Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 20:25, дипломная работа
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета, аудита и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра¬щения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Цели и задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа реализации продукции 6
1.2. Нормативно – правовое регулирование учета реализации продукции 14
1.3. Осуществление и порядок учета реализации готовой продукции 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Документальное оформление и учет производства и реализации готовой продукции на предприятии 40
2.3. Учет производства и доходов от продажи готовой продукции 47
2.4. Аудиторская проверка учета и готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 55
3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И ПРОДАЖИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ЗАВОД АЛЮМИНИЕВОГО И СТАЛЬНОГО ЛИТЬЯ» 73
3.1. Анализ динамики и структуры выпуска и продажи продукции 73
3.2. Анализ конкурентоспособности литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» 82
3.3. Пути оптимизации бухгалтерского учета производства и продажи готовой продукции 86
3.4. Резервы увеличения объемов производства и продажи литейной продукции 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Основные конкуренты предприятия на рынке по основным видам продукции, их месторасположение, положении е на рынке и их конкурентные преимущества представлены в табл. 3.6.
Основные конкуренты ООО «Завод алюминиевого и стального литья» на рынке по основным видам продукции
Таблица 3.6
Наименование конкурента |
Местонахождение |
Сравнимое положение на рынке |
Конкурентные преимущества |
ФГУП ПО «УралВагонЗавод» |
Россия, г. Нижний Тагил |
30 % |
Полный перечень выпускаемой номенклатуры; Является калькодержателем тех. документации (патентные преимущества) |
ТМХ «Бежецкий сталелитейный завод» |
Россия, г. Брянск |
15 % |
Интенсивно развивается; Является совладельцем акций ОАО «РЖД» |
ООО «Кременчугский сталелитейный завод» |
Украина, г. Кременчуг |
25% |
Низкая цена |
На рис. 3.6 графически представлена доля ООО «Завод алюминиевого и стального литья» на рынке литья за 2006 г.
Рис. 3.6. Удельный вес доли рынка ООО «Завод алюминиевого и стального литья» на рынке литья, %
Таким образом, у ООО «Завод алюминиевого и стального литья» достаточно устойчивое положение на рынке литейной продукции, его доля составляет 30 % в общей емкости рынка. Данные показатели свидетельствует о высоком качестве выпускаемой предприятием литейной продукции и ее конкурентоспособности. Далее дадим оценку конкурентоспособности литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» по оценке Торгово-Промышленной Палаты России в 2006 г. (табл. 3.7).
Оценка конкурентоспособности ООО «Завод алюминиевого и стального литья» по оценке Торгово-Промышленной Палаты России
Таблица 3.7
Наименование фактора конкурентоспособности |
Рейтинг важности
|
ООО «Завод алюминиевого и стального литья» |
ФГУП ПО «Уралвагонзавод»
|
ООО «Кременчугский сталелитейный завод» |
ТМХ (БСЗ)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Удобство расположения |
0,05 |
1 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
Цена |
0,15 |
0,9 |
0,8 |
0,95 |
0,9 |
Качество продукции |
0,3 |
1 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
Возможность оперативной отгрузки |
0,05 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
Ассортиментный перечень продукции |
0,15 |
0,9 |
1 |
1 |
0,8 |
Сложившийся имидж предприятия (экспертная оценка) |
0,3 |
1 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
Итоговое значение конкурентоспособности предприятия |
1 |
0,965 |
0,835 |
0,7407 |
0,82 |
Таким образом, как показывают результаты табл. 3.7, литейная продукция ООО «Завод алюминиевого и стального литья» имеет наибольший бал конкурентоспособности и качества среди конкурентов – 0,965, что является залогом успешной дальнейшей ее реализации.
Для точного анализа качества продукции необходимо произвести анализ обобщающих показателей качества продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья».
Анализ обобщающих показателей качества продукции
ООО «Завод алюминиевого и стального литья»
Таблица 3.8
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,65 |
0,81 |
0,75 |
Удельный вес, % а) продукции высшей категории качества; б) экспортируемой продукции; в) забракованной продукции; г) зарекламированной продукции. |
70 0,5 0,8 0,4 |
80 1,5 0,4 0,7 |
80 1,0 0,3 0,6 |
Потери от брака |
520 |
450 |
400 |
Из табл. 3.8 видно, что за 2006 г. в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10 % по сравнению с 2005 г., а также изменения экспортируемой продукции. В 2006 г. этот показатель составил 1 %. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. По сравнению с 2004 г. показатель потерь от брака уменьшился и составил 400 тыс. рублей.
Анализ продажи готовой продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Анализ выполнения договорных обязательств ООО «Завод алюминиевого и стального литья» представлен в табл. 3.9.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции
за 2006 г., тыс. руб.
Таблица 3.9
Изделие |
План поставки по договорам |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Литье для промышленных тракторов |
286 884 |
285 068 |
- 1 816 |
285 068 |
Литье для ж/д вагонов |
1 751 158 |
1 751 158 |
- |
1 751 158 |
Слитки стальные |
1 811 |
1 811 |
- |
1 811 |
Прочие договорные поставки |
125 879 |
125 879 |
- |
125 879 |
Прочая продукция (нелитейная) |
119 902 |
119 902 |
- |
119 902 |
Итого: |
2 285 634 |
2 283 818 |
- 1 816 |
2 285 634 |
Таким образом, процент выполнения договорных обязательств равен:
Кд.п = (2 285 634 – 2 283 818) / 2 285 634 = 0,999 или 99,9 %.
Из табл. 3.9 видно, что за 2006 г. по договорам недопоставлено продукции по литью промышленных тракторов на сумму 1 816 тыс. руб., или на 0,1%.
Рассмотрим основных потребителей литейной продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» за 2006 г. (табл. 3.10).
Основные покупатели (группы покупателей) производимой продукции,
по итогам 2006 г.
Таблица 3.10
Наименование покупателя (группы покупателей) |
Удельный вес, % |
1) ОАО «Промтрактор» |
16 |
2) ОАО «РЖД» |
55 |
3) ЗАО «Промтрактор-Вагон» |
20 |
4) Прочие |
9 |
ИТОГО |
100% |
Таким образом, основным потребителем продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» является ОАО «РЖД» - 55,0%, учредитель ООО «Завод алюминиевого и стального литья» занимает 16% производимой предприятием литейной продукции, 20% продукции приобретает ЗАО «Промтрактор – Вагон», данное предприятие является аффилированным лицом группы компаний ОАО «Промтрактор», удельный вес прочих потребителей незначителен и составляет 9 %.
По итогам изучения бухгалтерского учета продаж продукции ООО «Завод алюминиевого и стального литья» необходимо сделать ряд выводов.
В целом учет продажи готовой продукции в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» ведется в соответствии с нормативно – правовыми актами РФ. Основными недостатками учета выпуска и продажи готовой продукции на ООО «Завод алюминиевого и стального литья» являются следующие моменты:
1) В январе 2006 года в учете отражено 443 накладных, а номеров 445. Отсутствуют накладные 443, 444. Накладная № 443 от 31.01.06 г отражена в феврале. Отражена в феврале накладная № 442 от 30.01.2006 г. Накладная № 444 в журнале регистрации готовой продукции отсутствует.
2) В оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место некоторые недочеты по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, в приходном ордере по ф. М - 4 без номера от 15 января 2006 года не заполнено наименование организации и нет расшифровки подписи лица, сдавшего продукцию на склад.
3) По некоторым видам продукции в карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции на конец периода.
4) По ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены. Данный факт является существенным упущением бухгалтерских работников и работников отдела продаж. Смягчающим обстоятельством служит тот факт, что контрагенты по данным договорам являются постоянными клиентами ООО «Завод алюминиевого и стального литья».
5) Инвентаризация готовой продукции проводится только в конце года. Существует возможность злоупотреблений со стороны лиц, ответственных за сохранность готовой продукции.
6) В бухгалтерском учете ООО «Завод алюминиевого и стального литья» не отражен порядок аналитического учета доходов и расходов от продажи продукции в разрезе основных ее видов и номенклатуры выпускаемой продукции.
Для устранения этих недостатков ООО «Завод алюминиевого и стального литья» рекомендуется:
1) По строке «Готовая продукция» в бухгалтерской отчётности должна показываться производственная себестоимость остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приёмку, укомплектованных всеми частями согласно соответствующим техническим стандартам и условиям.
Продукция, не отвечающая указанным
требованиям, считается незаконченной
и должна показываться в
2) Сверку журналов-ордеров с Главной книгой проводить ежемесячно
3) Инвентаризацию готовой продукции проводить в следующих случаях: при смене материально-ответственного лица (кладовщика); в конце каждого месяца; по окончании отчетного года.
Основным недостатком бухгалтерского учета продаж продукции на изучаемом предприятии можно считать то, что в бухгалтерском учете ООО «Завод алюминиевого и стального литья» не отражен порядок аналитического учета доходов и расходов от продажи продукции в разрезе основных ее видов.
Поскольку аналитический учет по счету 90 «Продажи» имеет целью выявить эффективность (рентабельность) реализации отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также по формам реализации, регионам и другим параметрам. Эти сложные цели заставляют вести аналитический учет в нескольких разрезах: первое направление – по конкретным выполненным работам и оказанным услугам; второе направление – по направлениям реализации; третье – по секторам конкретного рынка; четвертое – по территориальному признаку и т.п.
Таким образом, ООО «Завод алюминиевого и стального литья» необходимо организовать аналитический учет продажи продукции отдельно по каждому ее виду.
Учитывая вышеизложенное, рабочий план по учету доходов в ООО «Завод алюминиевого и стального литья» должен отвечать следующим основным требованиям: раздельное ведение учета доходов от основной и прочих видов деятельности; возможность организации аналитического учета доходов от различных видов деятельности; соблюдение принципа соответствия доходов и расходов.
ООО «Завод алюминиевого и стального литья» следует предложить следующий позиционный порядок кодирования счетов аналитического учета выручки и себестоимости продаж продукции:
Кас = Х1, Х2, Х3, Х4
где Кас – код бухгалтерского аналитического счета;
Х1-Х2 предназначены для кодирования синтетического счета учета продаж в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета;
Х3 - для кодирования субсчета синтетического счета в соответствии с общепринятым Планом счетов бухгалтерского учета;