Предоставление скидок в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение оборота розничной торговли на примере конкретного предприятия и оценка действующей системы скидок для увеличения товарооборота.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи, перечисленные ниже.
 рассмотреть теоретические основы товарооборота в экономической литературе;
 провести анализ оборота розничной торговли на примере магазина торговой сети «А» за 2009-2011 годы;
 составить план оборота организации на 2012 год с учетом повышения за счет действующей системы скидок.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические сведения о товарообороте торговых предприятий и скидках 6
1.1 Понятие и виды товарооборота 6
1.2 Методики анализа товарооборота предприятий 12
1.3 Понятие и виды скидок 26
2 Анализ товарооборота на примере магазина торговой сети «А» 40
2.1 Характеристика торговой сети «А» 40
2.2 Анализ оборота розничной торговли по общему объему 42
2.3 Анализ оборота розничной торговли по товарным группам 48
2.4 Анализ товарных запасов и оборачиваемости вложенных средств 52
2.5 Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли 60
3 Система скидок для увеличения товарооборота магазина торговой сети «А» 63
3.1 Система скидок магазина «А» 63
3.2 Планирование товарооборота магазина на 2012 год с учетом действия системы скидок 65
Заключение 69
Список использованных источников 72

Файлы: 1 файл

Скидки.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота  позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем  периоде. От глубины и полноты  анализа, правильности сделанных выводов  по результатам анализа зависит  экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам  анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

1.2 Методики анализа  товарооборота предприятий

 

Различают оборот так называемых организованного и неорганизованного  рынков. К первому относят предприятия, которые представляют органам статистики отчетность о реализации товаров. Второй рынок – это продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках. Как правило, это торговля осуществляется «челноками» и гражданами, реализующими произведенную ими  сельскую продукцию. Сумма этого  оборота выявляется местными органами статистики на основе специально проводимых обследований.

Формирование оборота  предприятий осуществляется под  влиянием множества факторов, которые  можно объединить в следующие  группы.

Во-первых, факторы, связанные  со спросом населения: численность  и состав населения, денежные доходы и их дифференциация по группам населения, структура расходов различных групп  населения, достигнутый уровень  удовлетворения спроса населения на товары и услуги предприятий.

Во-вторых, факторы, связанные  с товарным предложением: развитие производства потребительских товаров  в регионе, технический уровень  производства, качество товаров, развитие межрегиональных и внешнеэкономических  связей, оптовой торговли.

В-третьих, факторы, связанные  с ценами: уровень розничных цен  на товары, конкуренция на региональных рынках, государственное регулирование  цен.

В-четвертых, факторы, связанные  с организацией торговли: формы и  методы продажи, реклама, организация  товароснабжения предприятий торговли, услуги, сопровождающие покупки, состояние  материально-технической базы, квалификация работников предприятия и др.

Анализ оборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

Основные задачи анализа  товарооборота сводятся к следующему:

    • выявление путей и возможностей роста оборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
    • изучение количественного изменения и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оборота розничной торговли, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
    • проверка выполнения планов оборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;
    • разработка оптимальных управленческих решений по развитию оборота розничной торговли торгового предприятия.

В настоящее время торговые предприятия самостоятельно планируют  свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План товарооборота является одним из основных разделов плана  экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку  показатели оборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных  подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного оборота на планируемый год.

План товарооборота по объему и структуре должен обеспечить, с одной стороны удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.

Существует несколько  методик планирования оборота розничной торговли.

Во-первых, методика планирования оборота с учетом потребности  в прибыли. Суть данной методики состоит  в достижении объема оборота, обеспечивающего  размер прибыли, необходимой для  самофинансирования. Эта методика осуществляется в три этапа. На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На втором этапе рассчитывается сумма прибыли сопоставляется с  возможностями ее получения при  планируемом объеме деятельности, для  чего определяется необходимый размер валовых доходов и допускаемый  уровень издержек обращения. На третьем  этапе  рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного  обеспечения, финансовый план, потребность  в кредитах, необходимая численность  работников). Обоснованность плана  оборота розничной торговли проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер оборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки.

Во-вторых, методика расчета  оборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации  планового объема оборота розничной торговли и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с помощью ЭВМ.

В-третьих, нормативный метод  или метод технико-экономических  расчетов. При планировании оборота розничной торговли можно использовать нормативы оборота на 1 м2 торговой площади или показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

    • средней стоимости покупки;
    • интенсивности покупательских потоков;
    • завершенность покупок.

В-четвертых, методика расчета  оборота на основе платежеспособного  спроса. Данная методика основана на применение двух методов. Согласно первому, коэффициент  эластичности рассчитывается по формуле  [12, с. 105]:

 

Еп.ф = (Jт – 1) : (Jп.ф – 1),     (1.1)

 

где Еп.ф – коэффициент эластичности;

Jп.ф – индекс изменения покупательских фондов;

Jт – индекс изменения оборота.

 

В соответствии со  вторым способом к объему оборота за месяц  предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и  прирост оборота в связи с  ростом денежных доходов населения  в планируемом периоде.

В-пятых, методика планирования оборота в зависимости от места  нахождения торгового предприятия  и зоны обслуживания, от размеров предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения. На увеличение оборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенных друг с другом. При планировании товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение оборота.

В-шестых, методика разработки плана по общему объему. Основание  общего объема оборота розничной торговли начинается с определения ожидаемого оборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вод с оборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения и его учтенных денежных доходах. Целесообразно при планировании оборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, в котором отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. При обосновании плана оборота розничной торговли важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным оборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

В-седьмых, распределение  общего объема оборота среди структурных  подразделений. Существует ряд методов  планирования оборота для торговых единиц и структурных подразделений:

    • с учетом их доли в общем обороте предприятия;
    • исходя из торговой площади;
    • на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
    • с использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы оборота  магазина учитывают:

    • его тип и ассортиментный профиль;
    • место расположения;
    • особенности спроса обслуживаемого населения;
    • анализ его деятельности за предшествующий период;
    • оборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади;
    • производительность труда.

В-восьмых, внутригодичное планирование оборота розничной торговли. Задачей планирования оборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).  Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение доли каждого квартала в годовом обороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.

В-девятых, планирование структуры  оборота розничной торговли. При расчете макроструктуры розничного оборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет. При определении плана продажи по товарным группам  учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.

Наконец, в-десятых, методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико-экономических  расчетов все вычисления ведутся  по отдельным составным элементам  норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле [14, с. 98]:

 

Н = Р + П + С,      (1.2)

 

где Р – рабочий запас;

П – запас пополнения;

С – страховой запас.

Рабочий запас (Р) определяется следующим образом [14, с. 102]:

 

Р = З0 + Впп + Пн,      (1.3)

 

где З0 – запас однодневной торговли;

Впп – время на приемку и подготовку товаров;

Пн – представительный набор (запас находящийся в торговом зале)

 

Представительный набор (Пн) можно определить по формуле [14, с. 107]:

 

Пн = Кр * Цср : Т0,      (1.4)

 

где Кр – количество разновидностей товаров;

Цср – средняя цена товара;

Т0 – однодневный оборот.

 

Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом [14, с. 110]:

 

П = Ч * Кобн  : 2,       (1.5)

 

где Ч - частота завоза товаров;

Кобн – коэффициент обновления.

 

Коэффициент обновления (Кобн)  определяется по формуле [10, с. 148]:

 

Кобн = КР : КП,      (1.6)

 

где КР – количество разновидностей товаров;

КП – количество поступления  в одной партии завоза.

Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.

Изучение существующих тенденций  и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно  влияют на объем оборота предприятия, достигаются в процессе анализа  объема и структуры оборота предприятия.

Проведение экономического анализа разрешает:

    • изучить состав оборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
    • выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
    • проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру оборота;
    • изучить состояние выполнения планов оборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде.

Проведение  анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Анализ  объема и структуры оборота предприятия  предусматривает проведение следующей  аналитической работы представленной на рисунке 1.1.

 

Определение общего объема оборота и  анализ степени выполнения планов

   

Анализ динамики общего объема оборота

   

Анализ товарно-групповой структуры  оборота

   

Анализ состава оборота по его  определенным видам

   

Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров

   

Количественная оценка факторов, которая  обуславливает изменение оборота

   

Анализ запаса финансовой прочности  предприятия

Информация о работе Предоставление скидок в торговом предприятии