Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

А) дополнительно - активные - на сумму своего остатка дополняют остаток основных активных счетов. Например, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 10 «Материалы». На счете 15 ведется учет транспортно-заготовительных расходов по заготовке и доставке материалов, а на счете 10 их стоимость по ценам приобретения. Фактическая себестоимость приобретения материалов складывается из их стоимости по ценам приобретения и транспортно-заготовительных расходов.

Б) дополнительно - пассивные счета — на сумму своего остатка дополняют сальдо соответствующего пассивного счета. Например, счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» по отношению к счету 91 «прочие доходы и расходы». Неиспользованные резервы в конечном итоге присоединяются к доходам соответствующего отчетного периода.

    • Контрарно - дополнительные счета - соединяют в себе признаки контрарных и дополнительных. Например, счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если на счете производятся проводки методом дополнительной записи, то счет выступает в роли дополнительного регулирующего счета, а если на счете производятся записи методом красного сторно (уменьшения) - в качестве контрарного счета.

 

Понятие и характеристика собирательно-распределительных счетов

 

Данные счета делят на две  группы:

    • Собирательно — распределительные используют для учета расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенный вид продукции (работ, услуг). К ним относят счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Общепроизводственные  расходы - подразделяются на:

а) расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования — сюда относят:

- амортизацию производственного  оборудования и транспортных  средств;

- зарплату за обслуживание оборудования;

- отчисления с этой зарплаты;

- расходы двигательной энергии,  топлива, воды пара;

- амортизацию приспособлений;

- расходы на эксплуатацию и  текущий ремонт оборудования  и транспортных средств;

- прочие расходы;

б) расходы по обслуживанию, организации и управлению цехами - это:

- содержание аппарата управления  цехом,

- содержание прочего цехового  персонала,

- амортизация, содержание и текущий  ремонт цеховых зданий, сооружений, инвентаря,

- охрана труда,

- испытания, рационализация, изобретательство, а также

в) непроизводительные расходы:

- потери от простоев,

- потери от порчи материальных  ценностей при хранении в цехах,

- недостачи материальных ценностей,

- прочие непроизводительные расходы.

Синтетический учёт общепроизводственных расходов - на одноимённом счёте 25.

В течение месяца затраты собираются по дебету счёта - Д 25 К 02, 05, 10, 70, 69 и др. По истечении месяца собранные на счёте 25 расходы списывают на счет 20 «Основное производство» проводкой - Д 20 К 25. При этом сначала эти  расходы распределяются на товарную продукцию и остаток незавершённого производства на конец месяца. Затем  они распределяются по видам продукции  пропорционально чему-либо (чаще - пропорционально  основной зарплате производственных рабочих).

Счёт 25 «Общепроизводственные расходы» на конец месяца закрывается, никогда  не имеет остатка и в балансе  не отражается.

Общехозяйственные расходы связаны с управлением и обслуживанием предприятием в целом и подразделяются на следующие группы:

- административно-управленческие  расходы;

- общехозяйственные расходы, связанные  с содержанием общехозяйственных  служб;

- налоги, сборы, отчисления;

- расходы непроизводительного  характера.

К общехозяйственным относят расходы  на управление организацией, на командировки, содержание пожарной и сторожевой охраны, амортизацию и содержание основных средств общехозяйственного назначения, представительские расходы, расходы  по технике безопасности, подготовке кадров, некоторые налоги и сборы, потери от простоев, от порчи материальных ценностей при хранении их на заводских  складах и прочие расходы.

Синтетический учёт этих расходов ведут  на счёте 26 «Общехозяйственные расходы».

В течение месяца затраты собираются по дебету счёта - Д 26 К 02, 05, 10, 70, 69, 68 и  др. По истечении месяца собранные  на счёте 26 расходы списывают двумя  способами:

1) на счёт 20 «Основное производство» проводкой - Д 20 К 26, включая их в себестоимость конкретных видов продукции (аналогично счёту 25 «Общепроизводственные расходы»);

2) на счёт 90 «Продажи» проводкой Д 90 К 26, распределяя между видами реализуемой продукции пропорционально их производственной себестоимости (метод называется «Директ - костинг»).

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» на конец месяца закрывается, никогда  не имеет остатка и в балансе  не отражается.

Коммерческие расходы это расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком. К ним относят расходы на тару и упаковку готовых изделий на складах готовой продукции, расходы на погрузку, доставку до станции отправления, транспортировку продукции, комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами, затраты на рекламу, включая расходы на объявления в печати и на телевидении, плакаты и т. д. и прочие расходы по сбыту.

Для учёта коммерческих расходов используется счёт 44 «Расходы на продажу». По дебету счёта собираются расходы - Д 44 К 10, 60, 70, 69, 76 и др., а по кредиту производится их списание на счёт 90 «Продажи» - Д 90 К 44. При этом производится распределение  коммерческих расходов по видам продукции  пропорционально либо производственной себестоимости, либо пропорционально  натуральным измерителям.

    • Бюджетно - распределителъные счета - предназначены для распределения расходов между отдельными отчетными периодами. Они делятся на:

А) Активные. Пример активного бюджетно-распределительного счета -- счет 97 «Расходы будущих периодов».

Фактическая сумма расходов, учтённая на счёте 97, списывается с кредита  счёта 97 с ежемесячным отнесением части расходов в себестоимость  соответствующих видов продукции - Д 20 К 97;

«Расходы будущих периодов» - это:

- приобретение периодических изданий  газет, литературы на будущий  год по подписке в текущем  году;

- расходы на ремонт основных  средств, на рекламу и другие  расходы, неравномерно производимые  в течение года;

- оплаченные вперёд телефонные, телеграфные, коммунальные и т.  п. услуги;

- взнос арендной платы за  последующие периоды;

Данные расходы отражаются по дебету счёта 97 «Расходы будущих периодов» - Д 97 К 60, 76 и др., а по кредиту списываются  путём включения в себестоимость  продукции-Д 20, 25, 26 К 97 при наступлении  соответствующего периода.

Б) Пассивные. Примером пассивных бюджетно-распределительных  счетов являются счета 98 «Доходы будущих  периодов» и 96 «Резервы предстоящих  расходов».

 

Понятие и характеристика калькуляционных счетов (счета затрат на производство)

 

На калькуляционных счетах отражают производственные затраты, которые  учитывают при определении фактической  себестоимости конкретных видов  продукции. По дебету данных счетов отражают все фактические затраты, а по кредиту — выход продукции  в течение месяца по нормативной (плановой) себестоимости или по учетным ценам, а в конце месяца - по фактической себестоимости. К  данной группе счетов относятся счета: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

Структура калькуляционных  счетов

 

Д

К

С1 - остаток незавершенного производства на начало периода

 

Оборот - затраты отчетного  периода на производство продукции

Оборот - нормативная (плановая) себестоимость или учетные цены произведенной продукции Разница между фактической и нормативной

(плановой) себестоимостью или учетными  ценами

С2 - остаток незавершенного производства на конец отчетного периода

 

 

Понятие и характеристика сопоставляющих счетов (90 и 91)

 

С помощью сопоставляющих счетов выявляется финансовый результат деятельности. Примером сопоставляющих счетов являются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету данных счетов отражаются расходы, а по кредиту – доходы.

В конце отчетного периода сопоставляются обороты по кредиту данных счетов (доходы) и обороты по дебету данных счетов (расходы) и выявляются финансовые результаты – прибыль (если доходы превышают расходы) или убыток (если расходы превышают доходы), которые  списываются с данных счетов на счет 99 «Прибыли и убытки».

В случае прибыли получаются проводки:

Д 90 К 99;

Д 91 К 99.

В случае убытка получаются проводки:

Д 99 К 90;

Д 99 К 91.

Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в конце отчетного  периода закрываются, никогда не имеют остатка, оборот по дебету данных счетов за период всегда равен обороту  по кредиту.

 

 

Понятие и характеристика финансово-результативных счетов

 

К финансово-результативным счетам относят  счета 99 «Прибыли и убытки» и счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Счёт 99 «Прибыли и убытки» предназначен для выявления конечного финансового  результата деятельности организации  за отчётный год. Записи на нём ведутся  накопительно в течение года. По кредиту счета отражают прибыли, а по дебету убытки и начисление налога на прибыль. В конце года определяется конечный финансовый результат организации. Заключительными записями декабря  сумма чистой прибыли (непокрытого  убытка) списывается со счета 99 на счет 84, а счет 99 закрывается.

Д 99 К 84 - списана нераспределенная прибыль отчетного года;

Д 84 К 99 - списан непокрытый убыток отчетного  года.

 

11. План счетов  бухгалтерского учета, применяемых  в России с учетом изменений  и дополнений, внесенных приказом  Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н. Рабочий план счетов и его назначение.

 

План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по их экономическому содержанию.

План счетов используется для организации  бухгалтерского учета на предприятиях всех отраслей народного хозяйства  и видов деятельности, (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от их ведомственной подчиненности, формы собственности, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов разделен на восемь разделов:

Раздел I. Внеоборотные активы.

Раздел II. Производственные запасы.

Раздел III. Затраты на производство.

Раздел IV. Готовая продукция.

Раздел V. Денежные средства.

Раздел VI. Расчёты.

Раздел VII. Капитал.

Раздел VIII. Финансовые результаты.

 

В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности  учитываемых объектов. В каждом разделе  отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности:

  • вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I – средства труда, раздел II – предметы труда.).
  • затем – разделы со счетами издержек производства, готовой продукции (ГП) и ее реализация, денежных средств и расчетов (разделы III - VI).
  • в последних разделах отражены капитал и финансовые результаты предприятия (разделы VII, VIII).

Кроме того, отдельно выделены забалансовые счета – для учета средств, не являющихся собственностью данного предприятия, они не корреспондируют с основными счетами и между собой. Такой метод ведения учета на забалансовых счетах называется униграфическим.

Пример. Счет 001 «Арендованные основные средства»:

  1. Основные средства взяты в аренду – Д 001.
  2. Основные средства возвращены из аренды – К 001.

Остатки по забалансовым счетам не входят в баланс, а показываются за его  итогом, т. е. за балансом.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"