Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Все виды источников
образования средств
4. Характеристика
хозяйственных операций и их
результатов (заготовление, производство,
продажи и финансовые
Вся деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций и процессов, которые тоже являются объектами бухгалтерского учета.
Хозяйственная операция – каждый свершившийся факт, оформленный документом.
Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество организации и обязательства подвергаются изменениям.
В сфере снабжения происходит приобретение средств и предметов труда (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов), необходимых для изготовления продукции. Бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленные сырье, материалы и т. д.
Учет в сфере снабжения
- обеспечивает контроль за
- определяет фактическую
В сфере производства предметы труда превращаются
в готовую продукцию. Готовая продукция
– изделия и продукты, полностью произведенные
в данной организации, отвечающие требованиям
стандартов и техническим условиям и сданные
на склад готовой продукции. В сфере производства
используется труд человека, предметы
и средства труда, следовательно, у организации
возникают соответствующие затраты –
зарплата работникам, стоимость предметов
труда, амортизация средств труда. Кроме
того, осуществляются общепроизводственные
расходы (по содержанию и эксплуатации
машин и оборудования, оплаты труда производственного
персонала, занятого обслуживанием производства
и др.) и общехозяйственные расходы (административно-
Учет в сфере производства ведется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. и выполняет следующие задачи:
- определяет объем производства
выпускаемой продукции в целом
и по ее отдельным видам,
выраженный в денежном и
- исчисляет фактическую
- контролирует экономное и
В сфере реализации продукции и финансовых результатов готовые изделия продаются покупателям. При продаже продукции возникают расходы по ее сбыту (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, рекламные расходы и т. д.). Огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая складывается из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажной стоимостью) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский учет процесса реализации выявляет финансовый результат от реализации отдельных видов продукции – прибыль или убыток.
Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. Например, из суммы выручки за проданные основные средства вычитаются их остаточная стоимость и расходы, связанные с их продажей.
Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и др. и обеспечивает:
- контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;
- своевременное и полное
- выявление конечных финансовых
результатов деятельности
Таким образом, сфера продажи и
финансовых результатов завершает
кругооборот имущества и
Эти процессы взаимосвязаны, дополняют друг друга и каждый последующий невозможен без предыдущего.
Научимся группировать хозяйственные средства предприятия по составу и по источникам образования на примере следующего задания.
Задание №1
Задание: Распределите средства предприятия на актив и пассив.
Исходные данные: Средства предприятия по состоянию на 01.01.2007г:
Уставный капитал - 950 т. р.
Краткосрочный банковский кредит - 270 т. р.
Основные средства - 800 т. р.
Амортизация основных средств – 80 т. р.
Нематериальные активы - 240 т. р.
Амортизация нематериальных активов – 40 т. р.
Добавочный капитал - 150 т. р.
Задолженность поставщикам - 360 т. р.
Материалы - 130 т. р.
Задолженность перед персоналом по оплате труда - 200 т. р.
Задолженность бюджету по налогам - 80 т. р.
Готовая продукция - 180 т. р.
Задолженность покупателей - 140 т. р.
Касса - 1 т. р.
Нераспределенная прибыль - 110 т. р.
Расчетный счет - 740 т. р.
Резервный капитал - 150 т. р.
Валютный счет - 240 т. р.
Долгосрочный банковский кредит - 81 т. р.
Решение: Распределим средства предприятия, воспользовавшись следующей таблицей:
Таблица 3.1
Бухгалтерский баланс
Актив |
Сумма, т. р. |
Пассив |
Сумма, т. р. |
Основные средства Амортизация основных средств |
800 - 80 |
Уставный капитал |
950 |
Нематериальные активы Амортизация немат-ных активов |
240 - 40 |
Краткосрочный банковский кредит |
270 |
Материалы |
130 |
Добавочный капитал |
150 |
Готовая продукция |
180 |
Задолженность поставщикам |
360 |
Задолженность покупателей |
140 |
Задолженность по оплате труда |
200 |
Касса |
1 |
Задолженность бюджету |
80 |
Расчетный счет |
740 |
Нераспределенная прибыль |
110 |
Валютный счет |
240 |
Резервный капитал |
150 |
Долгосрочный банковский кредит |
81 | ||
Баланс: |
2351 |
Баланс: |
2351 |
Для проверки правильности выполнения задания нужно сравнить итоги актива и пассива, если они равны между собой, значит задание выполнено верно.
Контрольные вопросы
ТЕМА 3. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
1. Балансовое
обобщение, капитальное (
Баланс – (от французского balance буквально “весы”) означает равновесие, уравновешивание.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению (в активе), а также по источникам его формирования (в пассиве), выраженным в денежном выражении.
Для оперативного руководства организацией и управления ее финансово-хозяйственной деятельностью необходимо располагать обобщенными данными об ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение производится при составлении бухгалтерского баланса.
Значение бухгалтерского баланса
можно охарактеризовать так: бухгалтерский
баланс является одним из важнейших
средств руководства и контроля
хозяйственной деятельности и анализа
финансового состояния
Различают следующие виды балансов:
Периодический (месячный, квартальный);
Годовой (за год);
Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и в конце финансового года.
Вступительный - составляется при создании новой организации или при преобразовании ранее действующей организации;
Соединительный – составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
Разделительный – составляется, если из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
Санируемый – составляется, когда организация приближается к банкротству;
Ликвидационный – составляется в случае ликвидации организации с начала ликвидационного периода;
Сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные показатели в целом по отрасли путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.
Сводные (консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями.
Баланс-брутто - это бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, а без регулирующих статей - баланс-нетто.
Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. По нему можно определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Баланс знакомит заинтересованных пользователей с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т. е. каков запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса.
По балансу можно определить, сумеет ли предприятие в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед кредиторами, инвесторами, покупателями, акционерами или ему угрожают финансовые затруднения.
Баланс является формой отчетности
предприятия перед участниками,
перед налоговой инспекцией и
т.д., поскольку показывает в обобщенном
виде его финансовое состояние на
определенную дату. Подписывается руководителем
предприятия и главным
Бухгалтерский баланс – система показателей, характеризующих финансово–хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.
Бухгалтерский баланс – главная форма отчетности, составляется всеми предприятиями и организациями независимо от вида деятельности и форм собственности.
Бухгалтерский баланс составляется на
1 число каждого месяца, а за квартал,
полугодие, 9 мес. и год в целом
в установленные сроки
Структура баланса представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона, отражающая средства предприятия по составу и размещению, называется активом, и правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Итог актива баланса должен быть равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется «валюта баланса». Такое балансовое уравнение можно выразить так:
АКТИВЫ (экономические ресурсы) = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (привлеченный капитал)
Равенство итогов актива и пассива баланса объясняется тем, что в активе показана сумма и состав хозяйственных средств предприятия, а в пассиве - их же источники образования.
В данной формуле экономические
ресурсы рассматриваются как
активы, отражающие общую стоимость
имущества организации в
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = АКТИВЫ – ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Из данного уравнения следует,
что кредиторы имеют