Организация национальной платежной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – охарактеризовать механизм осуществления безналичных расчетов с использованием современных платежных систем.
Исходя из цели работы нам необходимо решить следующие задачи:
описать теоретические основы организации национальной платежной системы в России;
охарактеризовать безналичные расчеты, осуществляемые в Российский Федерации;
проанализировать правовое регулирование осуществления безналичных расчетов;
разработать пути совершенствования системы безналичных расчетов на основе внедрения новых технологий в ООО «Промрегионбанк

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации национальной платежной системы 6
Понятие и структура национальной платежной системы РФ 6
Основные действующие в РФ платежные системы и их роль в денежно-кредитном регулировании 10
Законодательные и нормативные акты в области платежных
систем и расчетов 20
Глава 2. Организация безналичных расчетов в Российской Федерации 27
2.1 Понятие безналичных расчетов, принципы их организации 27
2.2 Формы безналичных расчетов 29
2.3 Порядок осуществления безналичных расчетов посредством
платежных систем 40
Глава 3. Совершенствование системы безналичных расчетов
на основе внедрения новых технологий в ООО «Промрегионбанк» 43
3.1 Характеристика деятельности ООО «Промрегионбанк» 43
3.2 Сравнительный анализ существующих платежных систем в
ООО «Промрегионбанк» 46
3.3 Эффективность внедрения платежной системы «UnionPay»
в ООО «Промрегионбанк» 60
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Дина диплом 2.docx

— 7.10 Мб (Скачать файл)

Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определённых принципов. Рассмотрим каждый в отдельности.

  1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей. В Российской федерации он сложился к середине 90-х годов. Это соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа – чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов – платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  5. Срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотренных законом.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Согласно законодательству общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней – в пределах субъекта Российской Федерации.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых  в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых  в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной  организации.

В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации», списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

 

2.2. Формы безналичных расчетов

 

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Согласно Положению, основными формами безналичных расчетов являются:

    • расчеты платежными поручениями;
    • расчеты по аккредитиву;
    • расчеты чеками;
    • расчеты по инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов в перечисленных формах используются следующие расчетные документы:

    • платежные поручения;
    • аккредитивы;
    • чеки;
    • платежные требования;
    • инкассовые поручения.13

Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки, и исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.14 Схема расчетов платежными поручениями представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей

 

Данная форма расчетов может применяться при предоплате за полученные товары и услуги.

Вместе с тем платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:

  • авансовый платеж, т.е. платеж до отгрузки товара;
  • после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара;
  • частичные платежи при крупных сделках.

Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей и услуг дана на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей

 

Долгосрочный и отсроченный платежи используются в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные и постоянные поставки, расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей (на основании договоров) с использованием платежных поручений. По договору поставщик берет на себя обязательство отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Эта форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа, а также ускоряет оборачиваемость денежных средств.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в следующем (см.рисунок 4):

  1. заключение договора о расчетах с использованием аккредитива с предварительным депонированием средств в банке на отдельном счете;
  2. передача в банк заявления на открытие аккредитива;
  3. перевод средств в банк поставщика и зачисление их на счет «Аккредитивы»;
  4. сообщение поставщику об открытии аккредитива;
  5. поставка товара или оказание услуг;
  6. направление в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), списание средства со счета «Аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика;
  7. направление в банк покупателя сообщения об использовании аккредитива;
  8. сообщение об использовании аккредитива покупателю.

Рисунок 4. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств

 

В соответствии Положением о безналичных расчетах банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот.15

Аккредитивы наиболее выгодны в практике внешнеторговой деятельности. Они являются самым действенным инструментом обеспечения платежей. Кроме того, позволяют работать с иностранными контрагентами даже при отсутствии информации о репутации партнера.

Расчеты по инкассо. Инкассо – банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.16

Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать для выполнения поучений клиента иной банк.

Типичная схема расчетов по инкассо рассмотрим на рисунке 5.

Рисунок 5. Схема расчетов по инкассо

 

Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов:

  1. заключение договора о купле-продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо;
  2. поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором;
  3. отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк;
  4. банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя);

5 – 6) банк покупателя передает  полученные документы покупателю  против оплаты платежного требования-поручения;

  1. денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика;
  2. банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.

Информация о работе Организация национальной платежной системы Российской Федерации