Организация учета и финансового контроля расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных налогов и порядка их исчисления, а также отражение в бухгалтерском учете операций по начислению налогов, сборов и платежей.
Для достижения поставленной цели в первой главе была рассмотрена общая характеристика расчетов с бюджетом, во второй – более подробно описан каждый налог в отдельности, и наконец, в третьей главе отражены операции по начислению налогов в бухгалтерском учете.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 114.85 Кб (Скачать файл)

Введение.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших  в деловой жизни российских экономических  субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента  организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат.

Целью курсовой работы является рассмотрение  основных налогов и порядка их исчисления, а также отражение в бухгалтерском  учете операций по начислению налогов, сборов и платежей.

Для достижения поставленной цели в первой главе  была рассмотрена общая характеристика расчетов с бюджетом, во второй –  более подробно описан каждый налог  в отдельности, и наконец, в третьей  главе отражены операции по начислению налогов в бухгалтерском учете.

 

 

1.Общая  характеристика расчетных взаимоотношений  предприятий.

1.1Расчеты  с бюджетом как объект финансового  учета.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в стране.

Бюджет – это  подробное описание доходов и  расходов (финансовых планов) отдельных  людей, компаний или правительства. Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство,  бюджетная  система имеет два уровня– государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством, как это имеет место в России, выделяется промежуточное звено–бюджет субъектов Федерации. В совокупности бюджеты всех уровней, а также государственные бюджетные фонды составляют бюджетную систему.

Бюджетная система  строится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов  бюджетов,  входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.

Принцип полноты  требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.

Принцип гласности  предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

 предварительное  обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента;

опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем;

сообщения о ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т.д.

В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Государственный бюджет - инструмент регулирования экономики. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования  бюджетных  фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны.

Доходы государственного бюджета делятся:

- по источникам  образования - на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

- по методам  взимания – на налоговые и  неналоговые доходы; 

- по видам  налогов – на акцизы, НДС, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и др.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.  
Неналоговые доходы :

-это доходы от использования имущества, находящегося государственной собственности,

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти;

- часть прибыли государственных предприятий;

 -доходы от внешнеэкономической деятельности государства.

Налоговые платежи  состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так  и местными органами власти; государственных  займов, а также поступлений во внебюджетные (целевые) фонды.

Так, например, к  налоговым доходам федерального бюджета РФ относятся:

 1. Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке  бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

2. Таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи. 
          3. Государственные пошлины, установленные законодательством РФ.

Расходы бюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой.

При этом качественная характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. 
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы. Функциональная классификация расходов федерального  бюджета  РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение  основных  функций.  
Расходы федерального бюджета по функциональному назначению в соответствии с первоочередными функциями государства (экономической, социальной, управленческой, военной) делятся на:

- расходы экономического  назначения (финансирование народного  хозяйства);

- расходы на  социально-культурные мероприятия  – финансирование отраслей, обслуживающих  население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения);

- расходы на  управление – финансирование  органов исполнительной и законодательной  власти, осуществляющих управление  страной;

- расходы на  обслуживание государственного долга;

- военные расходы.

Расходы государственного бюджета показывают направление и цели бюджетных ассигнований. В связи с этим выделяют капитальные и текущие расходы бюджета.  
Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы  бюджета  – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной  власти, оказание государственной  поддержки другим  бюджетам  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также некоторые другие расходы бюджета.

Классификация налогов.

Разновидности налоговых  платежей можно разделить на три  группы:

1)налоги

2)сборы -  плата  государству за право пользования  или право деятельности. Например, сбор за пользование животного  мира.

3)пошлины - плата  за совершение действия государственными  органами.  В  современной налоговой  системе существует государственная  пошлина.

Таможенная пошлина  и взносы на социальные нужды не относятся к налоговым платежам и регламентируются отдельным законом.

      Налоги принято классифицировать  по разным признакам:

1)по способу  обложения и взимания:

-прямые;

Взимаются с дохода, имущества и т.д и их уплачивают непосредственно те, кто получает доход и владеет имуществом. Основная масса налогов в РФ прямая.

-косвенные; 

Налоги на потребление. Выступают как надбавка к цене. Таких налогов в РФ 2:НДС и  акциза. За рубежом к таким налогам  относится налог с продаж.

При данной классификации  выделяется такое понятие, как носитель налога-лицо, которое фактически уплачивает налог. По прямым налогам носитель и налогоплательщик выступают в одном лице, а по косвенным налогам они различаются. Носителем налога выступает конечный потребитель.

2)в зависимости  от налогоплательщика:

-с организаций(налог на прибыль );

-с граждан(НДФЛ);

-смежные(НДС, акцизы, земельный);

3)в зависимости  от поступления в бюджетную  систему:

-закрепленные;

Целиком поступают  в один уровень бюджета(НДС целиком поступает в Федеральный бюджет).

-регулирующие;

Распределяются  между несколькими уровнями бюджета(налог на прибыль 20%: 2% идет в Федеральный бюджет, 18% -в Региональный).

4)в зависимости  от  налоговых ставок

-с твердыми  ставками(в денежном выражении);

-процентные пропорциональные;

-процентные прогрессивные;

5)по уровню  управления

-федеральные;

Регламентируются  налоговым кодексом, взимаются по всей России и в исключительных случаях(по налогу на прибыль) могут дополнительно регулироваться региональными законами. Федеральные налоги прописаны исключительно в налоговом кодексе(НДС, налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, НДПИ, государственная пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира).

-региональные;

Данный вид  налогов устанавливается и регламентируется на 2х уровнях: федеральном - налоговый  кодекс, региональном - законы субъектов  РФ. На региональном уровне налог устанавливают  в данном регионе, устанавливают  конкретные ставки, вводят дополнительные льготы и определяют некоторые другие элементы(налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес).

-местные; 

Данные налоги регламентированы на 2х уровнях: федеральном- налоговый кодекс, законом РФ(налог на имущество физических лиц), местном - постановления(налог на имущество физ.лиц, земельный налог).

Информация о работе Организация учета и финансового контроля расчетов по налогам и сборам