Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:35, отчет по практике
Целью практики является закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в учреждении высшего образования, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, знакомство с передовыми технологиями и методами труда и управления в Гомельской областной дирекции ОАО «Белгазпромбанк».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
– закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения учебных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности» и других специальных дисциплин;
– изучить организацию учетной, аналитической и контрольно-ревизионной работы в банке;
Введение ……………………………………………………………………..
3
1 Организационно-экономическая характеристика банка…………….....
5
2 Бухгалтерский учет в ОАО «Белгазпромбанк» ………………………..
11
2.1 Организация бухгалтерского учета в банке…………………….....
11
2.2 Финансовая отчетность банка ..........................................................
19
3 Анализ пруденциальной отчетности банка…………….……………….
25
4 Аудит системы внутреннего контроля банка …………………………..
30
5 Индивидуальное задание: Перспективы развития банковского надзора в рамках нового этапа реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь………. ………………………………
36
5.1 Сущность и значение банковского надзора………………………..
36
5.2 Методика оценки рискового состояния банка …………………….
41
5.3 Методы оценки состояния коммерческих банков в зарубежной практике ……………………………………………………………...
45
5.4 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь………………………………………………...
48
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников ………………
5 Перспективы развития банковского надзора в рамках нового этапа реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
5.1 Сущность и значение банковского надзора
Банковский надзор является частью денежно-кредитной политики и представляет собой одну из новейших форм государственного регулирования национальной экономики. Современные подходы к определению денежно-кредитной политики основаны на двух ее составляющих:
Функциональная связь денежно-кредитной политики с регулированием банковской деятельности обусловливает понимание последнего в широком смысле, а именно, как воздействие государства на условия функционирования банков на макро- и микроуровне.
Банковский надзор – это система процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности.
В Республике Беларусь надзор за банками осуществляется соответствующими надзорными подразделениями Национального банка, внутренним аудитом (аудиторскими службами банка), внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит), собственниками [1].
Основными целями надзора за коммерческими банками являются:
-
защита вкладчиков от плохого
управления банком и
-
защита клиентов от системного
риска (при банкротстве одного
банка могут потерпеть
-
обеспечение доверия
- формирование
эффективной и
- разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;
-
защита экономики от
В последнее время банковский надзор имеет риск-ориентированную направленность. Таким образом, основной целью надзора является идентификация и предупреждение развития возможных проблем отдельных банков и банковской системы в целом на возможно более раннем этапе с целью недопущения дестабилизации банковской системы. На выбор этой цели оказала влияние специфика банковской системы Республики Беларусь, которая характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким уровнем кредитных рисков. Банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволит ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих ли возникающих рисков [2].
Банковский надзор способствует внедрению эффективной макроэкономической политики и является важным гарантом финансовой стабильности в государстве. Хотя осуществление банковского надзора требует больших затрат, слабый надзор приводит к еще большим потерям.
Банковский надзор классифицируется по следующим признакам: по времени осуществления; по источникам используемой информации; по полноте охвата деятельности поднадзорных банков.
Классификация надзора в банковской системе приведена в таблице 5.
Таблица 5 — Классификация надзора в банковской системе
Признаки |
Банковский надзор | ||
По времени осуществления |
предварительный |
текущий |
последующий |
По источникам используемой информации |
документальный |
фактический |
- |
По полноте охвата деятельности поднадзорных банков |
сплошной |
выборочный |
- |
По субъекту надзора |
специализированный |
пруденциальный |
- |
По времени осуществления надзорных функций банковский надзор подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный надзор носит предупреждающий характер, предшествуя совершению тех или иных событий или действий в функционировании банковской системы. Его цель – предотвращать незаконные действия и негативные факты в банковской сфере. Например, банковский надзор осуществляется на стадии создания банков, являясь одной из важнейших функций Национального банка Республики Беларусь.
Текущий надзор Национальный банк осуществляет повседневно, регулируя деятельность банков в процессе совершения ими различных банковских операций, например эмиссионных, валютных и др.
Последующий банковский надзор заключается в проверке операций банков, подлежащих надзору, после их осуществления. Он проводится по фактическим документам, подтверждающим совершение банковских операций, регистрам бухгалтерского учета, данным балансов и отчетов и другим сведениям путем обследования банков, анализа и аудита их деятельности.
Целями последующего банковского надзора являются установление соблюдения банковского законодательства, проверка достоверности данных о полноте, своевременности и эффективности совершенных банковских операций, ликвидация допущенных банками нарушений и недостатков в своей работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц наложение штрафных и других экономических санкций.
По срокам выполнения последующий надзор подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный последующий надзор осуществляется после совершения интересующего события или действия банка с целью оперативного принятия мер для исправления положения при их нежелательных последствиях. Следовательно, оперативный последующий надзор содействует быстрейшему устранению негативных явлений в банковской сфере.
Периодический последующий банковский надзор проводится за определенный отчетный период времени по данным отчетности банков, результатам инспектирования с выездом на места, записям в учетных регистрах поднадзорных банков и другим источникам. Его основная цель состоит в установлении законности, своевременности и целесообразности, совершенных в банковской системе операций и процессов, в выявлении внутренних резервов повышения ее функционирования.
Последующий банковский надзор, отличающийся углубленным изучением всех сторон деятельности банка, позволяет выявить упущения предварительного и текущего надзора. Классификация последующего надзора предполагает его подразделение на проверку (ревизию), обследование и счетную проверку отчетности.
Проверки (ревизии) деятельности банков являются обязательной регулярной формой последующего надзора за их работой. Они базируются на основе первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, результатов инвентаризации наличия денежных средств и материальных ценностей. Подкрепляя свои выводы обоснованными документальными и фактическими сведениями, проверки (ревизии) становятся важным орудием вскрытия и предупреждения нарушений законодательства, банковской дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрибанковских резервов. По способу назначения различают плановые и внеплановые проверки (ревизии) [3].
Обследование банка проводится по определенному кругу вопросов, что позволяет выявить явные недостатки и нарушения в работе на данный момент или по одному какому-либо вопросу (теме). Оно осуществляется путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности банка или его подразделения.
Счетная проверка отчетов банка представляет собой совокупность специальных приемов проверки их достоверности. Роль счетных проверок как одной из форм последующего надзора возрастает на современном этапе, когда банк составляет консолидированную (сводную) финансовую отчетность в целом по банку (включая свои дочерние и совместные предприятия и исключая остатки по взаимным расчетам и вложениям). При этом особо важна достоверность исходной банковской информации (слагаемых консолидированного отчета – отчетов дочерних и ассоциированных компаний).
По источникам используемой информации банковский надзор подразделяется на документальный и фактический.
Документальным называется банковский надзор, при котором используются данные, имеющиеся в формах отчетности, постановлениях и распоряжениях поднадзорных банков, их учетных регистрах и в другой документальной информации.
Фактическим называется банковский надзор, при котором состояние деятельности банка устанавливается на основании обследования, инспектирования или другими способами, связанными с конкретными выездами на места специалистов Национального банка. Документальный и фактический банковский надзор тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
По признаку полноты охвата банковским надзором деятельности поднадзорных банков различают сплошной и выборочный надзор.
Сплошной надзор охватывает проверкой все без исключения операции банка, подлежащие надзору, а выборочный – лишь их часть с тем, чтобы его результаты можно было распространить на все аналогичные операции контролируемого банка. Точность результатов надзора при этом должна гарантироваться достаточной представительностью (репрезентативностью) выборки банковских операций.
Специализированный надзор за деятельностью банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь.
Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков [4].
Пруденциальный надзор за деятельностью банков является одним из видов контроля, осуществляемого правительствами большинства стран мира, и служит обеспечению надежности и безопасности функционирования отдельных кредитных учреждений, а также поддержанию общественного доверия к стабильности банковской системы в целом.
С целью осуществления своих функций в области банковского надзора Национальный банк Республики Беларусь проводит проверки банков и их филиалов и применяет санкции по отношению к нарушителям.
Согласно Закону Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» Национальный банк может назначать сплошную или выборочную проверку операций банков, расположенных на территории республики.
В ходе надзора проводится проверка выполнения соответствующих правил, инструкций, положений, других нормативных документов, обязательных для исполнения всеми банками на территории Республики Беларусь, обеспечивающих безопасное и ликвидное функционирование банковской системы. Устанавливается, надежно ли функционирует внутренний аудит в банках, в полном ли объеме и в срок представляется бухгалтерская и статистическая отчетность. Надзор осуществляется посредством надлежащего лицензирования и применения его норм и процедур [5].
В Республике Беларусь надзор за банками осуществляется соответствующими надзорными подразделениями Национального банка, внутренним аудитом (аудиторскими службами банка), внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит), собственниками.
За Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:
— наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;
— возможностью сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
— возможностью использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
— большим историческим опытом банковского надзора со стороны центральных банков других государств;
— связью с международными организациями в области надзора.
Проверки Национального банка
не заменяют аудиторских
Таким образом, организационная структура банковского надзора в Республике Беларусь представлена различными органами, которые руководствуются обширной нормативно-правовой базой национального законодательства. Главным органом банковского надзора является Национальный банк, который взаимосвязан с внутренним и внешним аудитом. Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой стабильности, как этой страны, так и мировой экономики. С этой целью осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах.
5.2 Методика оценки рискового состояния банка
На основании собранной в ходе текущего надзора информации служба банковского надзора оценивает рисковое состояние банков и эффективность системы управления риском (риск-менеджмент).
В соответствии с Базельскими ключевыми принципами эффективного банковского надзора Национальный банк располагает адекватными правовыми возможностями применения корректирующих мер в отношении банков, которые создают ситуацию неплатежеспособности и возникновения угрозы интересам банковских депонентов.
Информация о работе Отчет по практике в Гомельской областной дирекции ОАО «Белгазпромбанк»