Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 18:56, курсовая работа
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства – одно из важнейших направлений преобразования экономики на современном этапе. Без малого бизнеса невозможно создание эффективной экономики, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества. Возрастание роли малого бизнеса в экономике имеет объективный характер. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем.
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях
1.2 Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для формирования малого бизнеса
1.4 Виды малого бизнеса
2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса
2.2 Регистрация и лицензирование предприятий малого бизнеса
2.3 Инфраструктура малого бизнеса
2.4 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАГАЗИНА
«ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЯЖЕТ»
3.1 Характеристика бизнеса
3.2 План маркетинга
3.3 Производственный план
3.4 Организационный план
3.5 Юридический план
3.6 Финансовый план
3.7 Оценка рисков и страхование
3.8 Стратегия финансирования
3.9 Резюме
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1 Основные документы профессионального обучения
4.2 Общие дидактические принципы процесса обучения
4.3 Методы и принципы профессионального обучения
4.4 Методы развития умений и способностей
4.5 Роль учителя в профессиональном обучении
4.6 Оценка знаний, умений, навыков (ЗУНов)
4.7 Структура занятий по профессиональному обучению
4.8 План-конспект занятия «Вязание на двух спицах»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф.Котлер называет три основные причины:
·Необходимость защитить фирмы друг от друга. Отсюда принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной конкуренции.
·Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые могут начать выпускать недоброкачественные товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.
·Необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей [11, с. 221].
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы общества, обеспечивая соблюдение интересов общества и человека [11, с. 245].
Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
1.3 Развитие малого бизнеса в России
Предпринимательство зародилось в России еще в Киевской Руси в торговой форме и промыслах. Наибольшее развитие предпринимательства приходится в эпоху Петра I, когда по всей России бурно развивались мануфактуры, горная, оружейная, суконная промышленность. Известнейшими предпринимателями того времени была династия Демидовых. Но дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось крепостным правом, и лишь после 1861 года открылись новые возможности. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки.
Однако после окончания Первой мировой войны и двух революций в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей, были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика НЭП (1921-1926 гг.), но в конце 20-х годов и она была свернута. И лишь в 90-е годы началась реанимация предпринимательства в России [17, с. 14].
Рассматривая законодательные акты 90-х годов, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, можно выделить следующие этапы развития малого предпринимательства:
Таблица 2- Этапы развития малого предпринимательства в современной России
Нормативный акт |
Дата принятия |
Основное содержание |
Последствия применения в экономике |
1 |
2 |
3 |
4 |
Закон СССР «О кооперации в СССР» |
26.08.1988 |
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате) |
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
«Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) |
06.06.1988 |
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода |
Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны |
Закон СССР «О предприятии в СССР» |
04.06.1990 |
Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий любой формы собственности |
Рост предприятий различных форм собственности |
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» |
08.07.1990 |
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании |
Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» |
18.06.1991 |
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России |
Развитие малого бизнеса в стране |
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций |
27.12.1991 |
Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса |
Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
Постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» |
11.05.1993 |
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса |
Повысилась эффективность работы предприятий малого бизнеса |
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» |
12.05.1995 |
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура его поддержки и развития |
Развитие и повышение эффективности деятельности малых предприятий |
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» |
08.12.1995 |
Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности |
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране |
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно – правовой формы.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:
·В промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек.
·В оптовой торговле – 50 человек.
·В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек.
·В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в других отраслях – 50 человек [28, с. 4].
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В начале 90-х годов предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий – учредителей.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны.
1.4 Виды малого бизнеса
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, формам собственности, количеству собственников.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций) [8, с. 24].
По количеству собственников предпринимательс
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы [8, с. 25].
К основным организационно-
По виду и назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др. Все формы могут функционировать раздельно и вместе.
2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Создание нового предприятия предполагает
ряд обязательных этапов. Перед началом
собственного дела следует выполнить
так называемую маркетинговую разведку
– найти свою рыночную нишу. При этом надо
обратить внимание на ряд условий:
·Политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций.
·Социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы.
·Правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства [17, с. 27].
Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирает форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
На начальном этапе определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.
Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:
·Заявление учредителя (учредителей) о регистрации.
·Устав предприятия.
·Решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
·Договор учредителей о создании и деятельности предприятия.
·Свидетельство об оплате государственной пошлины [17, с. 28].
По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии поступают в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр.
Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.
|
|||
|
Рисунок 2 – Этапы создания нового предприятия
Если предприятие создается как акционерное общество (АО), то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего АО, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.
Подписавшиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конференции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.
Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение таких вопросов, как:
·Создание акционерного общества.
·Утверждение устава акционерного общества.
·Размер уставного фонда после завершения подписки на акции.
·Выбор руководящих органов акционерного общества и др.
После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества, и оно может начинать функционировать.
Но хотелось бы затронуть тему бюрократизма при создании малых предприятий. Отечественный экономист А.П.Потемкин в своем «Открытом письме» сравнивает процедуру государственной регистрации создания предприятия в России с подобной процедурой в Германии. По его подсчетам, чтобы официально получить все разрешительные документы, позволяющие начать бизнес в России, предприятию необходимо потратить 1346 дней. Он называет все бюрократические организации, которые необходимо обойти предпринимателю и указывает предельные сроки преодоления каждой из них. Между тем, создание предприятия в Германии требует преодоления лишь трех процедур: