Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - проанализировать и оценить эффективность функционирования системы организации первичного учета на материалах действующего предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи дипломной работы:
- исследовать теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций;
- изучить организацию первичного учета на предприятии ТОО "Огона";
- разработать рекомендации по совершенствованию первичного учета на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций
1.1 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета
1.2 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации
1.3 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению
2. Организация первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
2.1 Характеристика предприятия и учетная политика в области документооборота
2.2 Организация первичного учета кассовых операций
2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы
2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия
3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии
3.2 Автоматизация первичного учета
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дипломка 1.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

Кассовые документы передаются непосредственно в кассу. Выдача их на руки лицам, получающим денежные средства, запрещена. Прием и выдача денег производится кассиром только в день составления документов. Кассир обязан проверить правильность документов.

Если на прилагаемых к  расходным кассовым ордерам документах имеется подпись руководителя субъекта, подписывать сами ордера ему не обязательно. При выдаче денег по расходному кассовому  ордеру отдельному лицу кассир требует  предъявление паспорта или удостоверения  личности получателя. Наименование и  номер документа, кем и когда  он выдан, указывают в ордере. Получатель расписывается в кассовом ордере и указывает полученную сумму: тенге - прописью, тиын - цифрами.

При выдаче денег по доверенности в расходном кассовом ордере дополнительно  указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение  денег. Если выдача денег производится по платежной ведомости, на ней делают надпись "По доверенности". Последнюю прикрепляют к расходному кассовому ордеру или ведомости. После выдачи, получения денег кассовые ордера подписываются кассиром, а приложенные документы погашаются штампами "получено", "оплачено" с указанием даты.

Приходные и расходные  кассовые ордера и заменяющие их документы  выписываются бухгалтерией четко и  ясно чернилами или шариковой  ручкой. [12,с.55]

Выплата заработной платы, пособий  по временной нетрудоспособности и  премий осуществляется по платежной  ведомости, на титульном листе которой  ставится разрешительная надпись о  выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием  срока выдачи денег и общей  суммы прописью.

В аналогичном порядке  могут оформляться и разовые  выдачи наличных денег на заработную плату (при уходе в отпуск, по болезни  и другим причинам), а также выдача депонированных сумм и наличных денег в подотчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.

Разовые выдачи наличных денег  на заработную плату отдельным лицам  производятся, как правило, по расходным  кассовым ордерам.

Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении 3 дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. Депонированные суммы сдаются в уполномоченный банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер, служащий основанием для выписки объявления на взнос наличными с обязательным указанием 10-значного кода бюджетной классификации.

Порядок депонирования заработной платы:

1) в платежной ведомости  против фамилий лиц, которым  не произведены выплаты, необходимо  поставить штамп или сделать  отметку от руки "Депонировано";

2) составить реестр депонированных  сумм;

3) в конце ведомости  сделать надпись о фактически  выплаченной сумме и о неполученной  сумме заработной платы, премии, пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих депонированию, сверить  эти суммы с общим итогом  по платежной ведомости и скрепить  своей подписью. Если наличные  деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости  дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал  (подпись)". Выдача наличных денег  кассиром и раздатчиком по  одной ведомости запрещается.

Помимо выплаты заработной платы предприятия выдает денежные средства наличными из кассы подотчетным  лицам. Выдача подотчетных сумм производится на командировочные расходы, на хозяйственные  нужды. Как правило список подотчетных лиц (п.л.) устанавливается руководителем предприятия. По мере расходование денежных средств подотчетным лицом составляется отчет, где отражается (на основании оправдательных первичных документов (квитанции, чеки, билеты и т.д.) фактический расход денежных средств. Остаток неизрасходованных денежных средств возвращается в кассу предприятия. Израсходованные денежные средства списываются на затраты производства в зависимости от цели их израсходования.

Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные в кассовых ордерах  не допускаются.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их оформления. Получив ордера, кассир обязан проверить: наличие и  подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера; правильность их оформления; наличие указанных  в ордерах приложений. После совершения операций ордера подписывает кассир, а приложенные к ним документы  погашаются штампом или от руки: "Получено" или "Оплачено" с  указанием числа, месяца и года.

Документальное оформление кассовых операций по движению бланков  строгой отчетности.

Помимо наличных денег, в  кассе могут храниться акции, облигации государственных займов, векселя, чековые книжки, другие ценные бумаги и бланки строгой отчетности. К бланкам строгой отчетности относятся: абонементы на получение  питания в столовой, диетического питания, питания в столовых учебных  заведений, лечебно-профилактического  питания; талоны для отпуска персоналу  бесплатного спецпитания (молока или  других равноценных пищевых продуктов) и т.п. Билеты, талоны, абонементы и  другие бланки строгой отчетности учитываются  на счете 1316 "Прочие материалы", как  материальные ценности, по фактической  себестоимости их приобретения. Материально  ответственные лица ведут учет бланков  в Приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по каждому наименованию и номинальной  стоимости. Операции по приходу и  расходу бланков оформляются  Приходно-расходной накладной на бланки строгой отчетности. Ежемесячно материально ответственное лицо представляет в бухгалтерию отчет  о движении бланков строгой отчетности. При подготовке знаков к реализации специально назначаемая руководителем  субъекта комиссия с участием материально  ответственного лица вскрывает пачки  и производит полистный подсчет  бланков (знаков). Результаты подсчета вносят в Акт о результатах  проверки абонементов, талонов и  других знаков, выявленных при полистном  пересчете вскрытых пачек. При выявлении  расхождений в Акте фиксируются  данные упаковочной этикетки и фактического наличия знаков в пачке. На основании  акта могут быть предъявлены претензии  изготовителю знаков. На абонементах  на питание и других знаках при  подготовке их к продаже ставится штамп (печать) субъекта.

Все кассовые операции по каждому  приходному или расходному кассовому  ордеру или заменяющим их документам отражаются в кассовой книге. Кассовая книга - это учетный регистр для  отражения движения наличных денежных средств в кассе предприятия и операций по их поступлению и выдаче. Предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошита, опечатана сургучной печатью и заверена надлежащим образом.

Записи в кассовой книге  производятся кассиром. Кассир производит эти записи сразу же после получения  или выдачи денег по каждому кассовому  ордеру или другому документу.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и  опечатана сургучной печатью; количество листов в ней заверяется подписями  руководителя и главного бухгалтера.

Каждый лист кассовой книги  состоит из двух равных частей: одну их них (с горизонтальной линовкой) заполняет кассир как первый экземпляр, она остается в книге; вторую (без  горизонтальных линеек) заполняют с  лицевой и оборотной стороны  через копировальную бумагу. Как  отчет кассира, она является отрывной частью листа. Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа (после строки "Остаток  на начало дня"). Предварительно лист необходимо свернуть пополам по линии  отреза так, чтобы отрывная часть  листа была подложена под ту часть, которая остается в книге. Для  ведения записей после "Переноса" отрывную часть листа накладывают  на лицевую сторону неотрывной части  и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа. Бланк отчета до конца  операций за день не отрывается. По строке "в том числе на зарплату" указывается сумма по платежным  ведомостям на заработную плату, не списанная  в расход по кассе. При незначительном объеме кассовых операций, кассовые отчеты допускается составлять один раз  в 3-5 дней.

Книгу заводят на один календарный  год. На одном листе книги отражают операции по приходу или расходу  наличных денег за один день. Все  листы кассовой книги пронумерованы  и прошнурованы. На последнем листе  книги указано их общее количество. Количество листов книги заверено подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. При ведении кассовой книги не допускаются подчистки и неоговоренные  исправления. Каждое исправление должно быть заверено подписями кассира  и главного бухгалтера или лица, его заменяющего. Контроль за ведением кассовой книги и кассовых операций возлагается на главного бухгалтера. Заполненный лист кассовой книги подписывают кассир и бухгалтер. Документы, по которым получены (выданы) деньги (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости и т.д.), подшивают по порядку вместе с отрывным листом кассовой книги.

В кассовой книге указывают  номер документа, от кого получены и  кому выданы деньги, корреспондирующий  счет, сумму (приход, расход). Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает в книги итоги и выводит  остаток на конец дня.

С согласия кассира кассовая книга может вестись автоматизированным способом. Ее листы формируются в  виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируются машинограмма "Отчет кассира". Эти машинограммы проверяются и подписываются кассиром и передаются с кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. Последние в течении года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителей и главного бухгалтера, и книга опечатывается.

В отчете кассира делают разметку корреспондирующих счетов, затем его данные переносят в  машинограмму или учетные регистры.

Для валютной кассы открывается  отдельная кассовая книга. При большом  объеме валютных операций возможно ведение  отдельной машинограммы или других учетных регистров.

Все кассовые приходные и  расходные ордера и другие денежные документы должны заполняться четко, без исправлений. Приложения, по которым  осуществлялись кассовые операции, должны погашаться штампами "получено" или "оплачено" с указанием даты и подписью. Связано это с предупреждением  использования документов повторно, с целью списания денег вторично по одному и тому же документу.

Записи в регистры производятся по мере поступления в бухгалтерию  предприятия ТОО "Огона" отчетов кассира. При записи суммы с одинаковой корреспонденцией счетов объединяются. На конец месяца в регистрах выводится остаток на первое число следующего за отчетным месяца, который должен соответствовать остатку по отчету кассира и в Главной книге по счетам группы счетов 1010 "Денежные средства в кассе".

Сальдо счета 1010 "Денежные средства в кассе" указывает на наличие суммы свободных денег  в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие  наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счетов и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета  записываются в разных журналах-ордерах  и, кроме того, контролируются ведомостью №1.

Выписанные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в Журнале регистрации приходных  и расходных кассовых документов, который открывается отдельно на приходные и расходные кассовые документы. В нем указывают: дату и номер приходного и расходного ордера, целевое назначение поступивших  или израсходованных денег (на выплату  заработной платы, премий, стипендий, командировочных  и других расходов). Если данные о  целевом назначении денежных средств  получают в виде машинограмм, регистрация кассовых документов может вестись в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, в котором указывают только дату, номер документа и сумму.

Журнал регистрации приходных  кассовых ордеров и расходных  кассовых ордеров построен таким  образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и  израсходованных наличных денежных средств предприятием, проверяется полнота произведенных кассиром операций. Журнал ведется в течение года.

Учет наличности в кассе  ведется в соответствии с Правилами  ведения кассовых операций, которые  утверждаются Национальным Банком Республики Казахстан. Размер сумм наличных денег  в кассе предприятия ограничен  лимитом, устанавливаемым кредитным  учреждением по согласованию с предприятием. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе  только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в  течении трех дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

Таким образом, учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном  использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен  контроль за соблюдением кассовой дисциплины и своевременностью отражения в учете документации по движению денег на расчетном счете, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов.

2.3 Организация первичного  учета труда и заработной платы

В целях систематического получения данных о численности  и составе персонала, отделом  кадров предприятия ведется учет личного состава. Для учета личного  состава, начисления и выплаты заработной платы используют унифицированные  формы первичной учетной документации.

Первичными документами  учета кадров являются личные карточки (Приложение К). Прием на работу персонала  оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании  заключенного в письменной форме  индивидуального трудового договора. Индивидуальный трудовой договор должен в обязательном порядке содержать  условия оплаты труда. В приказе  должны быть указаны наименование работы (должности) в соответствии со штатным  расписанием.

Учет численности работников ведется на основании первичных  документов. Первичными документами  по учету численности рабочих  и служащих и их движения являются приказы (распоряжения) о приеме, увольнении или переводе на другую работу и  о предоставлении отпусков.

При приеме на работу, связанную  с материальной ответственностью, проект приказа в обязательном порядке  должен быть согласован с главным  бухгалтером организации. Копии  приказов о приеме, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска  передают из отдела кадров в бухгалтерию  для расчетов с рабочими и служащими  по заработной плате.

Информация о работе Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования