT калькулирование.

В зависимости  от способа расчета можно выделить следующие методы (способы) калькулирования:

прямого счета (удельных издержек);

нормативный (эквивалентный);

расчетно-аналитический;

параметрический;

исключения затрат;

коэффициентный;

комбинированный.

Общая схема калькулирования себестоимости  должна предполагать определение целей  и задач калькулирования и  на их основе выбора соответствующей  модели. В условиях рыночной экономики  представляется целесообразным использование  на предприятии обеих моделей  калькулирования, так как отвечая  различным локальным целям и  задачам, в целом они направлены на решение глобальной цели — получение  прибыли.

Группировка по видам расходов включает в себя две  классификации:

по целевому назначению расходов;

по экономическим элементам (или  по экономическому содержанию).

Согласно п. 1 ст. 253 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее — НК РФ) в зависимости от целевого характера расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на следующие группы:

расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой  товаров, выполнением работ, оказанием  услуг, приобретением и (или) реализацией  товаров (работ, услуг, имущественных  прав);

 расходы на содержание и  эксплуатацию, ремонт и техническое  обслуживание основных средств  и иного имущества, а также  на поддержание их в исправном  (актуальном) состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и  опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с  производством и (или) реализацией.

Подобная группировка расходов позволяет определить, где данные расходы произведены и с какой  целью.

Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ в зависимости  от целевого характера расходы, связанные  с их экономическим содержанием, подразделяются по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты независимо от того, где  они произведены и с какой  целью. Они не могут быть разложены  на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены, — в основном цехе, в заводоуправлении или на складе, и каково их производственное назначение. Например, в группу затраты  на оплату труда включаются все соответствующие  расходы (оплата труда производственным рабочим, обслуживающему персоналу, аппарату управления и т.д.).

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"