Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и ПБУ 15/01 «Учет  займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» проценты по кредитам и займам (кроме используемых для  приобретения инвестиционного актива) относятся на финансовые результаты в качестве операционных расходов в  издержках обращения не учитываются. Организация, также, может предусмотреть  в учетной политике расходы по доставке товаров, включить в стоимость  товара, то есть Дт 41 Кт 76 – в части  транспортных расходов. И, таким образом, отпадает необходимость в распределении  издержек обращения (расходов по продаже) между проданными товарами и остатками  товаров на складе.

Приказом Минфина Российской Федерации от 28.12.01 г. №119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, которыми определяется порядок  организации бухгалтерского учета  материально-производственных запасов  на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Порядок осуществления торговой деятельности организациями, занимающимися  торговлей наряду с другими видами деятельности, устанавливается самими организациями.

Если товары приобретаются  непосредственно подразделением, осуществляющим торговую деятельность, то транспортно-заготовительные  работы, связанные с их приобретением  учитываются на счете «Расходы на продажу» (44) по дополнительно вводимому  субсчету «Коммерческие расходы  по товарам».

В случае предоставления поставщиками организации-покупателю товаров различных  скидок, товары в неторговых организациях учитываются по фактической себестоимости (по цене приобретения). При этом, покупной ценой товара считается фактическая величина денежных средств (или ее эквивалент), уплаченная за данный товар, то есть за минусом предоставленной скидки.

В составе расходов на продажу  учитываются расходы по хранению товаров. Если на складе кроме товаров  хранятся другие материальные ценности, расходы, относящиеся на товары, определяются пропорционально объему, весу или  стоимости хранящихся материальных ценностей, согласно решению организации, закрепленному в ее учетной политике.

Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей материальных запасов в неторговых организациях, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы на продажу по товарам  ежемесячно списываются в полном размере в дебет счета учета  продаж.

В случае если величина транспортно-заготовительных  расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой  их в организацию составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки  от продаж товаров (более 10%), а также  при их неравномерном уровне в  течении года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. д.), то допускается  пропорциональное распределение указанных  расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров  и их остатком на конец месяца. При  этом доля, относящаяся на остаток  непроданных к концу месяца товаров, остается на счете «Расходы на продажу» и переносит на следующий месяц.

Выбор метода распределения  расходов на продажу устанавливается  организацией и закрепляется в ее учетной политике.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов вводятся в действие, начиная  с отчетности за 2002 год.

Приказом Минфина Российской Федерации от 28 июня 2000 г. «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» устанавливается следующий порядок учета управленческих и коммерческих расходов:

- в случае признания  организацией в соответствии  с установленным порядком управленческих  расходов полностью в себестоимости  проданных товаров, продукции,  работ, услуг в качестве расходов  по обычным видам деятельности по данной статье отражаются затраты на производство проданных продукции, работ, услуг без учета общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье «Управленческие расходы» отчета о прибылях и убытках.

- в случае признания  организацией в соответствии  с установленным порядком коммерческих  расходов полностью в себестоимости  проданных в отчетном периоде  товаров, продукции, работ, услуг  в качестве расходов по обычным  видам деятельности расходы организации  по сбыту продукции, расходы  на продажу (у организаций,  осуществляющих торговую деятельность, оказывающих услуги общественного  питания) отражаются по статье  «Коммерческие расходы» отчета  о прибылях и убытках.

Величина издержек обращения, относящаяся к реализованным  товарам (кредитовый оборот счета 44), исчисляется  путем присоединения к издержкам  обращения на остаток товаров  на начало месяца (начальное сальдо счета 44) всех издержек, возникших в  течении месяца (дебетовый оборот счета 44), и вычитания из их суммы  издержек обращения на остаток товаров  на конец месяца (конечное сальдо счета 44). Полученный результат подлежит возмещению за счет валового дохода, о чем делают запись по кредиту счета 44 «Расходы на продажу» и дебету счета 90 «Продажи».

 

2.6. Учет прочих операций по торговой  деятельности

В бухгалтерском учете торговых предприятий важное значение имеет  учет расчетных операций.

Для работников предприятий, организаций, учреждений основным источником дохода является заработная плата. Каждому  работнику она начисляется в  соответствии с установленной системой и зависит от количества и качества затраченного им труда.

Основные задачи бухгалтерии  в области учета труда и  заработной платы к правильному  и своевременному расчету с персоналом по начислению заработной платы, премий, пособий, доплат, надбавок, оплаты неотработанного  времени (за отпуск, выполнение общественных обязанностей и др.). Кроме того, имеют  место выплаты социального характера  на лечение, отдых, проезд, трудоустройство, материальную помощь и др., производимые помимо источников социальных пособий.

С этой целью на предприятии разрабатывается  штатное расписание с указанием  категорий работающих: рабочие и  служащие (руководитель, специалисты  и другие служащие), их количество и  “вилка” окладов. Учет личного состава  МП производится специально назначенным  лицом.

Первичными документами по учету  численности персонала и его  движению являются приказы о приеме на работу, увольнении, переводе и предоставлении отпусков, договора-подряды.

Максимальный размер заработной платы  законом не ограничивается, но ее нижний уровень не может быть менее минимальной  оплаты труда, устанавливаемой государством.

При временной утери трудоспособности, достижения пенсионного возраста и  некоторых других случаях государством гарантируется каждому человеку социальная защита за счет фондов: социального  страхования, пенсионного, обязательного  государственного медицинского страхования, занятости населения и др., образованных путем целевых отчислений от начисленной  заработной платы по предприятию  и других источников.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится  оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество выполненных  работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и  повременщикам, доплаты в связи  с отклонениями от нормальных условий  работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы и т.п. На предприятии  “ НиВаНа ” ведется оплата по окладам.

К дополнительной заработной плате  относятся выплаты за непроработанное  время, предусмотренные законодательством  по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время  выполнения общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

На предприятии ООО " НиВаНа " расчет ведется в Книге по начислению заработной платы.

Отчисления в государственные  внебюджетные социальные фонды производят от выплат, начисленных работникам по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Для учета расчетов по социальному  страхованию, пенсионному обеспечению  и обязательному медицинскому страхованию  работников организации используется пассивный счет 69 “Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению”.

К счету 69 “Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению” могут  быть открыты субсчета (на примере  малого предприятия “ НиВаНа”):

69    “Расчеты по социальному  страхованию”

69/1 “Расчеты по соцстраху, травматизм”;

69/2 “Расчеты с федеральным бюджетом”;

69/3 “Расчеты с пенсионным фондом  по страховой части”;

69/4 “Расчеты с пенсионным фондом  по накопительной части”;

69/5 “Расчеты с ТФОМС”;

69/6 “Расчеты с ФФОМС”.

Счет 69 “Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению” кредитуется на суммы  платежей на социальное страхование  и обеспечение работников, а также  обязательное медицинское страхование  их, подлежащие перечислению в соответствующие  фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

-счетами, на которых отражено  начисление оплаты труда, - в частности  отчислений, производимых за счет  организации;

-счетом 70 “Расчеты с персоналом  по оплате труда” – в частности  отчислений, производимых за счет  работников организации.

По дебету счета 69 отражаются перечисленные  суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Из начисленной работникам малого предприятия заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам  подряда и по совместительству производят различные удержания. Удержания  из заработной платы могут производиться  только в случаях, предусмотренных  законодательством.

Синтетический учет расчетов с сотрудниками МП по заработной плате ведут на счете 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.

По кредиту счета 70 “Расчеты с  персоналом по оплате труда” отражаются суммы:

  1. оплата труда, причитающиеся работникам в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
  2. оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 “Резервы предстоящих расходов”;
  3. начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм – в корреспонденции со счетом 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”;
  4. начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. – в корреспонденции со счетом 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

По дебиту счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” отражаются выплаченные  суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия  в капитале организации, а также  суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Например:

  • Д-т20  К-т70  - начислена заработная плата работникам основного производства, управленческому персоналу;
  • Д-т69  К-т70  - начислены  пособия по временной нетрудоспособности и прочие начисления за счет внебюджетных фондов;
  • Д-т70  К-т50  - выплачены из кассы суммы причитающиеся работникам по оплате труда;
  • Д-т70  К-т71  - удержаны не возвращенные в установленный срок подотчетные суммы.

Аналитический учет по счету 70 ведется  по каждому работнику организации.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Аналитический учет ведется по каждому поставщику.

Расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей.

Расчеты осуществляются безналичным  путем.

Основные бухгалтерские  проводки по счету 60:

  • Дт 41.1 Кредит 60   рублей - акцептована счет фактура поставщика
  • Дт 19 Кредит 60  рублей - начислен НДС
  • Дт 60 Кредит 51 0 рублей - оплачен счет поставщика.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». Счет 62 дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи» на суммы, на которые предъявлены расчетные  документы.

Счет 62 кредитуется в корреспонденции  со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и  сборам».

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Аналитический учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется в предлагаемой для малых предприятий ведомости  учета расчетов и прочих операций формы В-5. Ведомости ведутся отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженностям за определенный период (месяц, квартал, год) в зависимости  от объема расчетов. В конце отчетного  периода выводится дебетовое  и кредитовое сальдо по каждому виду расчетов и в целом по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами».

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии