Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2 «Значение показателя товарооборота на уровне государства  и отдельного торгового предприятия»

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который  характеризует результат его  деятельности что касается займа  покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров  создает экономическое основание  для получение определенного  объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия  зависит от типа экономической системы. Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной  и рыночной экономики приведена  в таблице 1.

Схема 1

«Характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной  и рыночной экономики»

 

Признак

Государственно-директивная экономика

Рыночная экономика

  1. Характер показателя товарооборота

Директивный: устанавливается высшими  руководящими организациями

Автономный: формируется предприятием самостоятельно

  1. Степень регламентации показателя.

Фиксированный

Расчетный, ориентированный

  1. Место товарооборота в системе показателей

Основной, (исходящий) показатель, который  определяет другие

Производный от необходимого объема прибыли

  1. Приоритет

Валового показателя товарооборота

Прибыли на рентабельность

  1. Механизм действия

Тотальное планирование

Экономическое регулирование

  1. Подход к расчету

Как однозначно установленной величины

Многовариантный, оптимизационный

  1. Применение в качестве оценочного

Показатель исполнения плана товарооборота

Темпы роста товарооборота в  сопоставимых ценах


 

Как показывает схемы 1, в  условиях рыночной экономики объем  товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. Зато существенно  изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных  торговых предприятий и объединений  высшими управленческими органами отраслевого управления; использование  объема товарооборота и степени  выполнение плана в качестве основного  показателя премирование трудовых коллективов  отрасли. Объем товарооборота потерял  свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности   предприятия.

В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется  на уровне самого предприятия. Его объем  определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции  предприятия. Проделанный таким  образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем  и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Тотальное планирование объемов товарооборота  изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных  и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней  среды на объем и структуру  товарооборота.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента  оценивания деятельности персонала  предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке  товарной стратегии предприятия, его  ассортиментной, ценовой, маркетинговой  политике, политике закупки и др.

Анализ розничного товарооборота  позволяет определить, в какой  степени выполнен план товарооборота  и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в  товарообороте за отчетный период и  чем они были вызваны, вскрыть  новые явления, а также имеющиеся  резервы в развитии товарооборота.

Таблица 2.6.

Динамика розничного товарооборота

 

Годы

Розничный товарооборот

Абсолютный прирост

Темпы прироста

К прошлому году

К базисному году

К прошлому году

К базисному году

2002

44324

Х

Х

Х

Х

2003

45867

1543

1543

1.03

1.03

2004

51197

5330

6873

1.12

1.16


 

В целом  за период 2002-2004 годов наблюдается  рост товарооборота.  Представим графически результаты роста товарооборота

Рассмотрим изменение структуры  товарооборота за 2004 год.

 

Таблица 2.7.

Структура товарооборота в 2003-2004 годах, в процентах

 

Товарные группы

2003

2004

1

2

3

3

Мясо и птица

14,2

14,0

Колбасные изделия

13,0

12,8

Рыба, сельдь

2,9

2,8

Масло животное

3,7

3,7

Молоке, сыр и молочные продукты

8,2

7,9

Яйца

2,6

2,6

 

Сахар

3,1

3,2

 

Кондитерские изделия

6,0

5,9

 

Хлеб и хлебобулочные изделия

4,5

4.4

 

Мука, крупа и  макаронные изделия

2,4

2.4

 

Водка и ликероводочные изделия

12,0

12,1

 

Вина, шампанское, коньяк

10,8

10,5

 

Прочие   продовольственные  товары

10,1

11,4

Непродовольственные товары

6,5

6,3

Всего товаров

100,0

100,0


 

Розничный товарооборот в действующих  ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут  по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2003 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

Рисунок 1. Динамика розничного товарооборота

 

Рассмотрим структуру товарооборота  за 2002 год:

 

2.9.2. Анализ издержек  обращения (расходов на продажу)

Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией: Эти затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения.

Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики  предприятия, так как уровень, динамика и структура издержки обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса-движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Издержки обращения являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствует устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств, при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.

Анализ издержек обращения необходимо проводить потому, что издержки обращения  при неизменных торговых надбавках - основной фактор обеспечения рентабельность работы предприятий.

В табл. 2.8. представлена общая динамика товарооборота, издержек обращения  и уровня издержек. Как показывают данные табл.3.1. общая величина издержек предприятия составила 5631 тыс. руб. Следует отметить, что темп роста  издержек обращения отстает от темпа  роста товарооборота. Это положительная  тенденция для предприятия.

Для изучения динамики обращения за ряд лет используем базисные и  цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный вид  показателей представлен ниже

Апр(базисный) = Иф – Иб

Апр(цепной) = Иф / Иф–1

Тр(базисный) = Иф / Иб * 100 - 100

Тр(цепной) = Иф / Иф-1 * 100 - 100

где Иф – издержки обращения  данного времени;

Иб – издержки обращения  базисного периода;

Иф-1 – издержки обращения предшествующего  периода.

Данные для анализа издержек обращения за ряд лет представлены в таблице 2.8.

Используем вышеприведенные формулы, получаем следующие показатели.

Данные таблицы 2.8 показывают, что  за анализируемый период наблюдается  тенденция роста издержек обращения. Данная тенденция изменения показателя отражается и на рисунке 2

 

Таблица 2.8

Анализ динамики издержек обращения

 

Годы

Издержки, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп прироста, %

базисный

цепной

базисный

цепной

2002

4391

-

-

-

-

2003

4592

201

201

1.05

1.05

2004

5631

1039

1240

1.23

1.28

           

 

Рис. 2 Динамика издержек обращения  предприятия за 2002 – 2004 гг.

 

 

По сравнению с 2002 г. величина издержек обращения увеличилась на 1240 тыс. руб. или на 28%. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост предприятия наблюдается в 2004 г. По сравнению с предшествующим периодом величина издержек увеличилась на 23%, что составляет 1039 тыс. руб.

Деления издержек обращения на постоянные и переменные затраты обусловлено  использованием современных методов  анализа результатов деятельности предприятия.

Деления издержек обращения на постоянные и переменные затраты обусловлено  использованием современных методов  анализа результатов деятельности предприятия.

Деление затрат на постоянные и переменные имеет практическую ценность, которая выражается в следующем:

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии