Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа
Цель дипломной работы - проанализировать и оценить эффективность функционирования системы организации первичного учета на материалах действующего предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи дипломной работы:
- исследовать теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций;
- изучить организацию первичного учета на предприятии ТОО "Огона";
- разработать рекомендации по совершенствованию первичного учета на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций
1.1 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета
1.2 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации
1.3 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению
2. Организация первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
2.1 Характеристика предприятия и учетная политика в области документооборота
2.2 Организация первичного учета кассовых операций
2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы
2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия
3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии
3.2 Автоматизация первичного учета
Заключение
Список использованных источников
В случае, если недостачи или другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличия материальных запасов с данными товарно-транспортной накладной не обнаружено, материально ответственное лицо, принявшее материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у материально ответственного лица, получившего материальные запасы, а второй возвращается лицу, доставившему материальные запасы на склад покупателя.
Акт о приемке материалов применяется
для оформления приемки запасов,
имеющих количественное и качественное
расхождение с данными
Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие на предприятие, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). Такие материальные запасы принимаются и приходуются предприятием в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.
Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце, либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу товарно-материальных запасов, они учитываются в общеустановленном на данном предприятии порядке.
Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов). При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой финансовой отчетности, то:
а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;
б) величина налога на добавленную
стоимость принимается к
в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:
- уменьшение стоимости
- увеличение стоимости
Таким образом, основными документами, служащими основанием для оприходования материальных запасов на склад предприятия являются:
- счет-фактура;
- товарно-транспортная
- накладная и документы,
Кроме материальных запасов, поступающих на предприятие ТОО "Огона" от поставщиков, на склад могут поступать материальные запасы, изготовленные самим предприятием, материалы после переработки, материальные запасы в виде остатков неизрасходованных материалов, а также в виде отходов и брака.
Если материалы поступают на склад после переработки либо неизрасходованные материалы, отходы, брак, кладовщик составляет требование-накладную. Оформленное требование-накладную передают в бухгалтерию.
Товарно-материальные запасы со склада предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.
Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск запасов с центральных складов считается расходом на производство.
Расход товарно-материальных запасов оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение материалов и др.)
Лимитно-заборная карта применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды, является оправдательным документом для списания товарно-материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются экономическим отделом на одно наименование материалов (номенклатурный номер) в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) - потребителю запасов, второй - складу или кладовой цеха (участка). Отпуск запасов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха (участка).
Для сокращения количества первичных
документов, где это целесообразно,
рекомендуется оформлять отпуск
материалов непосредственно в карточках
учета материалов. В этом случае
расходные документы на отпуск запасов
не оформляются, а сама операция производится
на основании лимитных карт, выписываемых
в одном экземпляре. Лимит отпуска
можно указать и а самой
карточке. Представитель цеха при
получении запасов
Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов предназначена для учета движения запасов внутри предприятия и их отпуска подразделениям своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах, в случае отпуска материалов подразделениям своего предприятия один экземпляр передается получателю, второй - складу, который затем сдается в бухгалтерию. При внутреннем перемещении накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха), сдающего запасы. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху) основанием для списания запасов, а второй - принимающему складу (цеху) для оприходования товарно-материальных запасов.
В случае отпуска товарно-материальных запасов подразделениям предприятия ТОО "Огона", расположенным за пределами его территории, или сторонним организациям накладную-требование выписывают на основе договоров, нарядов и других соответствующих документов. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик передаст в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если запасы отпущены с последующей оплатой.
Акт об оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений составляется при оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования в производстве. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету-фактуре для оплаты подрядчику.
Товарно-материальные запасы предприятия учитываются в местах хранения в натуральном выражении. Бухгалтерия предприятия осуществляет учет движения товарно-материальных запасов в количественном и денежном выражении.
Первичные документы на поступление и отпуск товарно-материальных запасов передаются заведующими складами (кладовщиками) в бухгалтерию в сроки, установленные бухгалтерией для каждого склада применительно к объему операций, но не позже последнего дня месяца. Бухгалтер по товарно-материальным запасам отражает все случаи приобретения и выбытия ТМЗ на основании:
- накладных и приходного ордера,
выписанных материально-
- счетов-фактур;
- товарно-транспортных
- накладных или требований на отпуск.
Для сокращения номенклатуры товарно-материальных запасов и упрощения учета в отдельных случаях однородные и близкие по своим свойствам материалы могут объединяться в единый номенклатурный номер.
На каждый номенклатурный номер товарно-материальных запасов открывается отдельная карточка, которая передается из бухгалтерии на склад в полузаполненном виде. В полученных карточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании первичных документов.
Бухгалтерия в установленные сроки
осуществляет непосредственно на складах
проверку правильности записей и
вывода учетных остатков в карточках.
О проведении сверки бухгалтер расписывается
в специальной графе карточки.
Приемку документов, оформляющих
движение товарно-материальных запасов,
бухгалтер проводит на складе на основании
"Реестра приемки-передачи документов",
составленного материально
О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных лиц, а также о результатах выборочных проверок и проведенном инструктаже работник бухгалтерии должен информировать главного бухгалтера.
Поступившие от материально ответственных
лиц склада документы передают на
таксировку, предварительно скомплектовав
их в пачки и снабдив
После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии учетным группам (металлы, лесоматериалы и т.п.) в накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведут по приходу и расходу товарно-материальных запасов. В этой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении остаток на начало месяца из ведомости за прошлый месяц, приход и расход материалов по группе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий месяц, и находят остаток на конец месяца по каждому синтетическому счету и группе материалов. Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках учета материалов и ведомости учета остатков материалов.
Ведомость учета остатков материалов
в течение месяца хранится в бухгалтерии
и используется там для получения
сведений об остатках материалов. В
конце месяца ведомость передается
из бухгалтерии на склад, где заведующий
складом (кладовщик) проставляет в
нее остатки товарно-
Бухгалтерский учет предназначен для
своевременного и точного отражения
всех изменений в составе
Расхождения могут возникать в
результате естественной убыли (усушки,
утечки, распыления), при транспортировке
товарно-материальных запасов, пересортице
однородной продукции, неисправности
измерительных или весовых
Информация о работе Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования