Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 09:07, контрольная работа
Бухгалтерский учет, являясь информационной системой бизнеса, имеет тенденцию к развитию вместе с развитием форм и методов ведения бизнеса. Каждая новая форма хозяйствования, каждая новая операция на рынке способствуют появлению новых методов учета, которые должны отражать суть совершенной хозяйственной операции, давать точную информацию о ней владельцам бизнеса, кредиторам, инвесторам и иным пользователям отчетности. Потребность в составлении консолидированной финансовой отчетности возникла с развитием тенденции к объединению бизнеса, вызванной набирающими оборот процессами глобализации.
Введение
1. Основные этапы формирования консолидированной отчетности
2. Особенности формирования консолидированной отчетности
3. Отечественная консолидированная отчетность
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
2 |
|
3 |
|
10 |
|
16 |
Заключение |
22 |
Список использованной литературы |
23 |
Введение
Бухгалтерский учет, являясь информационной системой бизнеса, имеет тенденцию к развитию вместе с развитием форм и методов ведения бизнеса. Каждая новая форма хозяйствования, каждая новая операция на рынке способствуют появлению новых методов учета, которые должны отражать суть совершенной хозяйственной операции, давать точную информацию о ней владельцам бизнеса, кредиторам, инвесторам и иным пользователям отчетности. Потребность в составлении консолидированной финансовой отчетности возникла с развитием тенденции к объединению бизнеса, вызванной набирающими оборот процессами глобализации. Вместе с тем до сих пор не сложилось единого подхода к определению этапов ее формирования, раскрытию организационного механизма этого сложного учетного процесса.
Процесс формирования консолидированной финансовой отчетности в каждой группе компаний выстраивается индивидуально и зависит от множества факторов: организационно-правовой формы, применяемых стандартов, технических и других возможностей компаний.
Проблема подготовки консолидированной отчетности остро стоит перед всем экономическим сообществом. Только в такой отчетности можно получить информацию, характеризующую реальное положение дел группы предприятий в целом и входящего в нее отдельного предприятия. Согласно МСФО все предприятия, имеющие дочерние компании, обязаны составлять консолидированную отчетность. Освобождается от такой отчетности только та компания, для которой одновременно выполнены все нижеперечисленные условия:
- если неконтролирующие акционеры компании, являющейся в свою очередь дочерней, не возражают против непредставления консолидированной отчетности;
- ее долговые обязательства или акции не торгуются на открытом рынке;
- она не подавала заявление в комиссию по ценным бумагам или иные регулирующие органы с целью выпуска любого типа инструментов на открытом рынке;
- ее материнская компания
представляет
Таким образом, практически все материнские компании должны представлять консолидированную отчетность, и порядок ее составления волнует как многих специалистов, участвующих в процессе ее подготовки, так и ее информационных потребителей, поскольку от ее достоверности во многом зависит правильность принимаемых ими решений.
1. Основные этапы формирования консолидированной отчетности
Процесс формирования консолидированной финансовой отчетности группы компаний включает в себя ряд этапов и учетных процедур. Процесс формирования консолидированной финансовой отчетности группы компаний в соответствии с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (ОПБУ США) или Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) можно разделить на следующие этапы: методологический, организационный и заключительный.
Методологический этап. Формирование консолидированной финансовой отчетности группы изначально предполагает разработку методологии формирования данной отчетности, базирующейся на стандартах и внутригрупповых методических документах, применяемых в группе. Данный этап заключается в проведении следующих процедур:
- определение периметра консолидации;
- разработка и введение
единой учетной политики для
всех участников группы
- разработка и введение единого плана счетов для всех компаний группы.
Принципиальным вопросом консолидации является определение периметра консолидации, представляющего собой совокупность компаний, являющихся объектом консолидации. В его состав входят:
- консолидирующая компания,
на которую возложена
- консолидируемые компании,
над которыми правом контроля
(прямого или косвенного) или существенного
влияния обладает
По своей структуре периметры консолидации современных крупных корпоративных образований разных стран мира достаточно сложны. Это обусловлено образованием групп компаний, включающих в себя предприятия разных видов экономической деятельности, взаимосвязанных друг с другом.
Состав консолидируемой группы может находиться в состоянии постоянных динамических изменений и меняться в течение отчетного периода. При этом следует принимать во внимание, что отношения внутри группы не всегда прозрачны, особенно в российских условиях.
Международные стандарты финансовой отчетности (Общепринятые принципы бухгалтерского учета США) ориентированы большей частью на цели формирования консолидированной финансовой отчетности и определяют, что консолидированную отчетность должны составлять головные компании, контролирующие (прямо или косвенно) деятельность других фирм. Таким образом, вопрос о контроле можно рассматривать как главный при определении периметра консолидации.
Для российских компаний определение периметра консолидации является первоочередной задачей. Это обусловлено тем фактом, что у головной компании могут быть дочерние компании второго уровня, "внучатые", ассоциированные, которые должны быть включены в периметр консолидации для построения полной и достоверной консолидированной финансовой отчетности объединения в соответствии с МСФО (ОПБУ США). Таким образом, финансовая отчетность компаний подлежит консолидации при выполнении определенных условий и при использовании соответствующих методов, которые установлены нормативными документами.
В состав консолидированной отчетности включаются все предприятия, прямо или косвенно контролируемые головной компанией. Под контролем понимается возможность управлять финансовой и операционной деятельностью компании для получения выгод от результатов ее деятельности. Критерием контроля является не только владение более 50% акций, но и один из следующих:
- наличие более половины
голосов, полученных в результате
соглашения с другими
- право управлять финансовой и операционной деятельностью в соответствии с уставом или договором;
- право назначать (смещать)
большую часть совета
- голосующее большинство
в совете директоров или
Для упрощения процесса формирования консолидированной финансовой отчетности в соответствии с ОПБУ США и во избежание большого количества корректировок все участники группы должны применять единую учетную политику. Возможны два основных варианта решения задачи.
Первый вариант - проведение унификации на уровне группы в целом. В этом случае каждая дочерняя компания ведет учет по российским правилам индивидуально и составляет финансовую отчетность в соответствии с ними, а головная компания уже путем трансформации формирует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с теми принципами, которые приняты. Это могут быть либо Международные стандарты финансовой отчетности, либо Общепринятые принципы бухгалтерского учета США. Данный вариант может применяться, если группа состоит из компаний, занимающихся разными видами деятельности.
Второй вариант - проведение унификации учетных процессов уже на уровне дочерней компании, входящей в группу. В данном случае формируется унифицированная методология учета по российским правилам, на базе которой создается единая учетная политика по МСФО либо ОПБУ США, являющаяся основой для составления консолидированной финансовой отчетности. Этот вариант предполагает формирование учетной политики головной компании в качестве образца и последующее направление ее в дочерние компании для поиска возможностей сближения. Но стоит отметить, что полностью унифицировать учетные политики компаний группы часто невозможно. Тогда целесообразнее производить корректировки, но нужно стремиться к тому, чтобы количество данных корректировок было как можно меньше.
Предлагается следующая структура учетной политики ОПБУ США для группы компаний:
- общие положения;
- организационные аспекты учетной политики;
- технические аспекты учетной политики;
- методика учета финансово-
- методика трансформации учетных данных для приведения в соответствие с ОПБУ США;
- методика консолидации.
Раздел "Организационные аспекты учетной политики" должен содержать описание процесса деятельности учетных служб группы, включая виды осуществляемой деятельности, принципы организации бухгалтерской службы, а также схему документооборота. В разделе также должен закрепляться порядок внесения изменений в учетную политику. Данный раздел должен включать следующие положения:
- определение корпоративной учетной политики;
- цели и задачи корпоративной учетной политики;
- основные принципы
- взаимосвязь показателей управленческого и финансового учета.
Раздел "Технические аспекты учетной политики" должен включать описание состава отчетности, порядок ее подготовки и периодичность представления, рабочий корпоративный план счетов учета, а также описание автоматизированных систем (если такие есть) корпоративного учета, их функциональные возможности и основные принципы работы в данных системах. Раздел должен содержать следующие положения:
- перечень и структура
форм управленческой
- рабочий план счетов корпоративного учета;
- описание автоматизированных систем корпоративного учета.
Раздел "Методика учета финансово-хозяйственных операций" должен представлять собой описание методик учета финансово-хозяйственных операций, обеспечивающих единство методологии при ведении управленческого учета. Данные методики описывают подходы к признанию, оценке и отражению имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности компаний группы. Более детально методология учета отдельных операций или объектов учета может раскрываться в стандартах корпоративного учета. В разделе должны содержаться следующие положения: учет доходов, учет расходов, учет затрат на производство, учет основных средств, учет нематериальных активов, учет капитальных вложений, учет запасов и т.д.
Раздел "Методика трансформации учетных данных для приведения в соответствие с ОПБУ США" должен определять единые методологические принципы и подходы к процедурам трансформации входных данных, получаемых от головной компании и дочерних и зависимых компаний, в данные, максимально соответствующие ОПБУ США.
Разделом "Методика консолидации" должно закрепляться, что на основании отчетных данных компаний группы ежемесячно формируется консолидированная финансовая и управленческая отчетность группы. Данный раздел должен включать следующие положения:
- методику определения структуры группы, алгоритм расчета долей зависимых компаний и выбор подхода к консолидации финансовых отчетов компаний, входящих в группу;
- алгоритм элиминирования финансовых долей компаний, входящих в группу;
- алгоритм элиминирования
дебиторской и кредиторской
- алгоритм элиминирования операций, осуществленных между компаниями группы, отчетность которых консолидируется;
- алгоритм элиминирования внутригрупповых дивидендов;
- методику расчета долей меньшинства при консолидации финансовых отчетов дочерних компаний;
- алгоритм расчета деловой репутации дочерних компаний.
Система ведения бухгалтерского учета среди участников группы также должна включать в себя разработку максимально возможной единой структуры рабочего плана счетов на основе Плана счетов, утвержденного Минфином России.
В состав рабочего плана счетов включаются необходимые для достоверного и полного отражения хозяйственной деятельности организации синтетические счета. На основании субсчетов, рекомендованных Планом счетов, компания сама разрабатывает структуру субсчетов, необходимых для организации учета, в которой субсчета могут объединяться, дополняться, исключаться. Порядок ведения аналитического учета устанавливается компанией самостоятельно исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов по бухгалтерскому учету.
В условиях вхождения в группу компаний актуальной становится задача разработки единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Как правило, создание единого рабочего плана счетов для группы должна обеспечить головная компания.
Единый корпоративный рабочий план счетов бухгалтерского учета не только способствует соблюдению единой учетной политики, но и позволяет в дальнейшем контролировать показатели, необходимые для составления консолидированной финансовой отчетности.
Информация о работе Особенности формирования консолидированной отчетности