Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы – изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аудита торговых операций в оптовой торговле
Изучить систему бухгалтерского учета торговых операций на предприятии
Разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии
Обосновать необходимость применения системы «директ-костинг» на предприятии

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 157.47 Кб (Скачать файл)

Из положений указанных  документов следует, что под  продажей товаров по образцам понимается продажа  товаров по  договору розничной  купли-продажи, заключенному на  основании  ознакомления покупателя с предложенными  продавцом образцами товаров  или их описаниями, содержащимися  в каталогах, проспектах, буклетах, представленными на фотографиях  и в других  информационных материалах, а также в рекламных объявлениях  о продаже товаров.    

Рассмотрим телевизионную  торговлю. К ней можно относиться как угодно. Но она существует, и  ее товарные обороты заслуживают  уважения. В отличие от зарубежной телевизионной  торговли, которая  существует в виде  специальных  торговых  каналов, отечественная  занимает  «эфирные ниши» на телевизионных  каналах – например, телевизионные  магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. Зрителю по средством  товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность  заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.

Электронная торговля. Здесь  скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная  торговля только начинает развиваться. Для  того, чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. В настоящее  время, распространена продажа в  такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему  тратить свое время на поиск нужного  товара, предоставляется несколько  дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из офиса или дома.   

Торговля по каталогам  и с помощью проспектов, буклетов.

Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в  которых представлены чаще всего  фотоснимки, реже чертежи и схематические  изображения предполагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов, их  описание, цена за единицу, возможные схемы  скидок и т.д. То же можно сказать  о  проспекте или буклете, с  той лишь разницей, что каталог  посвящен большей группе товаров  – в отличие от  проспектов и буклетов, на страницах которых  может быть представлено от одного  до десятка товаров. К каталогам  прилагаются  купонные книжки или  вкладыши, которые заполняются покупателем  и направляются продавцу. Товар будет  либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте.

 

1.2. Лицензирование и регулирование  торговой деятельности

В целях упорядочения хозяйственной  и предпринимательской деятельности, защиты интересов потребителей, соблюдения экологических, санитарных, противопожарных  и медицинских норм и правил, торговая деятельность организаций различных  форм собственности и граждан-предпринимателей может лицензироваться.

Порядок лицензирования торговой деятельности определяется законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности организаций  торговли и граждан-предпринимателей не отменяет установленных законодательством  правил регистрации хозяйствующих  субъектов, сборов на право торговли и других требований, установленных  в соответствии с законодательством  местными органами исполнительной власти.

Сертификация в России организуется и производится в соответствии:

с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации»;

с законами РФ, относящимися к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

с иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение  отдельных социально – экономических  задач (более 30 актов), указами Президента и актами Правительства (около 50 актов).

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992г. (07.02.92 №2300 - 1), установил  ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, - право  на безопасность товаров, работ и  услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых  товаров, выполняемых работ и  оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и  интересов потребителей; предусмотрел механизм защиты потребителей, права  которых нарушены при продаже  недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ  и оказании услуг.

 В целях обеспечения безопасности  товаров (работ, услуг) Закон  «О защите прав потребителей»  вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие  качества товаров обязательным  требованиям государственных стандартов.

На основании Закона "О защите прав потребителей" Госстандарт  РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил  номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил  в нее более  70 видов продукции  и некоторые виды услуг. Среди  них: сельскохозяйственная и  пищевая  продукция; товары бытовой химии; изделия  текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника  и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения  товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для  пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и  дополняется по мере принятия новых  законодательных актов в области  охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем  проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

Закон предусматривает систему  мер, предотвращающих поступление  в продажу товаров, в отношении  которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки.

Ст.41 Закона устанавливает основания  для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для  потребителей. За нарушение правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушениями  правил по сертификации, то штрафом  облагаются изготовители (продавцы) в  размере стоимости реализованных  товаров.

В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон  РФ «О сертификации продукции и услуг» (10.06.93 №5151 -1).

Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также прав, обязанности и  ответственность участников сертификации.

Согласно ст.1. Закона «сертификация  продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям».

Сертификация осуществляется в  целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (в ред. Федерального закона от 31.07.98 № 154-ФЗ);

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

зашиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация в России осуществляется на следующих принципах: 

  • обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
  • объективность и независимость от изготовителя и потребителя; 
  • профессиональность испытаний;
  • исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
  • право заявителя выбирать орган по сертификации и  испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;          
  • открытость информации о результатах сертификации или о     прекращении срока  (отмене) сертификата (знака) соответствия;
  • многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации,  его производства и потребления;
  • использование в деятельности по сертификации   рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
  • признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия,
  • соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
  • привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

Порядок проведения сертификации в  России установлен Постановлением Госстандарта РФ по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

На основании ст. 20 Закона «О сертификации продукции и услуг» юридические  и физические лица, а также федеральные  органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством  уголовную, административную либо гражданско–правовую  ответственность.

 

1.3. Основные показатели оценки деятельности  торговых организаций

Совокупность показателей  деятельности торгового предприятия  определяется нормативными актами государства, в котором оно функционирует. Основными финансово-экономическими показателями розничного предприятия  в России являются – товарооборот, валовой доход, расходы на продажу, балансовая прибыль.

Целью предприятия является получение прибыли, которая в  оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы  между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время  величина наценки устанавливается  на договорных началах между продавцом  и покупателем.

К показателям, характеризующим  товарооборот розничного предприятия, относятся:

  • объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
  • ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров в стоимостном и относительном выражении (проценты);
  • прирост товарооборота характеризует изменение как валового товарооборота так и по отдельным видам и формам;
  • однодневный объем товарооборота;
  • объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
  • объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе торговой площади;
  • время обращения товаров (дни оборота);
  • скорость товарооборота (число оборотов).

Важным моментом управления товарооборота розничного предприятия  является его экономический анализ.

Анализ розничного товарооборота  предприятия в рыночной системе  должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения  продаж; кому продаются товары; какова товарная структура товарооборота; в какие регионы реализуются  товары; каково соотношение складских  и транзитных продаж; каково состояние  товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками розничного предприятия и каковы объемы поставок. Анализ розничного оборота включает три раздела:

  • анализ объема и структуры оборота;
  • анализ оптовых закупок (поступление товаров);
  • анализ товарных запасов.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии