Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

Содержание работы

1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.

Файлы: 1 файл

бухучёт лекции.docx

— 801.53 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет

Архарова Зинаида Петровна (в народе баба Зина)

Тема 1 «Основы бухгалтерского учета».

1.Виды хозяйственного учета.

2.Принципы, объекты и задачи бух учета.

3.Классификация имущества организации по составу и размещению.

4.Классификация имущества организации по источникам образования  и целевому использованию.

5.Бухгалтерский баланс.

а) понятия и структура бухгалтерского баланса.

б) классификация бухгалтерских балансов.

     в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.

6.Метод бух учета и его элементы.

 

1. ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО  УЧЕТА.

 

В практике народного хозяйства  имеют место четыре вида учета:

Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.

 

Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.

 

Статистический учет - это обобщение социально- экономической информации отдельных этапах, процессах, общественной жизни отражение их в формах статистической отчетности.

 

Налоговый учет - функции налоговых инспекций.

 

2. ПРИНЦИПЫ, ОБЪЕКТЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

 

Положением об учетной политике, документ об учетной политике разрабатывается  в соответствии с федеральным  законом о «бух учете» №129ФЗ.

 

Принципы:

  1. Допущение имущественной обособленности. Он означает, что имущество и обязательство организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.
  2. Допущение о непрерывности деятельности субъекта. Принцип означает что субъект будет продолжать свою деятельность и у него отсутствует намерение ликвидации.
  3. Допущение последовательного применения учетной политики. Она не изменяется и последовательно применяется от одного к другому.
  4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Принцип означает, что хозяйственные факты, или операции отражаются в отчете и отчетности того периода, в котором они совершены, независимо от поступления и выплаты денежных средств.
  5. Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь и пассивов субъекта, чем возможных доходов и активов.
  6. Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета, оборотом и остатком по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.
  7. Принцип существенности помогает определить тактику поведения фирмы по выбору способа списания материальных ценностей и отдельных затрат на себестоимость продукции.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, основанная на движении имущества.

Хозяйственная деятельность - совокупность всех хозяйственных операций, совершаемых экономическим субъектом.

 

Объекты бухгалтерского учета: имущество организации, или субъекта, обязательства субъекта и хозяйственной операции.

Задачи бухгалтерского учета.

 

В бухгалтерском учете три вида измерителей: 

1).Натуральный измеритель.

2). Трудовой измеритель.

3). Денежный измеритель.

  1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности экономического субъекта, необходимой различным пользователям. В соответствии с МСФО выделено семь групп пользователей:                       

1. Поставщики(кредиторы).

2. Покупатели и заказчики.

3. Налоговые органы.

4. Банки.

5. Инвесторы.

6. Заинтересованные лица (общественность).

7. Финансовые органы.

  1. Обеспечение контроля за движением и наличием имущества в соответствии с нормативными документами, нормами, сметами.
  2. Своевременное предупреждение негативных явлений в финансово- хозяйственной деятельности и здесь же выявление и мобилизация внутренних ресурсов.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНМЗАЦИИПО  СОСТАВУ И РАЗМЕЩЕНИЮ.

 

Предполагает группировку имущества  в два раздела: Внеоборотные активы и оборотные активы

 

  1. Внеоборотные активы:

-Основные средства (01, 02) 
-Нематериальные активы (04, 05) 
-Долгосрочные финансовые вложения (58)  
-Доходные вложения в материальные ценности(03) 
-Незавершенное строительство (07,08 и др.)  
-Обложенные налоговые активы (09)

 

  1. Оборотные активы: 
    а) Производственные фонды 
    -Запасы (10) 
    -Незавершенное производство 
    б) Фонды обращения 
    -Готовая продукция (43) 
    -Товары отгруженные (45) 
    -Касса (50) 
    -Расчетный счет (51(руб.) 52(валюта)) 
    -Дебиторская задолженность (62, 71, 75, 76(в случае наличия дебиторов)) 
    -Краткосрочные финансовые вложения

 

 

Основные средства - средства труда сроком действия более года, участвующие в процессе производства, многократно, постепенно погашающие свою стоимость в сумме амортизационных отчислений и не изменяющие свою физическую форму. К основным средствам относят: вычислительная техника, транспортные средства, земельные участки, находящиеся в собственности субъекта и т.д. и т.п. 02 счет- начисление амортизации (денежного исчисления износа).

 

Нематериальные активы - средства, не имеющие физической формы, но, в силу своей ценности приносящие доход владельцу. К нематериальным активам относят программное обеспечение, деловая репутация, интеллектуальная собственность, патенты и т.д.

 

Долгосрочные финансовые вложения - инвестирование со стороны.

 

Производственные запасы – предметы труда, используемые и потребляемые в производственном цикле полностью и сразу, в полной сумме переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт и изменяющие свою физическую форму. К запасам относим: материалы, сырье, топливо, стройматериалы и т.д. (На 10 счете)

 

Готовой считается продукция прошедшая все стадии технологического цикла принятая ОТК , отвечающая гостам, стандартам и особенно требованиям заказчика и оприходована на склад (сдана на склад)

 

К незавершенному производству относятся:

(незавершенное производство  отображается на 20 счета, 23 и т.д.)

1. Сырье, материалы не прошедшие  все стадии обработки в предыдущем  отчетном периоде (сальдо на  начало конец отчетного периода)

2. Готовая продукция, которая отвечает всем требованиям,  но не сдана на склад из цехов.

 

Данная классификация  имущества лежит в основе построения актива баланса.

 

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИСТОЧНИКАМ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛЕВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.

 

Данная классификация предполагает два вида источников образования  имущества и группирует эти источники  в три раздела:

 

3) Капитал и резервы  (собственные источники)

-уставный капитал (80)

-резервный капитал (82)

-добавочный капитал (83)

-нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток) (84)

 

4) Долгосрочные обязательства (заемные источники)

-кредиты, займы (67)

-отложенные налоговые обязательства  (77)

 

5) Краткосрочные обязательства (заемные источники)

-кредиты, займы (сроком до  года) (66)

- кредиторская задолженность:

Поставщикам и подрядчикам(60)

Бюджету по налогам (68)

Органам социального страхования  и обеспечения (69/ 1-3)

Персоналу по заработной плате (70)

Прочим кредиторам (76)(в случае наличия  кредиторов)

 

Уставный капитал – это денежное выражение собственности субъекта в части основных и оборотных средств.

 

Резервный капитал – он может быть создан 2 путями:

1) обязательно по законодательству  РФ.

2) по решению собрания учредителей. 

Создается путем отчисления от прибыли, полученной в результате деятельности.

 

Добавочный капитал – создается из 3 источников:

1) эмиссионный доход субъекта.

2) прирост стоимости вашего имущества  от переоценки.

3) отчисления от прибыли.

 

Нераспределенная прибыль 

Валовая прибыль – налоги и аналогичные затраты = чистая прибыль – резервный капитал - добавочный капитал и др. = нераспределенная прибыль. (84)

Дебит (99) кредит (84) (31 декабря реформация)

 

Кредит – это денежный займ, который выдается под определенный процент на принципе возвратности и срочности.

 

Кредиторская задолженность – это займ материальными ценностями возникающий в связи с несовпадением времени приобретения и их оплаты.

 

Дебиторская задолженность – это средства вашего субъекта находящееся во временном пользовании у других субъектов или лиц и по истечении определенного срока подлежащее возврату или оплате.

 

Данная классификация лежит  в основе построения пассива баланса.

 

5. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.

 

Баланс – это способ экономической группировки и обобщенного обобщения имущества по составу и источникам образования в денежном обращении на определенную дату.

 

Баланс включает 2 равновеликих частей: активы (имущество по составу) и пассивы (источники образования имущества).

 

Балансовое  уравнение.

 

Актив = акционерный капитал (собственные акции + нераспределенная прибыль) + обязательства

 

Валюта актива = валюте пассива.

 

Каждый элемент актива и пассива называют «статьей баланса».

 

Все статьи баланса группируются в  разделы. Разделов 5. Источников 2.

 

Для отражения имущества и источников его образования в балансе  предусмотрены 2 графы: на начало и конец  отчетного периода.

 

Классификация баланса.

 

Признаки классификации  балансов:

1). Время составления.

2). Источник составления.

3). Объем информации.

4). Характер деятельности.

5). Форма собственности.

6). Объект отражения.

7). Способ очистки.

 

Виды балансов.

 

По времени составления:

-Вступительные (составляются на момент возникновения экономического субъекта)

-Текущие (составляются в течении всего времени функционирования субъекта)

а). начальные (на начало отчетного периода)

б). промежуточные

в). заключительный баланс (перед составлением проводится обязательно инвентаризация)

-Ликвидационные балансы (составляются в течение всего периода)

а). вступительный ликвидационный

б). промежуточный

в). заключительный

-Разделительные балансы (составляются в момент деления крупных структур на более мелкие единицы либо при передачи нескольких структур другому экономическому субъекту)

-Объединительные балансы

 

По источникам составления:

-Инвентарные балансы (составляются на основании описи по результатам инвентаризации всех видов имущества)

-Книжные балансы (составляются на основании только книжных записей данных текущего бухгалтерского учета без предварительно го проведения инвентаризации)

-Генеральные балансы (составляются на основании текущих записей и результатов инвентаризации)

 

По объему информации:

-Единичные (в которых отражается только деятельность одного экономического субъекта. особенность единичных балансов в том что они составляются только на основе данных текущего учета)

-Сводные балансы (составляются путем суммирования сумм нескольких единичных балансов и подсчета итогов по активу и пассиву)

 

По объемам информации:

-По основный деятельности (составляется в соответствии с вашим видом деятельности отраженным в уставе субъекта. все прочие виды деятельность относятся к неосновной деятельности и по ним тоже составляются

 

По формам собственности:

-Балансы государственных предприятий,  муниципальных, кооперативных, коллективных, смешанных, совместных, балансы общественных организаций.

 

По объектам отражения:

-Самостоятельные (это балансы субъектов, имеющие статус юридического лица)

-Отдельные балансы (балансы по структурным подразделениям не основной деятельности)

 

По способам очистки:

-Баланс-брутто (содержит не только регулируемые статьи, но и регулирующие (статьи амортизации))

-Баланс-нетто (это облегченный баланс, где отсутствуют регулирующие статьи)

Информация о работе Основы бухгалтерского учета