Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить правильность обеспечения и использования материальных ресурсов: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их влияния на объём производства продукции, её себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить основную задачу учёта товарно-материальных запасов - это правильная оценка товарно-материальных запасов в финансовых отчётах (в бухгалтерском балансе), что непосредственно влияет на определение дохода.

Содержание работы

Введение
3-5
Глава 1. Учет ТМЗ:
6-57
1.1. Экономическая сущность товарно-материальных запасов, их роль, значение и задачи учета:
6-19
1.1.1. Классификация ТМЗ;
9-12
1.1.2. Оценка ТМЗ (методы оценки ТМЗ при списании на затраты производства).
12-19
1.2. Документальное оформление и учет движения ТМЗ:
19-33
1.2.1. Первичная документация по учету материалов;
20-21
1.2.2. Документальное оформление поступления ТМЗ;
21-25
1.2.3. Документальное оформление отпуска ТМЗ;
25-27
1.2.4. Документальное оформление и учет движения ТМЗ на складах;
27-28
1.2.5. Документальное оформление и учет движения ТМЗ в бухгалтерии.
28-33
1.3. Особенности учета отдельных видов ТМЗ:
33-50
1.3.1. Учет нефтепродуктов;
33-35
1.3.2. Учет тары и тарных материалов;
35-41
1.3.3. Учет запасных частей;
41-42
1.3.4. Учет прочих материалов.
42-43
1.4. Учет готовой продукции.
43-45
1.5. Учет незавершенного производства.
45-50
1.6. Инвентаризация и раскрытие ТМЗ в отчетности:
50-57
1.6.1. Инвентаризация ТМЗ;
50-56
1.6.2. Раскрытие ТМЗ в отчетности.
57
Глава 2. Аудит и анализ ТМЗ
58-85
2.1. Задачи, цели и порядок проведения аудиторской проверки
58-63
2.2. Методика проведения аудита товарно-материальных запасов
63-
2.2.1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности товарно-материальных запасов
63-70
2.2.2. Проверка правильности проведения инвентаризации товарно-материальных запасов
70-75
2.2.3. Проверка операций по движению материалов на складе
76-85
2.3. Аудит незавершенного производства
85-88
2.4. Аудит готовой продукции и товаров
88-92
2.5. Анализ формирования и использования ТМЗ
92-102
2.5.1. Анализ формирования ТМЗ
92-97
2.5.2. Анализ использования ТМЗ
97-102
Глава 3. Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО
102-107
3.1. Пути улучшения учета товарно-материальных запасов
104-105
3.2. Пути эффективности использования товарно-материальных запасов
105-107
Заключение
108-110
Список использованной литература

Файлы: 1 файл

Дип.-Учет-ТМЗ-Ножкина2006.doc

— 650.00 Кб (Скачать файл)

В учетной политике ТОО «Гелиос» оценка производится по средневзвешенной стоимости. Средневзвешенная себестоимость единицы материалов определяется по формуле 1:

Формула 1

Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода

=

Средняя себестоимость единицы материалов

 

+

Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде

Количество материалов на начало отчетного периода

+

Количество материалов, поступивших в отчетном периоде

 

 

По каждой группе (виду) товарно-материальных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Оценка товарно-материальных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т. е. по средней себестоимости.

На конец отчетного года товарно-материальные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемого способа оценки запасов, т. е. по средней себестоимости.

Товарно-материальные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Документальное оформление и  учет движения товарно-материальных  запасов 

Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском запасов материалов оформляются документами первичного учета, формы которых утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2004 года N 128.

1.2.1. Первичная документация  по учету материалов

Для учета материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.

Первичная документация играет важную роль в организации материального учета, т.к. является его основой.

Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты:

    • Наименование документа;
    • Дата составления;
    • Наименование организации от имени которой составляется документ;
    • Содержание хозяйственной операции;
    • Измерители в натуральном и денежном выражении;
    • Наименование должностей лиц, отвечающих за совершение операции;
    • Личные подписи.

Все используемые реквизиты являются дополнительными и вытекают из содержания хозяйственной операции.

На ТОО «Гелиос» все первичные документы можно классифицировать по следующим признакам (см. Таблицу № 5).

Таблица № 5

Классификация первичных документов

№ п/п

Признаки

Описание

1

По назначению

Распорядительные - содержат распоряжение о выполнении операции – платежное поручение, чек.

Оправдательные - подтверждают факт совершения операции – накладная, приходный акт.

2

По порядку отражения операций

Первичные - впервые отражают хозяйственную операцию.

Сводные – объединяют данные первичных документов.

3

По способу охвата операций

Разовые - отражают одну операцию.

Накопительные - для оформления однородных операций.

4

По месту составления

Внутренние.

Внешние.


 

 

Все перечисленные документы должны быть тщательно оформлены, иметь соответствующие подписи должностных лиц.

На основе вышесказанного для систематизации и полного представления данной информации составим таблицу первичных документов по учету материалов (см. Таблицу № 6).

Таблица № 6

Табель (перечень) специализированных форм первичных учетных документов, применяемых на ТОО «Гелиос»

№ п/п

Номер формы

Наименование формы

Дата утверждения формы

1

ТМЗ-1

Доверенность

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2004 года N 128 «Об утверждении типовых форм первичных документов»

2

ТМЗ-4

Акт о приемке товарно-материальных запасов

3

ТМЗ-7

Ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе

4

ТМЗ-5

Карточка складского учета

5

ТМЗ-3

Приходный ордер

6

ТМЗ-2

Журнал учета выданных доверенностей


 

 

 

1.2.2. Документальное оформление поступления товарно-материальных запасов

Для обеспечения нормального хода процесса производства продукции необходимо регулярное и бесперебойное снабжение материальными ценностями.

Поступление материалов на ТОО «Гелиос» осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли - продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Материальные ценности на ТОО «Гелиос»  поступают по следующим каналам:

    • от поставщиков;
    • подотчетных лиц;
    • собственного производства.

Наглядно все каналы поступления можно изобразить в виде схемы (см. Приложение № 2 схема 2).

На поставку материалов ТОО «Гелиос»  заключает договора, своевременность поступления осуществляется отдел материально-технического снабжения (ОМТС). В ОМТС ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета. Работники ОМТС обязаны:

  • контролировать документы в журнале учета поступающих грузов (формы М-1) в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке, запроса о розыске груза (в примечаниях этого журнала делают отметку об оплате счета или отказа от акцепта);
  • проверить соответствие данных этих документов договору поставки в отношении ассортимента материалов, их качества, цен, сроков отгрузки и др.;
  • сделать в карточках или книге оперативного учета соответствующие записи о выполнении договора поставки;
  • акцептовать расчетные документы поставщикам или мотивированно отказаться от акцепта, передать ответственному лицу распоряжение на получение и доставку груза;
  • передать документы в финансовый отдел или бухгалтерию

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование, товарно-транспортную накладную и др. В ОМТС по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, цен, качества и др. договорным условиям. В результате проверки на расчетном документе ставиться пометка о полном или частичном акцепте.

Проверенные платежные требования из ОМТС передаются в бухгалтерию.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков, экспедитору выдают доверенность, в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Обязательными реквизитами доверенности являются:

  • наименование предприятия покупателя и его банковские реквизиты;
  • сроки доверенности;
  • ФИО уполномоченного лица;
  • наименование поставщика, материала;
  • единица измерения и количество.

 

Доверенности регистрируются в журнале учета выданных доверенностей1, которая имеет вид:

Выписку доверенности производит ОМТС или бухгалтерия.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Обязательные реквизиты счета:

  • №, дата выписки;
  • наименование поставщика и его банковские реквизиты;
  • наименование покупателя и его банковские реквизиты;
  • наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма МОС;
  • подписи и печать.

Принятые кладовщиком материалы оформляются односторонними и многосторонними Приходными ордерами. Приходные ордера выписываются на фактически принятое количество материальных ценностей в день поступления в 2-х экземплярах: 1-ый сдается в бухгалтерию, где он служит основанием для учета поступления материалов, а 2-ой - остается на складе для записей в карточках складского учета материалов.

Общими реквизитами приходного ордера являются:

  • номер приходного ордера и дата выписки;
  • наименование поставщика;
  • наименование материала;
  • единица измерения;
  • количество по сопроводительным документам и фактически принятое количество.

При установлении несоответствия поступивших материалов их количеству и качеству составляется приемный акт, служащий основанием для предъявления претензий поставщику.

Например, на ТОО «Гелиос»  привезли краску МС, согласно счету-фактуре №50-000027 от 22.07.04 в количестве - 956,12 кг, а фактически принято - 650 кг. Недостача составила - 306,12 кг. Составляем приемный акт, который будет служить основанием для предъявления претензий поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа может служить Товарно-транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, рынке за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является Товарный счет или Акт, составляемый подотчетным лицом. Акт прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

На основание вышесказанного, для систематизации и более полного представления о данной информации составим схему движения расчетных документов на ТОО «Гелиос»

 

Схема 3

Движение расчетных документов



 




 

 

 

 

 

 

1.2.3. Документальное оформление  выбытия товарно-материальных запасов

Со склада ТОО «Гелиос» материалы отпускаются на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону и другие нужды. Важным условием контроля за использованием материалов является их нормирование и отпуск, согласно установленных лимитов, рассчитанных ОМТС на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материала на единицу продукции.

Каждое из производств ТОО «Гелиос»  производят расчет потребления того или иного материала на выпуск определенного вида продукции. Составим таблицу расчета потребности проволоки на примере склада №46 (см. Таблицу № 7).

Таблица № 7

Расчет потребности проволоки за июнь 2005 года

Проволока

Норма

Объем выпуска продукции

Потребление

1) Проволока Б-2-0.5 ГОСТ 9389-75

7/1000

275,5

1928

2) Проволока Б-2-0.7 ГОСТ 9389-75

5,4/1000

121

653

3) Проволока Б-2-1.0 ГОСТ 9389-75

2/1000

92

184

4) Проволока Б-2-1.6 ГОСТ 9389-75

2,2/1000

481

-

ИТОГО:

 

969,5

2765/3,5т


Потребление проволоки за отчетный период составила – 3,5 тонны.

Таким же способом рассчитывается потребление других материалов. Затем в ОМТС подается заявка на необходимое количество потребляемых материалов.

Информация о работе Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО