Отчет по практике в ОАО «Белвнешэкономбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 17:44, отчет по практике

Описание работы

Целью практики являются закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в учреждении высшего образования, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1 Финансово-экономическая характеристика ОАО
«Белвнешэкономбанк»…………………………………………………………... 4
2 Бухгалтерский учет в ОАО «Белвнешэкономбанк» …………………..............11
2.1 Организация бухгалтерского учета………………………………………….11
2.2 Бухгалтерский учет межбанковских расчетов ……………………………..15
2.3 Бухгалтерский учет операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов……………………………………………………………………….21
2.4 Бухгалтерский учет кредитных операций ………………………………….32
2.5 Бухгалтерский учет валютно-обменных операций ………………..............38
2.6 Бухгалтерский учет вкладных (депозитных) операций …………………...42
2.7 Бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности ……..............45
2.8 Финансовая отчетность банка ………………………………………………47
3 Финансовый анализ деятельности ОАО «Белвнешэкономбанк»…………….49
4 Индивидуальное задание : Организация, учет и перспективы развития безналичных расчетов в банках ……………………………………………….55
Заключение ………………………………………………………………..............68
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

Отчет по практике БелВЭБ.docx

— 204.02 Кб (Скачать файл)

Основными правилами проведения безналичных расчетов являются:

- движение средств по банковским  счетам опосредствуется движением  расчетных документов, которые рассматриваются  как платежные инструкции клиента;

- движение документов происходит  в определенной последовательности, которая называется документооборотом. Она зависит от содержания  платежных инструкций;

- форма расчетного документа, его  реквизиты, количество регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;

- списание средств со счета  плательщика происходит в пределах  остатка счета в календарной  очередности;

- при недостаточности средств  на счете плательщика для выполнения  обязательств соблюдается очередность  платежей;

- списание средств со счета  плательщика происходит с учетом  срока платежа;

- со стороны плательщика осуществляется  контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.

Основными условиями организации безналичных расчетов являются заключение договора между банком и клиентом по открытию счета и проведению расчетов, свободный выбор клиентом банка и формы проведения расчетов.

Основанием для проведения банком расчетов в безналичной форме является заключенный между ним и клиентом договор:

- банковского вклада (депозита);

- текущего (расчетного) банковского  счета;

- корреспондентского счета или  иной договор.

Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

Безналичные расчеты классифицируются по следующим укрупненным группам:

- расчеты по исполнению банковского  перевода;

- документарные аккредитивы;

- расчеты чеками из чековых  книжек и расчетные чеки;

- расчеты платежными карточками.

Целью бухгалтерского учета безналичных расчетов является своевременное и правильное отражение в учете совершаемых операций по банковским счетам с соблюдением основных принципов их проведения:

  • правового режима;

  • поддержания ликвидности;

  • наличия акцепта на платеж;

  • срочности платежа;

  • имущественной ответственности за соблюдение договорных условий;

  • контроля всех участников за правильностью совершения расчетов и соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежные поручения представляются в обслуживающий банк (банк-отправитель) не позднее десяти календарных дней со дня, следующего за днем их составления.

При исполнении платежного поручения в полной сумме в день его поступления в банк на всех экземплярах платежного поручения проставляются подпись ответственного исполнителя, дата приема и исполнения, штамп банка-отправителя.

После исполнения первый экземпляр платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя, а второй экземпляр направляется плательщику (если иное не предусмотрено в договоре).

При исполнении платежного поручения в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– в банке-отправителе:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одном банке, операция в учете отражается:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счете плательщика платежное поручение возвращается банком-отправителем плательщику как не принятое к исполнению.

При этом платежные поручения в белорусских рублях по платежам вне очереди и в первую очередь, а также платежные поручения в иностранной валюте по платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды, в неоплаченной сумме приходуются по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и помещается в картотеку к данному счету.

Сумма, в которой платежное поручение приходуется в картотеку к счету 99814, указывается на обороте всех экземпляров платежного поручения и заверяется подписью ответственного исполнителя.

При частичной оплате платежного поручения на сумму частичного платежа оформляется платежный ордер. При этом составляются балансовые проводки, аналогичные приведенным выше.

Платежный ордер применяется при осуществлении банками перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте от имени и за счет банка (инициатор – банк), от имени банка, но по поручению и за счет клиента, от имени и за счет клиентов (инициатор – клиент).

Посредством платежного ордера осуществляются:

- частичная оплата расчетных документов;

- списание денежных средств со счетов по постоянно действующему платежному поручению;

-переводы денежных средств банками по собственным обязательствам с зачислением денежных средств на банковские счета клиентов и пр.

Платежный ордер составляется на бумажном носителе в количестве экземпляров, установленном банком, или в электронном виде.

Первый экземпляр платежного ордера, как правило, подписывается руководителем и главным бухгалтером банка или уполномоченными ими лицами.

При исполнении (оплате) первый экземпляр исполненного платежного ордера, исполненный электронный платежный ордер  помещаются в документы дня банка-отправителя.

При необходимости плательщику направляется второй экземпляр платежного ордера на бумажном носителе или электронный платежный ордер.

При исполнении платежных ордеров в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– при частичной оплате платежных требований и поручений:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– при исполнении платежей, инициированных самим банком:

Дебет счета по учету расходов банка (счета 9 класса), либо счета по учету кредиторской задолженности (счета 6 класса) и пр.;

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов») либо корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При проведении банковских переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.

Платежные требования с акцептом используются при расчетах за товары (работы, услуги) и в других случаях, установленных в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Под акцептом платежного требования понимается предварительное согласие плательщика на оплату платежного требования, выраженное в заявлении на акцепт, содержащем указание банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

При акцептной форме платежные требования представляются бенефициаром на инкассо в банк-получатель на бумажном носителе в одном экземпляре с пометкой «с акцептом» вместе с реестром платежных требований или в виде электронных платежных требований.

В подтверждение приема платежных требований на инкассо банк-получатель в тот же банковский день выдает бенефициару реестр платежных требований либо направляет электронное сообщение с указанием номера, даты и суммы платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара, даты и времени его приема на инкассо и пр.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня,  передаются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня в виде электронных платежных документов.

Банк-отправитель исполняет электронное платежное требование на основании полученного от плательщика заявления на акцепт, которое представляется на бумажном носителе в двух экземплярах.

При приеме заявления на акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя на всех экземплярах проставляет штамп, дату поступления в банк, подпись. Второй экземпляр заявления на акцепт направляется плательщику.

После проверки на предмет подлинности и при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика электронные платежные требования подлежат оплате не позднее банковского дня их поступления в банк-отправитель в полной сумме при наличии денежных средств на счете плательщика.

При недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования оплачиваются в пределах остатка денежных средств на счете.

При исполнении платежных требований в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– в банке-отправителе:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одном банке, операция в учете отражается:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Платежное требование без акцепта плательщика используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Бесспорный порядок списания денежных средств означает списание денежных средств со счета плательщика без его согласия в соответствии с платежными инструкциями взыскателя на основании исполнительных документов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель представляет в обслуживающий его банк 3 экземпляра  платежного требования с указанием «Без акцепта», исполнительный документ, на основании которого осуществляется взыскание, 2 экземпляра реестра платежных требований.

При приеме на инкассо платежные требования проверяются на предмет правильности оформления, правомерности выставления (по наличию и сроку давности исполнительного документа, соответствию сумм платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу и пр.).

Платежные требования с исполнительными документами, принятые банком в течение банковского дня на бумажном носителе, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

Электронные платежные требования с электронными исполнительными документами, принятые банком в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель в тот же день в электронном виде.

При поступлении платежных требований банк-отправитель проверяет правильность их оформления и подлинность.

Принятые к исполнению платежные требования подлежат оплате не позднее банковского дня их поступления в банк-отправитель в полной сумме при наличии денежных средств на счете плательщика. Первый экземпляр исполненного платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя, второй и третий экземпляры вместе с исполнительным документом направляются плательщику.

Платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика, для оплаты которых денежных средств на его текущем счете недостаточно, исполняются частично в пределах остатка денежных средств на счете.

Частичная оплата платежного требования оформляется платежным ордером.

При оплате платежных требований без акцепта составляются проводки, аналогичные приведенным выше.

При отсутствии либо недостаточности средств на счете плательщика платежные требования в неоплаченной сумме учитываются по приходу счета 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При оплате данные документы в оплаченной сумме списываются в расход по указанному счету.

Участниками расчетов посредством дебетового перевода с использованием чеков являются:

– чекодатель (плательщик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством чека из чековой книжки, либо физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством расчетного чека;

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Белвнешэкономбанк»