Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - проанализировать и оценить эффективность функционирования системы организации первичного учета на материалах действующего предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи дипломной работы:
- исследовать теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций;
- изучить организацию первичного учета на предприятии ТОО "Огона";
- разработать рекомендации по совершенствованию первичного учета на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций
1.1 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета
1.2 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации
1.3 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению
2. Организация первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
2.1 Характеристика предприятия и учетная политика в области документооборота
2.2 Организация первичного учета кассовых операций
2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы
2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия
3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии
3.2 Автоматизация первичного учета
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дипломка 1.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

В случае, если недостачи или другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличия материальных запасов с данными товарно-транспортной накладной не обнаружено, материально ответственное лицо, принявшее материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у материально ответственного лица, получившего материальные запасы, а второй возвращается лицу, доставившему материальные запасы на склад покупателя.

Акт о приемке материалов применяется  для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемке материалов, поступающих без документов. Акт  о приемке материалов (в двух экземплярах) составляет комиссия, в состав которой  входят: материально-ответственное  лицо и представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации. После приемки запасов  акты с приложением документов (товарно-транспортных накладные и т.д.) передают: один экземпляр  в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных запасов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии  для направления претензионного письма поставщику.

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие на предприятие, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). Такие материальные запасы принимаются и приходуются предприятием в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце, либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу товарно-материальных запасов, они учитываются в общеустановленном на данном предприятии порядке.

Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов). При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой финансовой отчетности, то:

а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

б) величина налога на добавленную  стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы  между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической  себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные  документы:

- уменьшение стоимости материальных  запасов отражается по дебету  счетов расчетов и кредиту  счетов финансовых результатов  (как прибыль прошлых лет, выявленная  в отчетном году);

- увеличение стоимости материальных  запасов отражается по кредиту  счетов расчетов и дебету счетов  финансовых результатов (как убытки  прошлых лет, выявленные в отчетном  году).

Таким образом, основными документами, служащими основанием для оприходования материальных запасов на склад предприятия являются:

- счет-фактура;

- товарно-транспортная накладная;

- накладная и документы, выписанные  материально ответственным лицом,  принявшим товар, а именно акты  о приемке, акты о недостаче  и т.д.

Кроме материальных запасов, поступающих  на предприятие ТОО "Огона" от поставщиков, на склад могут поступать материальные запасы, изготовленные самим предприятием, материалы после переработки, материальные запасы в виде остатков неизрасходованных материалов, а также в виде отходов и брака.

Если материалы поступают на склад после переработки либо неизрасходованные материалы, отходы, брак, кладовщик составляет требование-накладную. Оформленное требование-накладную передают в бухгалтерию.

Товарно-материальные запасы со склада предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и  на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки  или реализации как излишние и  ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или  оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается  как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск запасов с центральных складов  считается расходом на производство.

Расход товарно-материальных запасов  оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение материалов и др.)

Лимитно-заборная карта применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды, является оправдательным документом для списания товарно-материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются экономическим отделом на одно наименование материалов (номенклатурный номер) в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) - потребителю запасов, второй - складу или кладовой цеха (участка). Отпуск запасов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха (участка).

Для сокращения количества первичных  документов, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках  учета материалов. В этом случае расходные документы на отпуск запасов  не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска  можно указать и а самой  карточке. Представитель цеха при  получении запасов расписывается  непосредственно в карточках  учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. По лимитно-заборной карте ведется также учет запасов, не использованных в производстве (возврат). При этом какие-либо дополнительные документы не составляются.

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов предназначена  для учета движения запасов внутри предприятия и их отпуска подразделениям своего предприятия, расположенным  за пределами его территории, а  также сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах, в случае отпуска  материалов подразделениям своего предприятия один экземпляр передается получателю, второй - складу, который затем сдается в бухгалтерию. При внутреннем перемещении накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха), сдающего запасы. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху) основанием для списания запасов, а второй - принимающему складу (цеху) для оприходования товарно-материальных запасов.

В случае отпуска товарно-материальных запасов подразделениям предприятия  ТОО "Огона", расположенным за пределами его территории, или сторонним организациям накладную-требование выписывают на основе договоров, нарядов и других соответствующих документов. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.

При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик передаст в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если запасы отпущены с последующей оплатой.

Акт об оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений составляется при оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования в производстве. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету-фактуре для оплаты подрядчику.

Товарно-материальные запасы предприятия  учитываются в местах хранения в  натуральном выражении. Бухгалтерия  предприятия осуществляет учет движения товарно-материальных запасов в  количественном и денежном выражении.

Первичные документы на поступление  и отпуск товарно-материальных запасов  передаются заведующими складами (кладовщиками) в бухгалтерию в сроки, установленные  бухгалтерией для каждого склада применительно к объему операций, но не позже последнего дня месяца. Бухгалтер по товарно-материальным запасам отражает все случаи приобретения и выбытия ТМЗ на основании:

- накладных и приходного ордера, выписанных материально-ответственным  лицом, принявшем товарно-материальные  запасы, акта о приеме;

- счетов-фактур;

- товарно-транспортных накладных;

- накладных или требований на  отпуск.

Для сокращения номенклатуры товарно-материальных запасов и упрощения учета  в отдельных случаях однородные и близкие по своим свойствам  материалы могут объединяться в  единый номенклатурный номер.

На каждый номенклатурный номер  товарно-материальных запасов открывается  отдельная карточка, которая передается из бухгалтерии на склад в полузаполненном виде. В полученных карточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании первичных документов.

Бухгалтерия в установленные сроки  осуществляет непосредственно на складах  проверку правильности записей и  вывода учетных остатков в карточках. О проведении сверки бухгалтер расписывается  в специальной графе карточки. Приемку документов, оформляющих  движение товарно-материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании "Реестра приемки-передачи документов", составленного материально ответственными лицами в одном экземпляре.

О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных  лиц, а также о результатах  выборочных проверок и проведенном  инструктаже работник бухгалтерии  должен информировать главного бухгалтера.

Поступившие от материально ответственных  лиц склада документы передают на таксировку, предварительно скомплектовав  их в пачки и снабдив сопроводительными  ярлыками. Первые экземпляры документов используют для дальнейшей учетной  обработки, а вторые - остаются в  местах хранения материалов, расположенные  по группам запасов и номенклатурным номерам. Их используют для справочных целей и выверки данных учета на складе и в бухгалтерии.

После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии  учетным группам (металлы, лесоматериалы  и т.п.) в накопительной ведомости  синтетического учета материалов, которую  ведут по приходу и расходу  товарно-материальных запасов. В этой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении  остаток на начало месяца из ведомости  за прошлый месяц, приход и расход материалов по группе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий  месяц, и находят остаток на конец  месяца по каждому синтетическому счету  и группе материалов. Накопительная  ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в карточках  учета материалов и ведомости  учета остатков материалов.

Ведомость учета остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии  и используется там для получения  сведений об остатках материалов. В  конце месяца ведомость передается из бухгалтерии на склад, где заведующий складом (кладовщик) проставляет в  нее остатки товарно-материальных запасов на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. Ведомость остатков материалов 1-3 числа следующего за отчетным месяца из склада возвращается в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов по группам и счетам по учету материальных запасов.

Бухгалтерский учет предназначен для  своевременного и точного отражения  всех изменений в составе хозяйственных  средств и источников их образования, в хозяйственных процессах и  их результатах. Данные учета должны соответствовать фактическому наличию  хозяйственных средств и их источников, но на практике иногда имеют место  расхождения данных учета с действительностью.

Расхождения могут возникать в  результате естественной убыли (усушки, утечки, распыления), при транспортировке  товарно-материальных запасов, пересортице  однородной продукции, неисправности  измерительных или весовых приборов, арифметических ошибок при оформлении операций и злоупотреблений (хищений, обвесов, обсчетов) материально ответственных  или посторонних лиц. Это вызывает необходимость периодической сверки данных учета с фактическим наличием ценностей, уточнения расчетов.

Информация о работе Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования