Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

 

Организации не обязаны использовать все синтетические счета, приведенные  в плане счетов, а могут выбрать  те из них, которые ей необходимы, то есть составить рабочий план счетов бухгалтерского учета предприятия.

 

12. Базовые термины  (понятия) и счетные категории  теории и практики бухгалтерского  учета: счет, дебет, кредит, проводка, сальдо, бухгалтерский баланс

 

Контрольные вопросы

 

  1. Чем отличаются активные счета от пассивных?
  2. Какое значение имеет метод двойной записи в бухгалтерском учете?
  3. Для чего открываются аналитические счета?
  4. Как проверить правильность составления оборотной ведомости по синтетическим счетам?
  5. В чем заключается особенность оборотной ведомости по аналитическим счетам?
  6. Что учитывают на забалансовых счетах?

 

       

 

 

ТЕМА 5. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЕТА  ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Процесс снабжения - совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.

Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются:

1) выявление всех затрат по  заготовлению средств и предметов  труда;

2) определение их фактической  себестоимости;

3) выявление результатов снабженческой  деятельности.

       Учет процесса  снабжения рассмотрим на примере  учета приобретения предметов  труда. Приобретая материальные  ценности, предприятие уплачивает  поставщику их стоимость по  оптовым ценам. Оптовые цены - цены, по которым одно предприятие  продает продукцию другому предприятию  или государству. Предприятие  несет также расходы, связанные  с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными  работами (транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР)).

       Оптовые цены  на товарно-материальные ценности  вместе с транспортно-заготовительными  расходами составляют фактическую  заготовительную себестоимость  предметов труда.

       Структура себестоимости  заготовленных предметов труда  зависит от порядка ценообразования.

       Цены на предметы  труда могут устанавливаться  с учетом затрат на доставку  продукции до станции отправления  (места погрузки в вагоны, на  пароходы, баржи и т.д.). В этом  случае цена на товары будет  называться цена франко-станция-отправления.

        Цена на  продукцию, установленная с учетом  затрат на транспортировку товаров  до станции получения - цена  франко-станция-назначения.

        В бухгалтерском  учете предметы труда учитываются  на синтетических счетах: 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение  материалов", 16 "Отклонения в  стоимости материалов".

     К счету "Материалы"  открываются субсчета: 1. "Сырье  и материалы". 2. "Покупные полуфабрикаты". 3. "Топливо". 4. "Тара и тарные  материалы". 5. "Прочие материалы"  и т.д.

      Аналитический учет  материалов ведется в соответствии  с их номенклатурой. Номенклатура  материалов - перечень отдельных  видов, наименований и сортов  материалов, используемых на предприятии.  Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается  постоянный номер (код). Этот код  называется номенклатурным номером.  Во всех документах, связанных  с учетом предметов труда, указываются  номенклатурные номера вместо  словесного их названия. Номенклатура  потребляемых в процессе производства  предметов труда очень разнообразна  и достигает огромного числа  наименований.

       Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого  предмета труда практически не  представляется возможным. Во  избежание трудоемкой работы  текущий бухгалтерский учет заготовленных  предметов труда ведется по  твердым учетным ценам. В качестве  такой цены могут выступать  оптовые цены поставщика, плановая  себестоимость.

       На счетах бухгалтерского  учета процесс заготовления предметов  труда может осуществляться одним  из двух способов.

        При первом способе на счете 10 "Материалы" отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 10 «Материалы» на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы".

      Таким образом,  в дебете счета 10 "Материалы"  отражается стоимость приобретенных  материалов по оптовым ценам  (Д 10 "Материалы", К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), а на субсчете "ТЗР" собираются транспортно-заготовительные расходы: провозная плата (Д 10  субсчет "ТЗР", К 51 "Расчетный счет",), погрузочно-разгрузочные расходы (Д 10. "Материалы", субсчет "ТЗР", К 71 "Расчеты с подотчетными лицами",) и т.д.

         Фактическая  себестоимость предметов труда  будет складываться из суммы  оборотов по дебету счета 10 "Материалы" и субсчета "ТЗР".

         Предметы  труда отпускаются в цеха для  изготовления продукции, работ  и услуг, что отражается записью  по Д 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25"Общепроизводственные расходы", 26"Общехозяйственные расходы" К  10 "Материалы". Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат. Расчет осуществляется в два этапа. Первый этап - определение процента ТЗР.

ТЗР, % =  (Сн субсчета ТЗР + Обд субсчета ТЗР)/ (Сн сч. "Материалы"+ Обд сч. "Материалы" )*100%

Второй этап – расчет суммы 

Сумма ТЗР = (% ТЗР * стоимость  потребленных материалов)/100

        При втором способе на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете 10 "Материалы" отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".

    В дебете счета 15 "Заготовление  и приобретение материалов" собираются  фактические расходы по приобретению  предметов труда. С кредита  счета 15 "Заготовление и приобретение  материальных ценностей" в  дебет счета 10  "Материалы"  списывается стоимость поступивших  на склад предприятия материалов  в твердой оценке. Разница между  дебетовым и кредитовым оборотами  по счету "Заготовление и  приобретение материальных ценностей"  показывает отклонение фактической  себестоимости материалов от  их учетной оценки, которое списывается  на счет 16 "Отклонения в стоимости  материалов" двумя способами.

При превышении фактической себестоимости  над учетной оценкой делается запись  Д  16 "Отклонения"  К 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом "Красного сторно". (Сумма превышения твердой оценки вычитается.)

       В течение месяца  отпуск материалов для изготовления  продукции, работ и услуг отражается  записью по дебету счетов затрат  и кредиту счета 10 "Материалы".

        В конце  отчетного периода на счета  затрат списывается и сумма  отклонений, относящихся к потребленным (использованным) ценностям . Для  этого вначале рассчитывается  процент отклонений:

         % откл. =(Сн сч 16 + Обд сч.16) / (Сн  сч. 10 + Обд сч. 10)

       Сумма отклонений  рассчитывается по формуле: 

       Сумма  отклонений (руб)= (% откл. * стоимость  потребленных материалов) / 100

       В условиях  рыночной экономики себестоимость  продукции, работ и услуг - важнейший  показатель деятельности любого  предприятия.

       Себестоимость  продукции, работ и услуг складывается  в ходе осуществления процесса  производства.        Основными задачами учета процесса  производства являются:

- учет объема производства и  ассортимента продукции; 

- учет фактических затрат на  производство продукции, работ  и услуг;

- калькулирование себестоимости  продукции, работ и услуг,

- выявление резервов снижения  себестоимости продукции, работ  и услуг,

Учет процесса производства предполагает:

  • раздельный учет затрат по видам производств;
  • деление всех затрат на прямые и косвенные.

         Различают  производство основное и вспомогательные.  К основному производству относят  цехи, выпускающие продукцию по  профилю предприятия. Под вспомогательными  понимают цехи, занятые обслуживанием  основных цехов, с целью создания  благоприятных условий для их  работы. Поэтому затраты на производство  учитываются на счетах 20 "Основное  производство" и 23 "Вспомогательные  производства". В аналитическом  учете затраты, собираемые на  этих счетах, подразделяются по  цехам, стадиям обработки, заказам.

      В течение отчетного  периода на счетах 20 "Основное  производство" и 23 "Вспомогательные  производства" собираются прямые  затраты, непосредственно связанные  с изготовлением конкретных видов  продукции, осуществлением работ  и услуг.

      Косвенные расходы,связанные  с обслуживанием производства  и управлением, в течение отчетного  периода учитываются на счетах  25 "Общепроизводственные расходы"  и 26 "Общехозяйственные расходы".

      В дебете счета  25 "Общепроизводственные расходы"  собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт  производственного оборудования, цехового  транспорта, рабочих мест, износ  и затраты на восстановление  инструментов и приспособлений. На этом же счете учитываются  расходы, связанные с управлением  цехом, затраты по содержанию  цехового персонала, основная  и дополнительная заработная  плата, отчисления на социальное  страхование, амортизацию и расходы  по содержанию и текущему ремонту  зданий, сооружений, инвентаря цехового  назначения, расходы по испытаниям  оплате труда и т.д. В состав  данных расходов включаются также  расходы непроизводительного характера  (оплата простоев).

        Собранные  в течение отчетного периода  расходы по счету 25"Общепроизводственные  расходы" после распределения  по объектам учета списываются  в дебет счетов 20 "Основное  производство", 23 "Вспомогательные  производства".

        Счет 26 "Общехозяйственные  расходы" служит для текущего  учета и контроля за исполнением  сметы этих расходов. Обычно к  ним относятся расходы: по содержанию  общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений и инвентаря  общехозяйственного назначения, военизированной,  пожарной и сторожевой охраны, расходы по производственной  практике, подготовке кадров, конторские, типографские, содержание медицинских  учреждений и т.д.

       Собранные в  течение отчетного периода расходы  по счетам 26"Общехозяйственные  расходы" и 25 "Общепроизводственные  расходы" после распределения  по объектам учета списываются  в дебет счетов 20 "Основное  производство", 23"Вспомогательные  производства". Общепроизводственные  расходы могут списываться и  на счет 90 "Продажи".

       Таким образом,  на калькуляционных счетах в  конце месяца будут учтены  все затраты на производство  продукции, работ и услуг.

        Выпущенная  из производства продукция (работы  и услуги) сдается на склад;  в бухгалтерском учете отражается  записью Д 43 "Готовая продукция"  К 20 "Основное производство".

        В течение  отчетного периода эта запись  осуществляется в твердой оценке, поскольку фактическая себестоимость  готовой продукции исчисляется  в конце отчетного периода.  Учетная оценка может отличаться  от фактической себестоимости.  Поэтому в конце отчетного  периода ее следует довести  до уровня фактической. Здесь  возможны следующие записи,

1. Фактическая производственная  себестоимость выше учетной. В  этом случае в конце месяца  на сумму разницы делается  дополнительная запись. Д 43 "Готовая продукция" К 20  "Основное производство"

2. Фактическая производственная  себестоимость ниже учетной. В  конце месяца делается такая  же запись по счетам, а сумма  отражается "Красным сторно".

       В процессе  реализации происходит превращение  продуктов труда в денежные  средства. При этом реализуется  созданный в процессе производства  прибавочный продукт.

Основными задачами учета процесса реализации являются:

- определение полного объема  реализации в количественном  и в стоимостном выражении;

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"