Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)

Кроме показателя розничного товарооборота, который имеет особое значение и специфику в систему  показателей деятельности розничного предприятия входят: валовой доход, расходы на продажу, прибыль.

Сумма доходов торгового  предприятия, полученная из всех источников и по всем видам хозяйственных  операций образует его валовой доход. Валовой доход розничного предприятия  включает следующие основные группы доходов:

  1. Доходы от реализации товаров и платных торговых услуг – являются основным видом доходов предприятия оптовой торговли, непосредственно связанных с отраслевой спецификой его деятельности. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая наценка, выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров.
  2. Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности.
  3. Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств розничного предприятия.
  4. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов розничного предприятия.
  5. Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия: доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других предприятий, доходы от ценных бумаг и другие.

Основу формирования валового дохода торговых предприятий, составляют доходы от торговой деятельности, поэтому  в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная  роль.

Доходы от реализации товаров  выражаются следующими основными показателями:

  1. Суммой дохода от реализации товаров – она характеризует общий размер торговых надбавок, полученных в процессе реализации товаров в определенном периоде;
  2. Уровнем доходов от реализации товаров – он определяется по формуле (1. 1):

                                                                       Др * 100

                                             Уд =                                ,                                          (1. 1)


                                                                              Р

Где: Уд – уровень доходов от реализации товаров, %;

Др – общая сумма доходов  от реализации товаров в определенном периоде;

Р – общий объем реализации товаров  в этом же периоде (товарооборот);

  1. Средним уровнем торговой надбавки – он определяется по формуле (1.  2):

                                                                         Др * 100

                                      Утн =                            ,                                     (1. 2)


                                                                           Р - Др

Где: Утн – средний  уровень торговой надбавки, %.

Процесс движения товаров  от производства до потребителя связан с различными затратами живого и  общественного труда, представляющие собой расходы на продажу.

Расходы на продажу представлены системой следующих показателей:

  1. Абсолютная сумма издержек обращения;
  2. Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по следующей формуле:

                                                                           Σ ИО

                                                 Уио =                                    * 100 %   ,                              (1. 3)


                                                                             Р

Где: Уио – относительный уровень  издержек обращения, %;

Σ ИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;

Р – товарооборот розничного предприятия  за тот же период времени.

В условиях рыночной экономики  возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и развития предприятия.

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности розничного предприятия. Однако финансовым результатом может  выступать не только прибыль, но и  убыток, возникший, например, по причине  чрезмерно высоких затрат или  недополученных доходов от реализации товаров в связи с уменьшением  объема поставок товаров, снижением  покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль  – разница между валовым доходом  и издержками обращения.

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним  из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной  деятельности предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых  является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования розничного предприятия (товарооборот, собственный  капитал, валовой доход, расходы  на продажу, основные фонды и другие показатели).

Наряду с показателями товарооборота капитала основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности применяются  и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, расходы  на продажу, каждый из которых подчеркивает предельный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Изучение системы показателей  деятельности розничного предприятия  следует проводить в динамике, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

Таким образом представляет интерес изучение и анализ показателей  на конкретном предприятии и сопоставление  полученных результатов с тенденциями, сложившимися в отрасли торговли.

 

1.4. Особенности бухгалтерского учета  в торговле

Для правильного руководства деятельностью  торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной  экономической информацией. Это  достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет организуется на местах совершения хозяйственных операций (филиал, склад). Соответствующая информация может поступать непосредственно во время совершения хозяйственной операции, как по телефону, так и в устной форме, на дисплее без документального оформления. Полученные данные используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия (выполнение договоров, прием и отгрузка товара, реализация) [14].

Для статистического учета используется информация о структуре основных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой  упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат  процессы приобретения, хранения и  реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

  • проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  • контроль над товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  • выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (расходы на продажу покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
  • контроль над наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии [14].

Задачи, стоящие перед бухгалтерским  учетом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание представления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях розничной торговли бухгалтерский учет осуществляется особым  подразделением – бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский  учет в них ведут работники, на которых возложены соответствующие  обязанности.

В организации,  не имеющей бухгалтерской  службы  или бухгалтера, бухгалтерский  учет может осуществляться специализированной организацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при  небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Торговые операции в сфере торговли представляют собой операции связанные  с поступлением и реализацией  товара, а также связанные с  этим  расчетные операции.

 

1.5. Документальное оформление торговых  операций

Документальное оформление торговых операций осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.10.94 г.);
  • Инструкция «О порядке начисления и уплаты НДС» (утверждена Госналогслужбой РФ от 11.10.1995 №39)
  • Инструкция «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» (утверждена Минфином СССР от 14.01.1967 №17) 
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.06.65 г. № П-6) (с изменениями от 29.12,73 г. и от 14.11.74 г.);
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 5.04.66  г. № П-7) (с изменениями от 29.1273 г  № 81 и от 14.11.74г. №98);
  • Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15.10.90 г.);
  • «Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях оптовой торговли» (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5) (см. приложение 18).

Первичные документы по поступлению  товаров являются основой организации  материального учета, так как  непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий  контроль за движением, сохранностью и  их рациональным использованием.

В розничную торговлю товары для  продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т. д.

Товары, поступающие на предприятия  розничной оптовой торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной оптовой торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом. Основание для расчетов за поступившие ТМЦ или авансовых платежей является счет (ф 868).

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии