Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)
  • Это деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли при росте объема продаж;
  • Позволяет определить окупаемость затрат (т.е. запас финансовой прочности фирмы);
  • Позволяет использовать метод маржинальной прибыли при определении торговой надбавки: маржинальная прибыль = прибыль + постоянные затраты.
  • Позволяет определить и уточнить безубыточный объем продаж;

Для проведения анализа безубыточности все затраты делят на постоянные и переменные. В анализе используют следующие понятия:

  1. Маржинальная прибыль (МП) – превышение объема продаж над величиной переменных затрат (Зпер);
  2. Коэффициент маржинальной прибыли (К мп.) – доля маржинальной прибыли в объеме продаж в процентах.

С учетом этих показателей точку  безубыточности можно рассчитать следующим  образом:

 

,

 

Для анализа разделим затраты предприятия  на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – расходы, которые мало зависят от объема продаж фирмы.

К постоянным затратам отнесем следующие  статьи затрат:

  • Амортизация основных средств – 180 тыс. руб.
  • Аренда и телефон – 794 тыс. руб.

Итого постоянные расходы составляют – 846 тыс. руб.

Переменные издержки – расходы, которые изменяются в зависимости  от объема продаж предприятия. К ним  относятся:

  • заработная плата с соответствующими отчислениями – 4119 тыс. руб.
  • Расходы на рекламу – 429 тыс. руб.
  • Транспортные расходы, расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров -  237 тыс. руб.

Итого переменные затраты составляют – 4119 тыс. руб.

Заработная плата относится  к переменным расходам потому, что  хотя при увеличении продаж численность  персонала и не увеличиться, –  так как фирма не может этого  позволить, то зарплата каждого работника  возрастет (зарплата рассчитывается как  процент от дневной выручки).

Таким образом, получаем:

Постоянные затраты фирмы составили  – 846 тыс. руб.

Переменные затраты -  4119 тыс. руб.

Объем продаж (за вычетом себестоимости  материалов)  – 10077 тыс. руб.

Маржинальная прибыль = 10077 – 4119 = 5958 тыс.  руб.

К мп. = 5958 /  10077 = 0,591

Точка равновесия = 846 / 0,591 = 1431,47 тыс. руб.

Точка равновесия показывает, что  при снижении объема продаж ниже 1431,47  тыс. руб. компания станет убыточной.

 

2.9.3. Анализ товарного  баланса по предприятию

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей  таблице:

Товарный баланс по предприятию  за 2003 -2004 г.г.

 

  

 

 

Показатели

 

 

 

2003

2004

Отклонение

в сумме (+-)

 

Влия

ние на

изме

нение

това

рообо

рота

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5


 

Розничный товарооборот предприятия  возрос в 2003 году по сравнению с 2002 годом  на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс.руб.).

Недостатком использования поступающих  в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

На предприятии в 2004 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2003 годом на 0,8 тыс.руб.. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу  товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2004 году положительной.

 

3. Предложения  по совершенствованию бухгалтерского  учета

3.1. Формирование  учетной политики предприятия

Учетная политика ООО «НиВаНа» является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета общества первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и  двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной  деятельности, которые регламентируются законодательством РФ, Уставом общества, внутренними документами ООО  «НиВаНа».

Проведем анализ соответствия учетной политики ООО «НиВаНа» Положению  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

 Соответствие учетной политики  ООО «НиВаНа» на 2004 год ПБУ  1/98

 

Формирование учетной политики согласно ПБУ 1/98

Учетная политика ООО «НиВаНа

Рабочий    план    счетов бухгалтерского    учета,  содержащий синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения бухгалтерского учета в  соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета.

Аналитические счета рабочий план счетов не содержит

Формы первичных  учетных документов,  применяемых для  оформления фактов  хозяйственной  деятельности,  по  которым  не   предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности порядок   проведения   инвентаризации   активов   и  обязательств  организации

Не разработаны формы первичных  учетных документов, применяемых  для  оформления фактов  хозяйственной  деятельности,  по  которым  не   предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности  

Методы оценки активов и обязательств

П.5. Метод определения выручки  кассовый

п.9. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным методом.

п.10. Товары, приобретенные для продажи  в розницу, принимаются к учету  по продажной стоимости с отдельным  учетом наценок

п.13. Долгосрочная задолженность по полученным займам и кредитам переводится  в краткосрочную

Правила   документооборота   и   технология   обработки   учетной  информации

п.3 Первичные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации.

П.4 Бухгалтерией не принимаются к  учету первичные документы, не содержащие всех обязательных реквизитов. Содержание хозяйственной операции, указанной  в первичном документе, должно соответствовать  ее наименованию в расчетных документах.

п.8 Бухгалтерией обеспечивается защита от несанкционированных исправлений  в регистрах бухгалтерского учета

Порядок контроля за хозяйственными операциями

П.14 Проводится инвентаризация товаров  в период их наименьших остатков; при  смене материально-ответственных  лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотреблений или порчи имущества; в случае стихийных бедствий

Другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета

Налогообложение ведется по Единому  налогу на вмененный доход для  отдельных видов деятельности


 

Организация  должна  раскрывать  принятые  при  формировании учетной  политики способы  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на  оценку  и   принятие  решений  заинтересованными   пользователями бухгалтерской отчетности.                                            Существенными  признаются  способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания  о  применении  которых  заинтересованными пользователями  бухгалтерской  отчетности  невозможна  достоверная оценка финансового  положения,  движения  денежных  средств  или  финансовых  результатов  деятельности организации.                                            К  способам  ведения  бухгалтерского  учета,  принятым   при формировании учетной  политики организации  и  подлежащим  раскрытию в бухгалтерской  отчетности,  относятся  способы  амортизации  основных средств,  нематериальных  и  иных  активов,  оценки  производственных запасов, товаров,  незавершенного производства  и готовой  продукции, признания  прибыли  от  продажи  продукции,  товаров,  работ, услуг и другие  способы,  отвечающие  требованиям  ПБУ 1/98.Из перечисленных способов учетная  политика ООО «НиВаНа» содержит только способ амортизации основных средств  и признание прибыли от продажи  товаров.Из выше изложенного следует, что учетная политика ООО «НиВаНа» составлена формально и не отвечает требованиям нормативных актов.

С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых  видов деятельности, усложнением  процессов управления предприятиями  и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком  смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной  деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать  в качестве одного из инструментов управления организацией.

Поэтому, при формировании учетной политики ООО «НиВаНа» на 2005 год дополнительно целесообразно  отобразить  следующие моменты:

1) метод оценки  производственных  запасов и товаров;

2)разработать формы первичных  учетных документов, применяемых  для  оформления фактов  хозяйственной   деятельности,  по  которым   не   предусмотрены типовые  формы первичных учетных документов, а также формы  документов  для внутренней бухгалтерской   отчетности;

3) включить в рабочий  план счетов аналитические счета.

К недостатку содержания учетной  политики следует отнести отсутствие классификации доходов и расходов организации.

Кроме того, в учетной  политике организации упущен целый  блок по отображению в бухгалтерском  учете возврата некачественного  товара. Для торговой организации  это является весьма актуальным вопросом. При совершении акта купли-продажи  товара не всегда можно проверить  качество приобретаемого товара, отсюда – возврат некачественного товара через какой-то промежуток времени  рядовым потребителем. Как правило, возврат товара осуществляется не в  том месяце, в котором товары были проданы, а позднее, когда в учете  сформированы выручка и финансовый результат от операции продажи данного  товара. Поэтому очень важно правильно  отобразить в бухгалтерском учете  данную операцию.

Факт возврата покупателем  некачественной продукции подтверждается Актом об установленном расхождении  по количеству и качеству при приемке  товарно-материальных ценностей (ТОРГ-2), оформляемым по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

При возврате товара продавец возвращает покупателю все уплаченные им средства. Согласно ст. 393 ГК РФ организация  имеет право требовать от поставщика возмещения всех расходов, понесенных в связи с реализацией и  последующим возвратом некачественного  товара. На основании п. 10.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска  товаров в организациях торговли в сумму претензии поставщику включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма штрафов и, кроме того, сумма убытков, причиненных такой поставкой.

При отказе поставщика от возмещения убытков расходы организации  по возмещению причиненных убытков  следует относить к расходам и  потерям, отражаемым на счете 90-1 на основании  п. 3.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ  по  торговле (по  согласованию  с  Минфином России) от  20.04.95  №  1-550/32-2.

Для целей налогообложения  прибыли расходы, связанные с  возвратом некачественного товара, по мнению автора, следует включать во внереализационные расходы на основании пп. 21 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Для отражения возврата товара поставщику через счета реализации необходимо иметь в виду следующее.

Существующими инструкциями по бухгалтерскому учету предусматривается  сторнирование записей по счету  реализации у продавца при возврате товара покупателем в том же отчетном периоде. Повторное отражение реализации (продажи) того же товара при возврате его поставщику существующими правилами  ведения бухгалтерского учета не предусмотрено.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии