Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)

При возврате некачественного  товара поставщику по сути продажи  товара не произошло, и, обменивая некачественный товар на деньги, стороны исполняют  обязательства на основании того же договора, по которому ранее приобретался товар. Товар не переходит в собственность  нового лица, а возвращается в собственность  продавца по причине частичного (или  полного) расторжения договора купли-продажи  на основании ст. 475 ГК РФ, в результате чего обе стороны оказываются  в положении, которое существовало до поставки товара. Кроме того, в  данной ситуации для организации, возвращающей товар, он уже не является товаром  согласно п. 3 ст. 38 НК РФ, поскольку не предназначен для реализации.

Ввиду того, что возврат  некачественного товара поставщику не является реализацией, в налоговом  учете для целей исчисления налога на прибыль эта операция будет  отражена в аналитическом налоговом  регистре «Закупочная стоимость  покупных товаров» как уменьшение стоимости  товаров на сумму возврата поставщику.

Возврат некачественного  товара и выставление претензии  поставщику в бухгалтерском учете  отражается по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»). Данный аспект следует отразить при  формировании учетной политики на 2005 год.

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности каждая организация несет те или иные издержки, причем на практике всегда можно  выделить такие виды затрат, величина которых колеблется в зависимости  от факторов, не связанных с величиной  товарооборота, а определяется в  зависимости от времени года (сезона) или наступления некоторого события (отчетной даты - для выплаты вознаграждения по итогам за год, поломки оборудования - для оплаты услуг по ремонту  и т.д.). Размах таких колебаний  может быть весьма существенным, и  чем больше доля этих затрат в общем  объеме издержек обращения, тем заметнее изменение уровня издержек во времени, что может серьезно изменить финансовые показатели деятельности организации.

Для сглаживания этих колебаний  издержек в мировой практике бухгалтерского учета широко используется метод  резервирования затрат, согласно которому понесенные затраты включаются в  издержки не напрямую, а финансируются  за счет специального резерва, формируемого за счет равномерных начислений на счете учета издержек.

Иными словами, целями создания резервов предстоящих расходов и  платежей являются:

- обеспечение финансирования  крупных затрат, носящих периодический  характер;

- равномерное включение  расходов в издержки производства  или обращения во времени (их  распределение);

- выравнивание промежуточных  финансовых результатов, направление  их в русло общегодовой тенденции.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации определяет строго целевое  назначение резервов предстоящих расходов и платежей. Положением по ведению  бухгалтерского учета (п.72) выделяются следующие виды резервов:

- на предстоящую оплату  отпусков работникам;

- на выплату ежегодного  вознаграждения за выслугу лет;

- на выплату вознаграждений  по итогам работы за год;

- на ремонт основных  средств;

- на производственные  затраты по подготовительным  работам в связи с сезонным  характером производства;

- на предстоящие затраты  по рекультивации земель и  осуществлению иных природоохранных  мероприятий;

- на предстоящие затраты  по ремонту предметов, предназначенных  для сдачи в аренду по договору  проката;

- на гарантийный ремонт  и гарантийное обслуживание.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных  в целях равномерного включения  расходов в расходы на продажу  предназначен счет 96 «Резервы предстоящих  расходов» [13].

Поэтому, при формировании учетной политики ООО «НиВаНа» в  рабочий план счетов следует включить счет 96 для формирования резервов предстоящих  расходов.

Помимо отмеченных недостатков  учетной политики на 2004 год следует  отметить, что ее структура не отвечает современным требованиям и предназначению. Поэтому при формировании учетной  политики на 2005 год рекомендуется  придерживаться следующей структуры:

1. Общие положения

2. Порядок и методы  организации бухгалтерского учета

3. Система бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности

4. Способы оценки имущества  и обязательств и методы отражения  их в бухгалтерском учете

5. Инвентаризация имущества  и обязательств

6. Организация внутреннего  контроля в организации

Отдельным документом следует  сформировать учетную политику на 2005 год для целей налогообложения.

 

3.2. Обоснование необходимости применения  управленческого учета на основе  системы «Директ-костинг»

Отечественная система аналитической  деятельности  на производстве отвечала требованиям централизованно управляемой  экономики: она обеспечивала получение  информации обо всех фактически понесенных в производственном процессе затратах; калькулировании полной себестоимости  продукции, работ или услуг в основном для целей государственного централизованного ценообразования.

Система получения информации о себестоимости была налажена на    предприятиях достаточно хорошо. Другое дело, что большая часть ее не востребовалась, так как не было стимула для снижения затрат на производство, а значит, и управления процессом  формирования себестоимости на предприятии.

Необходимость составления  точных аналитических данных, достоверных  калькуляций была обусловлена в  советском бухгалтерском учете  системой государственного централизованного  ценообразования.

С развитием рыночных отношений  расширяется самостоятельность  предприятий, в том числе и  в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что  является одной из характеристик  этих отношений.

В современных условиях задачи анализа деятельности предприятия  возложены на  специалиста  (менеджера)  в области аналитической деятельности на предприятии.  Менеджер (экономист)  разрабатывает и реализовывает  экономическую политику предприятия, прогнозирует сценарии экономического развития предприятия, вырабатывает и  внедряет управленческие  решения,  регулирующие деятельность предприятия; вести аналитическую, интеграционную работу на предприятии, предоставлять  руководству всестороннюю информацию по состоянию предприятия, прогнозировать возможные сценарии его развития, разрабатывать варианты управленческих решений; устанавливать и сопровождать корпоративные информационные сети, внедрять и оптимизировать компьютерные информационно-аналитические системы  масштаба предприятия; применять методы оптимальной организации труда  на предприятии, внедрять инновационные  формы, схемы и методы эффективной  экономической деятельности предприятия.

В этих условиях задача анализа  затрат – не просто обеспечить фактическую  себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в  сегодняшних условиях работы предприятия  на рынке могла бы обеспечить ему  определенную прибыль. Исходя из этого  рассчитанного уровня себестоимости  нужно организовать производство таким  образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости и возможность  ее постоянного снижения.

Поэтому в настоящее время  центр тяжести в аналитической  работе постепенно должен переносится  с трудоемких расчетов по распределению  косвенных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за их соблюдением в процессе производства. Кроме того, анализ себестоимости на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, то есть предела, до которого предприятие еще может снизить цену в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевать определенный рынок.

Для того чтобы предприятие  могло получать прибыль, ему необходимо, как минимум, определить общую сумму  всех издержек. Логично предположить, что как только выручка от реализации продукции (работ, услуг) начнет покрывать  эти издержки, предприятие перестанет нести убыток и начнет получать прибыль. В определении подобной точки  безубыточности и заключается суть метода, который получил название "директ-костинг" (direct costing).

Определив сущность “директ-костинга”  как системы анализа затрат, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, можно  выделить присущие ему особенности, положительные моменты и проблемы.

Главной особенностью “директ-костинга”, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном  счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет  счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.

Отчет о доходах не обязательно  должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет  о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход  как разность между объемом реализованной  продукции и переменными производственными  затратами.


На втором этапе как  разность между производственными  маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по предприятию, на третьем этапе –  прибыль путем вычитания из общей  суммы маржинального дохода суммы  постоянных  расходов. Отчеты о доходах  можно изменять подразделением общей  суммы постоянных затрат на два различных  мелких блока. Этот метод можно было бы назвать “многоблочной системой”.

Важной особенностью “директ-костинга”  является то, что благодаря ему  можно изучать взаимосвязи и  взаимозависимости между объемом  производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено при помощи графика.

Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.

Точка К называется точкой критического объема производства (точка  рентабельности): объем производства, при котором величина выручки  от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

    

Этот график и многочисленные его модификации используются при  анализе и принятии управленческих решении.                                                   

     Из определения  точки критического объема производства (К) выводится формула.

К = Зпост / М изд,

где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе  текущих издержек производства отчетного  периода;

       Мизд  – величина маржинального дохода  на единицу продукции (разница  ежду ценой реализации изделия  и величиной его себестоимости,     исчисленной по условно-переменным  расходам).

Для обеспечения этих аналитических  расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

Большое значение здесь имеет  установление связей и пропорций  между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного  и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно  определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в  зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или  отдельных видов расходов в зависимости  от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

Система “Директ-костинг” заостряет внимание руководства  предприятия на изменении маржинального  дохода (суммы покрытия) по предприятию  в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия  с большой рентабельностью, чтобы  переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной  ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость  конкретных изделий.

За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах, что наглядно демонстрирует их влияние  на величину прибыли предприятия.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии