Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Все виды источников образования средств предприятия  – пассив баланса.

 

4. Характеристика  хозяйственных операций и их  результатов (заготовление, производство, продажи и финансовые результаты)

 

Вся деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций и процессов, которые тоже являются объектами бухгалтерского учета.

Хозяйственная операция – каждый свершившийся факт, оформленный документом.

Через хозяйственные операции, совершаемые  в сфере снабжения, производства и продажи, имущество организации и обязательства подвергаются изменениям.

В сфере снабжения происходит приобретение средств и предметов труда (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов), необходимых для изготовления продукции. Бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленные сырье, материалы и т. д.

Учет в сфере снабжения ведется  на счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и т. д. и выполняет следующие  задачи:

- обеспечивает контроль за ходом  выполнения договоров с поставщиками  по снабжению производственными  запасами в соответствии с  установленными сроками;

- определяет фактическую себестоимость  приобретенных производственных  запасов, которая складывается  из их стоимости по ценам  приобретения и расходов по  заготовке и доставке в организацию.

В сфере производства предметы труда превращаются в готовую продукцию. Готовая продукция – изделия и продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции. В сфере производства используется труд человека, предметы и средства труда, следовательно, у организации возникают соответствующие затраты – зарплата работникам, стоимость предметов труда, амортизация средств труда. Кроме того, осуществляются общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, оплаты труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы, командировочные расходы, оплата аудиторских услуг и др.).

Учет в сфере производства ведется  на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. и выполняет следующие  задачи:

- определяет объем производства  выпускаемой продукции в целом  и по ее отдельным видам,  выраженный в денежном и натуральном  измерении;

- исчисляет фактическую себестоимость  отдельных видов и всей реализованной  продукции;

- контролирует экономное и рациональное  использование материальных, трудовых  и финансовых ресурсов.

В сфере реализации продукции и финансовых результатов готовые изделия продаются покупателям. При продаже продукции возникают расходы по ее сбыту (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, рекламные расходы и т. д.). Огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая складывается из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажной стоимостью) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский учет процесса реализации выявляет финансовый результат от реализации отдельных видов продукции – прибыль или убыток.

Кроме того, финансовые результаты также  определяются по продаже основных средств  и прочих активов. Например, из суммы  выручки за проданные основные средства вычитаются их остаточная стоимость  и расходы, связанные с их продажей.

Учет продажи и финансовых результатов  ведется на счетах: 90 «Продажи», 91 «Прочие  доходы и расходы», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и др. и  обеспечивает:

- контроль за ходом выполнения  договоров поставок по объему  и ассортименту реализованной  продукции;

- своевременное и полное исчисление  сумм, полученных за реализованную  продукцию;

- выявление конечных финансовых  результатов деятельности организации  (прибыль или убыток).

Таким образом, сфера продажи и  финансовых результатов завершает  кругооборот имущества и обязательств.

Эти процессы взаимосвязаны, дополняют  друг друга и каждый последующий  невозможен без предыдущего.

 

Научимся группировать хозяйственные  средства предприятия по составу  и по источникам образования на примере  следующего задания.

 

Задание №1

Задание: Распределите средства предприятия на актив и пассив.

Исходные данные: Средства предприятия по состоянию на 01.01.2007г:

Уставный капитал - 950 т. р.

Краткосрочный банковский кредит - 270 т. р.

Основные средства - 800 т. р.

Амортизация основных средств – 80 т. р.

Нематериальные активы - 240 т. р.

Амортизация нематериальных активов  – 40 т. р.

Добавочный капитал - 150 т. р.

Задолженность поставщикам - 360 т. р.

Материалы - 130 т. р.

Задолженность перед персоналом по оплате труда - 200 т. р.

Задолженность бюджету по налогам - 80 т. р.

Готовая продукция - 180 т. р.

Задолженность покупателей - 140 т. р.

Касса - 1 т. р.

Нераспределенная прибыль - 110 т. р.

Расчетный счет - 740 т. р.

Резервный капитал - 150 т. р.

Валютный счет - 240 т. р.

Долгосрочный банковский кредит - 81 т. р.

Решение: Распределим средства предприятия, воспользовавшись следующей таблицей:

Таблица 3.1

Бухгалтерский баланс

 

Актив

Сумма, т. р.

Пассив

Сумма, т. р.

Основные средства

Амортизация основных средств

800

- 80

Уставный капитал

950

Нематериальные активы

Амортизация немат-ных активов

240

- 40

Краткосрочный банковский кредит

270

Материалы

130

Добавочный капитал

150

Готовая продукция

180

Задолженность поставщикам

360

Задолженность покупателей

140

Задолженность по оплате труда

200

Касса

1

Задолженность бюджету

80

Расчетный счет

740

Нераспределенная прибыль

110

Валютный счет

240

Резервный капитал

150

   

Долгосрочный банковский кредит

81

Баланс:

2351

Баланс:

2351


 

Для проверки правильности выполнения задания нужно сравнить итоги  актива и пассива, если они равны  между собой, значит задание выполнено  верно.

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что является предметом и объектами бухгалтерского учета?
  2. Какие средства предприятия относятся к внеоборотным, а какие – к оборотным? В чём их основное отличие?
  3. Какие источники образования средств предприятия относятся к собственным, а какие к заемным?
  4. На каких счетах бухгалтерского учета ведется учет соответственно в сферах снабжения, производства и реализации?
  5. Перечислите основные элементы метода бухгалтерского учета.

 

 

ТЕМА 3. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ 

 

1. Балансовое  обобщение, капитальное (основное) уравнение бухгалтерского баланса.  Содержание и структура бухгалтерского  баланса

 

Баланс – (от французского balance буквально “весы”) означает равновесие, уравновешивание.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению (в активе), а также по источникам его формирования (в пассиве), выраженным в денежном выражении.

Для оперативного руководства организацией и управления ее финансово-хозяйственной  деятельностью необходимо располагать  обобщенными данными об ее имуществе  и обязательствах. Такое обобщение  производится при составлении бухгалтерского баланса.

Значение бухгалтерского баланса  можно охарактеризовать так: бухгалтерский  баланс является одним из важнейших  средств руководства и контроля хозяйственной деятельности и анализа  финансового состояния предприятия.

Различают следующие виды балансов:

Периодический (месячный, квартальный);

Годовой (за год);

Начальные и заключительные балансы  разрабатываются в начале и в конце финансового года.

Вступительный - составляется при создании новой организации или при преобразовании ранее действующей организации;

Соединительный – составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;

Разделительный – составляется, если из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;

Санируемый – составляется, когда организация приближается к банкротству;

Ликвидационный – составляется в случае ликвидации организации с начала ликвидационного периода;

Сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные показатели в целом по отрасли путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Сводные (консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями.

Баланс-брутто - это бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, а без регулирующих статей - баланс-нетто.

 

Бухгалтерский баланс – важнейший  источник информации о финансовом положении  организации за отчетный период. По нему можно определить состав и структуру  имущества организации, мобильность  и оборачиваемость оборотных  средств, состояние и динамику дебиторской  и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или  убыток). Баланс знакомит заинтересованных пользователей с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т. е. каков запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса.

По балансу можно определить, сумеет ли предприятие в ближайшее  время оправдать взятые на себя обязательства  перед кредиторами, инвесторами, покупателями, акционерами или ему угрожают финансовые затруднения.

Баланс является формой отчетности предприятия перед участниками, перед налоговой инспекцией и  т.д., поскольку показывает в обобщенном виде его финансовое состояние на определенную дату. Подписывается руководителем  предприятия и главным бухгалтером, которые несут ответственность  за правильность его составления.

Бухгалтерский баланс – система показателей, характеризующих финансово–хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.

Бухгалтерский баланс – главная форма отчетности, составляется всеми предприятиями и организациями независимо от вида деятельности и форм собственности.

Бухгалтерский баланс составляется на 1 число каждого месяца, а за квартал, полугодие, 9 мес. и год в целом  в установленные сроки представляется в налоговые органы и ряд других организаций.

Структура баланса представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона, отражающая средства предприятия по составу и размещению, называется активом, и правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Итог актива баланса должен быть равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется «валюта баланса». Такое балансовое уравнение можно выразить так:

 

АКТИВЫ (экономические ресурсы) = СОБСТВЕННЫЙ  КАПИТАЛ + ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (привлеченный капитал)

 

Равенство итогов актива и пассива баланса объясняется  тем, что в активе показана сумма  и состав хозяйственных средств  предприятия, а в пассиве - их же источники  образования.

В данной формуле экономические  ресурсы рассматриваются как  активы, отражающие общую стоимость  имущества организации в наличии  и обороте. Финансовые обязательства  показывают величину ее кредиторской задолженности. Собственный капитал  характеризует стоимость вложений, сделанных в организацию ее владельцами, иногда его называют остаточным капиталом, так как он представляет собой  средства, остающиеся у собственника после выплаты всех пассивов. Тогда  балансовое уравнение принимает  вид:

 

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ = АКТИВЫ – ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Из данного уравнения следует, что кредиторы имеют преимущественное право на удовлетворение своих финансовых требований по сравнению с владельцами  организации. В тоже время уравнение  показывает степень участия кредиторов и владельцев организации в формировании капитала (собственного и привлеченного). От этого соотношения зависит  финансовая устойчивость и финансовый результат организации.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"