Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:33, дипломная работа
Целью работы - изучить правильность обеспечения и использования материальных ресурсов: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их влияния на объём производства продукции, её себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить основную задачу учёта товарно-материальных запасов - это правильная оценка товарно-материальных запасов в финансовых отчётах (в бухгалтерском балансе), что непосредственно влияет на определение дохода.
Введение
3-5
Глава 1. Учет ТМЗ:
6-57
1.1. Экономическая сущность товарно-материальных запасов, их роль, значение и задачи учета:
6-19
1.1.1. Классификация ТМЗ;
9-12
1.1.2. Оценка ТМЗ (методы оценки ТМЗ при списании на затраты производства).
12-19
1.2. Документальное оформление и учет движения ТМЗ:
19-33
1.2.1. Первичная документация по учету материалов;
20-21
1.2.2. Документальное оформление поступления ТМЗ;
21-25
1.2.3. Документальное оформление отпуска ТМЗ;
25-27
1.2.4. Документальное оформление и учет движения ТМЗ на складах;
27-28
1.2.5. Документальное оформление и учет движения ТМЗ в бухгалтерии.
28-33
1.3. Особенности учета отдельных видов ТМЗ:
33-50
1.3.1. Учет нефтепродуктов;
33-35
1.3.2. Учет тары и тарных материалов;
35-41
1.3.3. Учет запасных частей;
41-42
1.3.4. Учет прочих материалов.
42-43
1.4. Учет готовой продукции.
43-45
1.5. Учет незавершенного производства.
45-50
1.6. Инвентаризация и раскрытие ТМЗ в отчетности:
50-57
1.6.1. Инвентаризация ТМЗ;
50-56
1.6.2. Раскрытие ТМЗ в отчетности.
57
Глава 2. Аудит и анализ ТМЗ
58-85
2.1. Задачи, цели и порядок проведения аудиторской проверки
58-63
2.2. Методика проведения аудита товарно-материальных запасов
63-
2.2.1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности товарно-материальных запасов
63-70
2.2.2. Проверка правильности проведения инвентаризации товарно-материальных запасов
70-75
2.2.3. Проверка операций по движению материалов на складе
76-85
2.3. Аудит незавершенного производства
85-88
2.4. Аудит готовой продукции и товаров
88-92
2.5. Анализ формирования и использования ТМЗ
92-102
2.5.1. Анализ формирования ТМЗ
92-97
2.5.2. Анализ использования ТМЗ
97-102
Глава 3. Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО
102-107
3.1. Пути улучшения учета товарно-материальных запасов
104-105
3.2. Пути эффективности использования товарно-материальных запасов
105-107
Заключение
108-110
Список использованной литература
213 «Вспомогательное производство»
Сумма расходов собирается по дебету счета 930 «Накладные расходы» с кредита счетов 931 «Материалы» – 938 «Прочие».
Сумма накладных расходов по основному производству распределяется с кредита счета 930 «Накладные расходы» в дебет счетов 904 «Накладные расходы» основного производства, 914 «Накладные расходы» по полуфабрикатам собственного производства.
Сумма всех расходов переносится в дебет счетов 910 «Полуфабрикаты собственного производства» с кредита счетов 910 «Полуфабрикаты собственного производства», 911, 912, 913, 914 «Накладные расходы», 950 «Брак в производстве», а при наличии полуфабрикатов на начало месяца с кредита счета 212 «Полуфабрикаты собственного производства» в части незавершенного производства.
Фактическая себестоимость готовых полуфабрикатов списывается с кредита счета 910 в дебет соответствующих счетов:
-900 «Основное производство» – в части полуфабрикатов, переведенных в основное производство для дальнейшей обработки;
-221 «Готовая продукция» – в части готовых полуфабрикатов, подлежащих реализации;
-212 «Полуфабрикаты» подлежащие складированию.
Сумма всех расходов основного производства и фактическая себестоимость полуфабрикатов переданных на дальнейшую переработку в конце месяца переносится в дебет счетов 900 «Основное производство» с кредита счетов 901 «Материалы», 902, 903, 904 «Накладные расходы», 910 «Полуфабрикаты собственного производства», и при наличии незавершенного производства то и счета 211 «Основного производства» в разделе незавершенное производство.
Фактическая себестоимость готовой продукции, выполненных работ и стоимость незавершенного производства списываются с кредита счета 900 в дебет счетов:
-221 «Готовая продукция», 801 «Себестоимость
реализованной готовой
-211 «Незавершенное производство».
1.6. Инвентаризация и раскрытие
товарно-материальных
1.6.1. Инвентаризация товарно-
Важнейшим средством контроля за состоянием производственных запасов и сохранностью материальных ценностей является их периодическая инвентаризация.
Инвентаризация- способ проверки фактического наличия товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета. Она проводится с целью достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имеющихся на складе ценностей.
Инвентаризация бывает полная, частичная, плановая, внеплановая. Для более полного и подробного рассмотрения данной информации составим таблицу № 8.
Таблица № 8
Виды инвентаризации
№ п/п |
Виды |
Сущность |
1 |
Полная |
Проверке подлежат все виды имущества. Проводится в конце года перед составлением годового отчета |
2 |
Частичная |
Проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения |
3 |
Плановая |
Проводится в соответствии со СБУ и отчетности и основными Положениями по инвентаризации товарно-материальных ценностей |
4 |
Внеплановая |
Организуется по мере необходимости, в основном внезапно. |
На основании учетной политики ТОО «Гелиос» обязательная инвентаризация проводится не менее одного раза в год, а внезапные проверки проводятся ежемесячно.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в
аренду, выкупе, продаже, а также
при преобразовании государстве
- при смене материально
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия,
пожара или других
- при реорганизации или
- в других случаях, предусмотренных
законодательством Республики
С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки.
Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.
При организации работы по проведению инвентаризации проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. В отдельных подразделениях организации склады (кладовые) могут отсутствовать.
Отнесение складов к самостоятельным ученым единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).
В подразделениях организации, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в данном подразделении.
Для проведения комплекса работ по выявлению фактического наличия запасов, сопоставлению фактического наличия запасов с данными бухгалтерского учета, документальному оформлению фактов несоответствия количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи и других аналогичных документах), определению причин списания запасов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, в организации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чем издается распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.).
В состав указанных комиссий включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (юристы, инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Конкретные направления деятельности постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий.
Бухгалтерская служба организации обязана:
- осуществлять контроль за
- требовать сдачи материалов
инвентаризаций в
- следить за своевременным
- отражать на счетах
По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:
а) излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:
- в коммерческих организациях - на финансовые результаты;
- в некоммерческих организациях - на увеличение доходов;
б) 1) суммы недостач материалов независимо от причин возникновения недостачи списывают с подотчетного лица; на сумму недостач, потерь и порчи ценностей - по дебету счета 334 «Прочая дебиторская задолженность», субсчет «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета запасов подраздела 20 «Материалы»;
2) суммы недостач материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства – с кредита счета 334 «Прочая дебиторская задолженность», субсчет «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебета счетов 126 «Незавершенное строительство», 821 «Общие и административные расходы», 938 «Прочие» и др.
3) суммы недостач сверх норм убыли, потерь от порчи ценностей, а также хищение ценностей при отсутствии конкретных виновников и в случае отказа судом во взыскании с материально ответственных лиц вследствие необоснованности исков списываются – с кредита счета 334 «Прочая дебиторская задолженность», субсчет «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 821 «Общие и административные расходы».
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то указанная разница относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники недостачи не установлены, то разницы рассматриваются как недостача сверх норм убыли и списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.
Организация бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Гелиос» основана на следующих типовых проводках (см. Таблицу № 9) с использованием унифицированных форм документов.
Типовые проводки учета ТМЦ на предприятии ТОО «Гелиос»
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков. |
201-206, 208 |
671 |
2 |
Учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением материалов. |
331 |
671 |
3 |
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами. |
201-206, 208 |
333 |
4 |
Оприходованы материалы, полученные безвозмездно. |
||
5 |
Отражена стоимость испорченных или недостающих материалов в пределах норм, предусмотренных в договоре с поставщиком |
||
6 |
Отражена стоимость испорченных или недостающих материалов сверх норм, предусмотренных в договоре с поставщиком. |
||
7 |
Внутреннее перемещение между цехами |
||
8 |
Оприходованы материалы, возвращенные на склад из основного производства |
||
9 |
Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств (по рыночной стоимости). |
||
10 |
Списание материалов на производство. |
||
11 |
Выпуск материалов собственного производства для нужд других цехов. |
||
12 |
Оприходованы материалы собственного производства от других цехов |
||
13 |
Списание материалов на капитальное строительство объектов. |
||
14 |
Списаны проданные (безвозмездно переданные) материалы. |
||
15 |
Отражена недостача материалов. |
||
16 |
Отражены излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации. |
||
17 |
Материалы, израсходованные при выполнении работ, затраты на которые учитываются как расходы будущих периодов. |
||
18 |
Расходы будущих периодов, относящиеся к текущему периоду, учтены в затратах основного производства. |