Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 18:56, курсовая работа
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства – одно из важнейших направлений преобразования экономики на современном этапе. Без малого бизнеса невозможно создание эффективной экономики, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества. Возрастание роли малого бизнеса в экономике имеет объективный характер. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем.
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях
1.2 Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для формирования малого бизнеса
1.4 Виды малого бизнеса
2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса
2.2 Регистрация и лицензирование предприятий малого бизнеса
2.3 Инфраструктура малого бизнеса
2.4 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА МАГАЗИНА
«ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЯЖЕТ»
3.1 Характеристика бизнеса
3.2 План маркетинга
3.3 Производственный план
3.4 Организационный план
3.5 Юридический план
3.6 Финансовый план
3.7 Оценка рисков и страхование
3.8 Стратегия финансирования
3.9 Резюме
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1 Основные документы профессионального обучения
4.2 Общие дидактические принципы процесса обучения
4.3 Методы и принципы профессионального обучения
4.4 Методы развития умений и способностей
4.5 Роль учителя в профессиональном обучении
4.6 Оценка знаний, умений, навыков (ЗУНов)
4.7 Структура занятий по профессиональному обучению
4.8 План-конспект занятия «Вязание на двух спицах»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Роль мышления на первом этапе обучения заключается в умении интерпретировать наблюдения с помощью полученных знаний. Для этого необходимо умение обобщать с теоретической точки зрения. Наблюдение дает сырой материал фактов, которые благодаря мышлению обобщаются и ведут к созданию системы понятий и законов, объясняющих процессы действительности.
Эта система понятий и законов, соответствующая профилю обучения школы, содержится в теоретических учебных предметах.
Методы и принципы профессионального обучения
Слово «метод происходит из древнегреческого языка и означает «путь», «способ». Методом в профессиональной дидактике называется способ деятельности преподавателя, мастера или инструктора, с помощью которого, опираясь на сознание и активность учащихся, делается возможным усвоение ими знаний и овладение умениями, тем самым учащиеся готовятся к будущей профессиональной деятельности, формируются интересы, мировоззрения, позиции и убеждения.
Метод выбирается с таким расчетом, чтобы он способствовал достижению учебно – воспитательных целей, обеспечивал максимальную эффективность учащихся и эффективное усвоение ими программного материала, а в результате этого вел к достижению поставленных целей обучения.
В целях выполнения дидактических задач при выборе метода следует учитывать следующие условия:
1. Выбор метода обучения тесно связан с целями и содержанием обучения.
2. Выбор метода обучения
зависит от своеобразия
Учебно – производственная деятельность составляет основной метод овладения производственными умениями. Производственный труд учащихся – это метод характерный для профессионального обучения.
3. Выбор соответствующих
методов обучения зависит от
уровня подготовки учебной
4. Большое значение имеет
применение методов, которые могут
быть использованы для решения
задач, вытекающих из дидактических
целей. Дидактический процесс
5. При выборе методов
учитываются конкретные
Общими методами обучения занимается дидактика.
Раздел дидактики посвященный общим методам, их анализу и описанию, называется общей методикой. К общим методам обучения относятся:
· Описание, рассказ, объяснение и лекция.
· Беседа и дискуссия.
· Самостоятельная работа с учебником (книгой).
· Проведение опытов (лабораторные занятия).
· Показ, демонстрация.
· Упражнение.
· Методы практического обучения.
Методы обучения непосредственно связаны с принципами обучения. Принципы производственного обучения – это главные положения и правила, которыми руководствуются мастера производственного обучения, чтобы наиболее эффективно реализовывать цели и задачи, обучения, правильно выбрать содержание, методы и формы профессиональной подготовки учащихся.
Выделяются следующие принципы профессионального обучения:
1.Принцип гуманизации профессионального обучения:
рассматривается как формирования у обучаемых системы отношений в процессе профессиональной деятельности. Построение взаимоотношений между учащимися и мастером производственного обучения, основанных на взаимопонимании, доверительности и взаимной требовательности, с обязательной совместной постановкой целей и задач, совместном анализе процесса их решения и достигнутых результатов.
2. Принцип демократизации профессионального обучения:
рассматривается как преобразование отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями всех рангов и педагогами, между педагогами и учащимися, студентами и между самими обучаемыми.
3. Принцип единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения:
· образовательная – формирование у учащихся совокупности знаний, умений и навыков в выполнении трудового процесса, связанного с выполнением операций, приемов и действий при планировании, подготовки, осуществлении, контроле и обслуживании трудового процесса;
· воспитывающая – это означает постоянное воспитание учащихся, коллективизм, дисциплинированность, нравственность, ответственность).
· развивающая – целенаправленное развитие познавательных способностей, рациональных приемов мышления, самостоятельности.
4. Принцип обучения в процессе производительного труда:
Этот принцип предполагает формирование профессиональных умений и навыков у учащихся на основе активного участия в производительном труде. Такое обучение позволяет учащимся лучше освоить свою профессию и понять ее сложность.
5. Принцип политехнической направленности обучения:
проявляется в выработке общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирование, решение практических задач, выбор оптимальных процессов трудовых режимов и т.д.
6. Принцип связи теории с практикой:
двусторонний процесс, осуществление которого зависит от соблюдения следующих условий: теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических знаниях и умениях по различным отраслям науки. При изучении теоретических положений, преподаватели опираются на производственный и жизненный опыт учащихся.
7. Принцип систематичности и последовательности:
означает необходимость обучения в определенной последовательности в строгом логическом порядке, соответствующем логике науки, труда и дидактическому требованию опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний и сформированных умений.
8. Принцип доступности и посильности:
преподаваемый материал должен соответствовать подготовке и силам учащихся. Доступность достигается путем перехода от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, избегая перегрузки учащихся, чередуя отдых и труд.
9. Принцип сознательной активности:
предполагает такую организацию обучения, когда усвоение профессиональных способов деятельности не является только механическим копированием действий мастера. Учащиеся должны выполнять трудовые действия с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных ее элементов.
10. Принцип наглядности обучения:
предполагает освоение материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов и способов действия или их изображения.
11. Принцип прочности усвоения знаний и умений:
производственное обучение должно проходить так, чтобы учащиеся не утрачивали ранее приобретенные знания, умения и навыки [ 23, с. 440-463].
Данные принципы необходимо чередовать и учитывать для эффективности педагогического процесса обучения.
Методы развития умений и способностей
Существуют методы развития умений и способностей. Выделим некоторые из них, это: показ, экскурсия, инструктаж, упражнения или практические занятия.
1.Показ:
Методом показа прежде всего демонстрируется образцовое выполнение действия. Показ выполнения действия в практическом обучении используется в начале занятий, во вступительной фазе, позже – во время упражнения и , наконец, в заключительной фазе.
Показ активизирует идеомоторику учащегося, вызывая при этом подражательные стремления, которые могут приобретать механические черты.
Правильное сочетание показа и объяснения дает следующие результаты, во – первых, оно делает возможным обобщенное восприятие; во – вторых, способствует выполнению действий в конкретной ситуации. Главной целью показа является формирование в сознании учащегося модели действия. Модель становится основой выполнения учащимся определенного действия. Для показа в профессиональном обучении существуют дополнительные условия: правильный технический язык, показ инструментов в действии, ознакомление с правилами техники безопасности и гигиены труда [23, с. 469].
2. Экскурсия:
Экскурсия является формой обучения, основанной на ознакомлении учащихся с живым производственным процессом.
Она имеет огромное значение при закреплении знаний по технологии, материаловедению, машиноведению, для установления связей общеобразовательных и специальных знаний по профессии.
Различаются три стадии организации экскурсии. В подготовительной стадии преподаватель знакомится с местом, объектом будущей экскурсии, разрабатывает программу и далее информирует учащихся о цели экскурсии.
На второй стадии проводится сама экскурсия. Участники наблюдают и накапливают свои наблюдения, собирают различные данные. Третья стадия проводится во время теоретических занятий. Тогда классифицируются и обобщаются наблюдения.
Завершающим этапом экскурсии на предприятия может быть, например, изготовление технологической таблицы. Дополнительные задания такого рода активизируют участников, положительно влияют на процесс усвоения теоретического материала, который служит темой экскурсий [23,с. 470].
3. Инструктаж:
Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж по изучению новой операции включает в себя характеристику операций; демонстрацию правил выполнения трудовых приемов в нормальном и замедленном темпах; указание признаков самоконтроля; постановку конкретной трудовой задачи.
Текущий инструктаж служит для исправления ошибок и выполнения трудовых приемов. Он включает в себя остановку работы учащихся; обращение внимания н6а работу ученика, допустившего ошибку; собеседование со всеми учащимися по этому поводу и заключение учителя; показ учителем правильных приемов; воспроизведение приемов учеником, допустившим ошибку.
Заключительный инструктаж включает в себя демонстрацию качественно выполненных изделий; общую характеристику работы учащихся; анализ работы учащихся, а также их оценку [23,с. 471].
4. Упражнения (практические занятия):
Важная составная часть профессионального обучения, от их уровня зависят результаты всего обучения. Организация практических занятий зависит от видов труда. В промышленном труде эту организацию диктует технология. В школьных мастерских и учебных цехах предприятий возможна очень разнообразная организация практических занятий.
Структура занятий меняется в зависимости от их конкретных целей. Занятия могут быть инструктивные, тренировочные и контрольно – проверочные.
Каждое занятие должно развивать умения и профессиональную подготовку учащихся. Всякое хорошо проведенное занятие должно отвечать следующим требованиям:
· Каждое упражнение должно иметь ясно означенную цель.
· Рассеянность внимания снижает ценность упражнения и приводит к ошибкам.
· Упражнения, проводимые в системе, приводят к успеху.
Систематическое повторение основных умений образует фундамент при формировании сложных умений, а к таковым относится большинство профессиональных умений [23,с . 472].
4.5 Роль учителя в профессиональном обучении
В учебном процессе учитель играет руководящую роль. Тот факт, что основное время в профессиональном обучении (до 80%) занимают самостоятельные практические работы учащихся, еще больше повышает роль учителя, так как самостоятельность учащихся в работе становится возможной только тогда, когда учителем все заранее хорошо продумано и спланировано.
При подготовке к уроку учитель обдумывает, как, применяя различные методы и приемы, изложить новый материал. Он подбирает объекты работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их опыта, физического развития и других факторов, влияющих на производительность труда. Перед учителем встает задача организовать учащихся в учебно – производственный коллектив, наладить между ними производственные отношения.
Учителю производственного труда должны быть присущи:
· Высокая техническая квалификация.
· Высокая психолого – педагогическая подготовка.
· Любовь к своей профессии.
Современное производство развивается очень быстрыми темпами. Происходит непрерывное совершенствование орудий труда, технологических процессов. Это должно найти отражение в профессиональном обучении. Следовательно, учитель профессионального обучения должен непрерывно следить за прогрессом в области науки и техники, знакомить с ними в доступной форме учащихся.
Не остается неизменным и арсенал методических средств, используемых учителем в процессе профессионального обучения. Творчески относящиеся к своему делу учителя непрерывно находят новые формы воздействия на учащихся, новые приемы формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Таким образом, учитель профессионального обучения должен все время работать над совершенствованием своего педагогического мастерства, повышением уровня квалификации.
4.6 Оценка знаний, умений, навыков (ЗУНов)
Проверка знаний, умений и навыков (ЗУН) завершается оценкой. На занятиях по труду применяется пятибалльная система оценки. Оценку следует выставлять за отдельные, законченные с точки зрения технологии этапы трудового процесса.
Таким этапом служит операция (разметка, сверление и т.д.) Поэтому на одних занятиях работа учащихся может не оцениваться, а на других может быть выставлено две и более оценки.
Оценка должна быть мотивированной, т.е. учитель объясняет учащимся, почему данная работа оценивается тем или иным баллом.