Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:40, курс лекций
В практике народного хозяйства имеют место четыре вида учета:
Оперативный учет, он предназначен для сбора информации на конкретном рабочем месте, участке за короткие промежутки времени. Смена, декада, пятидневка, максимальный срок- месяц.
Бухгалтерский учет- это система сплошного и непрерывного наблюдения за финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и отражение результатов деятельности бухгалтерской финансовой отчетности на основе первичных документов. Это система сплошного и непрерывного наблюдения.
1.Виды хозяйственного учета.
2.Принципы, объекты и задачи бух учета.
3.Классификация имущества организации по составу и размещению.
4.Классификация имущества организации по источникам образования и целевому использованию.
5.Бухгалтерский баланс.
а) понятия и структура бухгалтерского баланса.
б) классификация бухгалтерских балансов.
в) Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
6.Метод бух учета и его элементы.
Типы хозяйственных операций, влияющие на итог баланса.
Вся совокупность хозяйственных операций группируется в 4 типа:
1 Тип. Операции данного типа касаются только актива баланса. Итог баланса не изменился, равенство сохранилось.
Пример:
С расчетного счета в кассу получено 50 тыс. руб. для выплаты з./п.
2 Тип. Операции данного типа затрагивают только пассив баланса. Итог баланса не увеличится, равенство сохраняется.
Пример:
Часть прибыли полученной по результата работы, экономический субъект отправил на увеличение средств добавочного капитала.
3 Тип. Операции данного типа касаются как актива, так и пассива баланса. По обеим статьям увеличение. Итог баланса увеличился, равенство сохранилось.
Пример:
Акцептованный счет поставщика за полученные материалы на сумму 50 тыс. руб.
Акцептовать - дать устное согласие на оплату счета.
4 Тип. Операции данного типа касаются как актива, так и пассива баланса. По обеим статьям уменьшение. Итог баланса уменьшился, равенство сохранилось.
Пример:
Покупатель оплатил счет поставщика за полученные от него материалы.
6.МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Метод бухгалтерского учета – это набор приказов, инструкций, нормативных документов которыми руководствуется бухгалтер в своей работе.
Метод бухгалтерского учета включает 8 элементов:
1).Документация – способ первичного наблюдения за совершение хозяйственных операций.
Документ – это письменное свидетельство
уже совершившейся
2).Инвентаризация – это сопоставление данных текущего бухгалтерского учета с наличием фактического имущества.
3).Оценка – это способ перевода натуральных и трудовых измерителей в денежные.
4).Калькуляция – это расчет себестоимости единицы продукции или калькулирование сводных затрат на каждом этапе деятельности субъекта.
5).Счета – способ группировки и текущего отражения наличия и движения имущества и источников его образования.
6).Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме.
7).Бухгалтерский баланс – это система итоговых показателей необходима для контроля и анализа финансово хозяйственной деятельности экономического субъекта.
8).Бухгалтерская финансовая отчетность - это система итоговых показателей необходима для контроля и анализа финансово хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Тема 2 «Счета и двойная запись».
1.Система счетов бухгалтерского учета и их строение.
2.Классификация счетов по
3.Классификация счетов по
4.Классификация счетов по
5.Забалансовые счета.
6.Двойная запись
1.СИСТЕМА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРКОГО УЧЕТА И ИХ СТРОЕНИЕ.
Для текущего учета хозяйственной деятельности субъекта используют систему бухгалтерских счетов, на них отражают итоговые, обобщенные показатели которые по окончании отчетного периода переносятся в баланс и другую отчетность.
Для каждого вида имущества и источников его образования открываются отдельные счета. Записи на счетах ведутся в основном в денежных измерителях. Изменения, происходящие в имуществе и источниках его образования, выражаются в увеличении или уменьшении и на счетах отражаются раздельно.
Наименование счета, №__
Дебит |
Кредит |
Начальное сальдо=∑ Хозяйственные операции |
Начальное сальдо=∑ Хозяйственные операции |
ДО=∑ Кс=∑ |
КО=∑ Кс=∑ |
Учет всех операций хозяйственной деятельности представляет собой оборот по дебиту или кредиту счета
Дебит с латинского – доверие.
Кредит с латинского – иметь.
Дебиторская задолженность всегда отражается по дебиту, а погашается по кредиту.
Кредиторская задолженность
2.КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К БАЛАНСУ.
Все счета делятся на: активные, пассивные и активно-пассивные.
-Активные счета с01до60 (кроме 02, 05)
Активные счета предназначены для отражения хозяйственных операций вызывающие изменения в составе имущества.
Дебит |
Кредит |
Нс= ∑ + Хозяйственные операции |
- Хозяйственные операции |
ДО= ∑ Кс=∑ Кс=Нс+ДО-КО P.S. Нс+ДО должно быть больше КО |
КО=∑ |
Начальное сальдо на активном счете всегда отражается по дебиту.
Увеличение имущества по составу на активном счете отражается по дебиту, уменьшение имущества по кредиту.
В обороты по дебиту и кредиту для всех счетов начальное сальдо не включается.
Пример:
На начало текущего месяца по счету касса остаток составлял 1000руб. Для выплаты з/п персоналу с расчетного счета в кассу поступило 50 тыс. руб. Заработная платы выплачена в срок в сумме 45 тыс. руб. Из кассы под отчетному лицу на хозяйственные нужды выдано 2000 руб. Открыть и закрыть «счет касса».
50
Дебит |
Кредит |
Нс=1000руб. 51). 50 тыс.руб. |
70). 45 тыс.руб. 71). 2000руб. |
ДО=50 тыс.руб. Кс=4000 руб. |
КО=47 тыс.руб. |
-Пассивные счета с 60 и далее по плану счетов (сюда входят активно-пассивные счета).
Предназначены для отражения хозяйственных операций вызывающих изменения в источниках образования имущества. На пассивных счетах начальное и конечное сальдо всегда отражается по кредиту. Увеличение источников образования имущества отражается по кредиту, уменьшение источников по дебиту.
КСП=Нс+КО-ДО
P.S. Нс+КО>ДО
Пример:
НА начало текущего месяца остаток по
счету: расчеты с персоналом по оплате
труда составил 5000руб. За текущий месяц
начислена з/п персоналу (рабочим основного
производства в сумме 50 тыс.руб.) з/п выплачена
персоналу в срок в сумме 42 тыс.руб. Открыть
и закрыть счет.
70
Дебит |
Кредит |
50). 42 тыс.руб. |
Нс=5000 20). 50 тыс.руб. |
ДО=42 тыс.руб. |
КО=50 тыс.руб. Кс=13 тыс. руб. |
-Активно-пассивные счета могут работать:
1).Как активные счета, если по дебиту этого счета есть сумма.
2).Как пассивным счетом, когда на счете сумма отраженна по кредиту.
3).Как активно-пассивный счет, когда с обеих сторон счета сумма.
к ним относятся: 62, 71, 75, 76, 60, 90, 91, 99
Взаимосвязь счетов с балансом:
1).Каждый счет открывается на
основе данных баланса за
2).Статьям актива баланса
3.КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ ПО СТРУКТУРЕ И НАЗНАЧЕНИЮ.
Данная классификация
1). Отражается движение имущества по составу и источники его образования. К этой группе относят основные счета, которые делятся на:
-основные (инвентарные, фондовые и расчетные)
-регулирующие (контрарные (контр-активные), дополнительные)
2).Отражается хозяйственные
Инвентарные счета - предназначены для учета движения имущества и его остатков. Всегда активные. (01, 04,10, 40, 43, 50, 51, 52)
Фондовые счета - предназначены для образования и использования фондов субъекта. Всегда пассивные (80, 82, 83, 84).
Расчетные счета – предназначены для учета субъекта с его дебиторами и кредиторами. Они подразделяются на:
- активные расчетные (отражается дебиторская задолженность. т.е. задолженность за покупателями 62 счет за подотчетными лицами 71 счет, за прочими дебиторами в том числе по претензиям и недоздачам 72 счет.
- пассивные расчетные – используются для отражения кредиторской задолженности. т.е. задолженности поставщикам 60 счет, банку 66-67 счет, органам социального страхования и обеспечения 6 счет и персоналу по з\п 70 счет.
- расчетные активно-пассивные – предназначены для одновременного отражения кредиторской и дебиторской задолженности.
Характер записи по дебиту и кредиту этих счетов не одинаков.
71
Дебит |
Кредит |
С1 - ∑ дебиторской задолженности |
С2 -∑ кредиторской задолженности |
Регулирующие счета – предназначены для корректировки оценки имущества в текущем учете.
Подразделяются на:
- Контрарные (02, 09)
- Дополнительные (16)
Регулирующий счет
Дебит |
Кредит |
|
С1 - ∑ Подлежащая вычету из остатка регулируемого основного счета |
Д 01 1000 К 02 100 | |
ДО = Уменьшение суммы регулирующего оценку основного счета |
КО = Увеличение суммы |
Остаток счета 900 |
Собирательно-распределительные счета – на них ведется учет некоторых затрат предприятия с целью их последующего распределения между объектами калькуляции (25,26, 44) и отчетными периодами (97). По дебиту этих счетов затраты собираются с кредита списываются для включения в себестоимость продукции.
На 97 счете учитываются расходы
произведенные в отчетном периоде,
но относящиеся к будущим
97
Дебит |
Кредит |
ОД – расходы произведенные в данном но относящиеся к будущим периодам |
КО – Постепенное списание расходов произведенных в предыдущих периодах на затраты текущх периодов. |
Кс – ∑ расходов не включенных в затраты будущих периодов |
Калькуляционные счета – предназначены для учета всех затрат связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг с целью исчисления себестоимости продукции. К
этой группе относятся 20, 23 и 44 счет.
Дебит |
Кредит |
ДО = фактическая производственная себестоимость. |
КО = списание фактической производственной себестоимости на готовую продукцию. |
Кс = ∑ незавершенного производства |
Финансово-результатные счета – предназначены для определения финансового результата (90, 91) и для отражения финансового результата (99).
5.ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА.
Забалансовые счета – предназначены для учета имущества находящегося во временном использовании вашим предприятием, но ему не принадлежащего. Запись на этих счетах односторонняя, т.е. не с какими другими счетами они не корреспондируют.
Дебит |
Кредит |
001 |
- |
- |
001 |
6.ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ.
Все хозяйственные операции в бухгалтерском
чете на счетах записываются методом
двойной записи, по дебиту одного и
кредиту другого счета в
Проводки бывают простые и сложные.
- Простая проводка – когда один счет дебетуется, другой кредитуется на одну и ту же сумму.
- Сложная проводка – когда
один счет либо дебетуется, либо
кредитуется на общую сумму,
а несколько счетов либо
Д |
К70 |
50 т.р. |
20 |
20т.р. | |
26 |
10т.р. | |
28 |
20т.р. |