Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - проанализировать и оценить эффективность функционирования системы организации первичного учета на материалах действующего предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи дипломной работы:
- исследовать теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций;
- изучить организацию первичного учета на предприятии ТОО "Огона";
- разработать рекомендации по совершенствованию первичного учета на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы первичного учета и документирования хозяйственных операций
1.1 Стадии учетного цикла, место и роль первичного учета в системе бухгалтерского учета
1.2 Сущность документации как метода бухгалтерского учета, понятие документооборота, его значение и организации
1.3 Первичные документы, их классификация и требования к их оформлению и движению
2. Организация первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
2.1 Характеристика предприятия и учетная политика в области документооборота
2.2 Организация первичного учета кассовых операций
2.3 Организация первичного учета труда и заработной платы
2.4 Организация первичного учета долгосрочных и краткосрочных активов предприятия
3. Пути совершенствования первичного учета на предприятии ТОО "Огона"
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета первичной документации на предприятии
3.2 Автоматизация первичного учета
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дипломка 1.docx

— 123.20 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2

 

1

2

3

 

По назначению

Бухгалтер-ского оформления

- составляются, когда в  записи хозяйственных операций  нет других документов или  при обобщении вышеуказанных  документов (справки, ведомости);

 

По объему содержания

Первичные: а) разовые

б) накопи-тельные

в) сводные 

- оформляют каждую  операцию и составляются в  один прием;

- составляются  в течение определенного времени  путем накапливания однородных  операций (лимитные карты);

- обобщают показатели  путем группировки, систематизации  первичных документов;

 

По количеству строк 

Одностроч-ные

Многострочные

- оформляются  одной из хозяйственных операций  на один предмет или одну  работу (приходный ордер на материалы);

- оформляют одной хозяйственной  операцией на несколько предметов  и работ (требование на материалы);

 

По отража-емым операциям

Документы по каждому объекту  учета 

- первичные документы  группируются согласно типовой  форме, которой присваивается  шифр;

- сводные документы также  имеют свою нумерацию; 

 

По способу изготовления

Рукописные

Машино-писные

- создаются и  обрабатываются вручную; - оформляются  с использованием электронных  машин и ВТ;

- применяются при компьютерной  обработке информации.

 
       

По назначению документы  подразделяют на:

- распорядительные - содержащие  распоряжение, приказ на совершение  хозяйственной операции, но они  еще не подтверждают факта  свершения операции, поэтому сами  по себе не служат основанием  для отражения операции в бухгалтерском  учете. После совершения операции  большинство распорядительных документов  становится оправдательными;

- оправдательные (исполнительные) - удостоверяющие факт совершения  хозяйственной операции, то есть  оформляющие уже произведенные  операции. Документы такого типа  представляют собой первичную  форму бухгалтерского отражения  хозяйственной операции и являются  основанием для учетных записей;

- бухгалтерского оформления - составляемые бухгалтерией на  основании распорядительных и  оправдательных документов; самостоятельного  значения не имеют;

- комбинированные - выполняющие  одновременно функции, свойственные  нескольким видам приведенных  выше документов; их применение  упрощает, облегчает и делает  более наглядной учетную документацию.

По способу составления  документы подразделяют на:

- разовые - применяемые  для оформления одной или нескольких  хозяйственных операций при совершении. Сразу же после составления они могут быть использованы для бухгалтерских записей;

- накопительные - применяемые  для оформления однородных хозяйственных  операций по мере их совершения. Их применение, в отличие от разовых, сокращает время на оформление документации и ее количество. Их отражают в учете только после внесения в них последней операции и суммирования всех записей.

По объему содержания документы  подразделяют на:

- первичные - оформляемые  непосредственно при совершении  хозяйственной операции;

- сводные - составляемые  на основе первичных документов; они служат для объединения  данных первичных документов  и для группировки этих данных  с целью получения дополнительных  сведений об учитываемых операциях.

По месту составления  документы подразделяют на:

- внутренние - составленные на самом предприятии;

- внешние - поступающие от других предприятий, организаций, физических лиц. По способу заполнения документы подразделяют на:

- типовые - применяемые  во всех отраслях народного  хозяйства без каких-либо изменений  и дополнений;

- специализированные - применяемые  в отдельных отраслях народного  хозяйства, разработанные индивидуально  для конкретного предприятия.

Первичные документы должны создаваться своевременно, соответствуя следующим требованиям:

- проверяемость по форме, арифметически по существу. Проверенные и обработанные документы должны иметь отметку, исключающую возможность повторного их использования;

- наличие обязательных  реквизитов, отсутствие которых  лишает их юридической силы.

Первичные документы на электронном  носителе имеют силу первичных документов, оформленных на бумажном носителе. Они должны быть составлены в момент совершения операции или события  либо непосредственно после их окончания. Формы и требования к первичным  документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным банком Республики Казахстан. В случаях если формы и требования первичных документов как на бумажном, так и в электронной носителе не утверждены уполномоченным органом и (или) Национальным банком Республика Казахстан, предприниматели и организации сами разрабатывают самостоятельно форму, в которой должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа  (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации  или фамилию и инициалы предпринимателя,  от имени которых составлен  документ;

4) содержание операции  или события;

5) единицы измерения операции  или события (в количественном  и стоимостном выражениях);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи  лиц, ответственных за совершение  операции (подтверждение события)  и правильность ее (его) оформления.

В зависимости от характера  операции или события, требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан и  способа обработки учетной информации в первичные документы могут  быть включены дополнительные реквизиты. [5]

Понятие "реквизиты" подразумевает  совокупность обязательных сведений о  документах.

При составлении первичных  документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях  предприниматели и организации  должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с  законодательством Республики Казахстан.

Многие документы необходимо регистрировать в специальном журнале  с присвоением им регистрационных  номеров. Перечень таких документов определен инструкциями министерств  и ведомств Республики Казахстан  и законодательством Казахстана.

В финансово-бухгалтерских  службах регистрируют выданные доверенности, платежные поручения, приходные  и расходные кассовые ордера, поступающие  грузы и т.д.

Номера документам присваивают  в порядке возрастания цифр, начиная  обычно с начала календарного года. Документам, к которым приходится часто обращаться (договоры, гарантийные  письма и др.), присваивают регистрационный  индекс, включающий в себя обозначение  года, структурного подразделения, к  которому относится документ, при  необходимости - число и месяц  его составления.

От качества оформления первичного документа и содержащейся в нем  информации зависит правильность бухгалтерского учета и дальнейших выводов из нее. Записи в первичных документах производятся чернилами (пастой шариковых  ручек) с помощью пишущих средств, средств механизации и других, обеспечивающих сохранность этих записей  в течение времени, установленного для хранения документов в архиве. Поэтому запрещаются записи простым  карандашом. Формы или требования к первичным документам, применяемым  для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские первичные  документы не допускается. В остальные  первичные документы исправления  могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций и событий, что должно быть подтверждено подписями  тех же лиц, которые подписали  документы с указанием даты внесения исправлений.

Информация, содержащаяся в  принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется  в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством  Республики Казахстан. Данные регистров  бухгалтерского учета в сгруппированном  виде переносятся в финансовую отчетность.

Руководство определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских  документов. При этом может быть установлена иерархия подписи в  зависимости от занимаемой должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

Предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования  и доступа к электронным подписям.

В зависимости от характера  операции и технологии обработки  данных в первичные документы  должны быть включены дополнительные требования:

- первичные документы  составляются средствами, которые  обеспечивают сохранность записей  в них в течение длительного  времени;

- ошибки в первичных  документах исправляют так, чтобы  можно было прочитать исправленное, в кассовых и банковских документах  исправления не допускаются;

- нельзя оформлять операции, противоречащие законодательству  и установленному порядку обращения  с денежными средствами и другими  ценностями.

Как уже было рассмотрено  выше, движение первичных документов в бухгалтерском учете (составление  или получение от других субъектов  хозяйствования, принятие к учету, обработка, передача в архив) также должно регламентироваться графиком, который утверждается приказом руководителя.

Для предостережения, как  руководителей, так и исполнителей от непредвиденных негативных последствий  и в целях экономии времени  при поиске информации необходимо после  получения нормативных документов создать базу регистрации первичных  документов.

Это значит, что все выписываемые и заполняемые в бухгалтерии  первичные документы должны иметь  свой идентификатор - код (разовый, неповторимый номер), который присваивается им при обязательной регистрации в  одном из регистрационных журналов, обязательно открываемых на каждом предприятии.

Порядок составления документов:

- соблюдение всех установленных  реквизитов и форм документов;

- точность, ясность изложения  содержания совершенных хозяйственных  операций в документах;

- своевременность оформления  хозяйственных операций, четкое, аккуратное  и разборчивое написание текста;

- зачеркивание свободных  мест при отсутствии реквизита;

- указание сумм цифрами  и прописью во всех ценных  документах; зачеркивание ошибок  так, чтобы было видно зачеркнутое,  и заверение правильного текста подписью лица, оформившего документ;

- исправления не допускаются.

При необходимости в документы  можно вносить исправления, используя  следующие типы оговорок: "исправленному верить", "вписанному верить", "зачеркнутое не читать" с указанием даты исправления. Исправления должны быть в обязательном порядке согласованы с участниками хозяйственных операций, что нужно подтверждать подписями тех же лиц, которые завизировали документ.

Первичные документы, созданные  механизированным способом, требуют  специального подтверждения достоверности  полученных данных, т.е. авторизации  и защиты зарегистрированных данных от несанкционированного получения  сведений о них. По факсу может  быть передан любой вид документа, но не первичный бухгалтерский документ, ибо он не имеет подтверждения  своей подлинности. Ответственность  за своевременное и доброкачественное  создание документов и их передачу в установленные сроки для  последующего отражения в бухгалтерском  учете несут лица, оформившие и  подписавшие эти документы.

Первичный учет на производственном предприятии - это информационная основа управления, качество которого напрямую зависит от качества учета. Первичный  учет представляет собой комплекс информационно-логических операций с документами, сопровождающими  любые материальные и финансовые потоки и их элементы от входа до выхода производственно-хозяйственных  объектов предприятия и компании в целом.

Таким образом, первичные  документы являются носителями информации обо всех производственно-хозяйственных  объектах и субъектах и их взаимодействиях  и позволяют комплексно оценивать  все управляющие факторы: количественные, качественные, финансовые.

 

 

2. Организация первичного  учета на предприятии ТОО "Огона"

2.1 Характеристика предприятия  и учетная политика в области  документооборота

Товарищество с ограниченной ответственностью "Огона" является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной вид деятельности анализируемого предприятия ТОО "Огона" - оптово-розничная торговля широким ассортиментом товаров (кроме подакцизных); производство ремонтно-строительных работ; строительно-монтажные работы, ремонтно-строительные работы; пуско-наладочные работы; ремонт энергетического оборудования.

Информация о работе Организация первичного учета на предприятии и пути его совершенствования