Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить правильность обеспечения и использования материальных ресурсов: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их влияния на объём производства продукции, её себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить основную задачу учёта товарно-материальных запасов - это правильная оценка товарно-материальных запасов в финансовых отчётах (в бухгалтерском балансе), что непосредственно влияет на определение дохода.

Содержание работы

Введение
3-5
Глава 1. Учет ТМЗ:
6-57
1.1. Экономическая сущность товарно-материальных запасов, их роль, значение и задачи учета:
6-19
1.1.1. Классификация ТМЗ;
9-12
1.1.2. Оценка ТМЗ (методы оценки ТМЗ при списании на затраты производства).
12-19
1.2. Документальное оформление и учет движения ТМЗ:
19-33
1.2.1. Первичная документация по учету материалов;
20-21
1.2.2. Документальное оформление поступления ТМЗ;
21-25
1.2.3. Документальное оформление отпуска ТМЗ;
25-27
1.2.4. Документальное оформление и учет движения ТМЗ на складах;
27-28
1.2.5. Документальное оформление и учет движения ТМЗ в бухгалтерии.
28-33
1.3. Особенности учета отдельных видов ТМЗ:
33-50
1.3.1. Учет нефтепродуктов;
33-35
1.3.2. Учет тары и тарных материалов;
35-41
1.3.3. Учет запасных частей;
41-42
1.3.4. Учет прочих материалов.
42-43
1.4. Учет готовой продукции.
43-45
1.5. Учет незавершенного производства.
45-50
1.6. Инвентаризация и раскрытие ТМЗ в отчетности:
50-57
1.6.1. Инвентаризация ТМЗ;
50-56
1.6.2. Раскрытие ТМЗ в отчетности.
57
Глава 2. Аудит и анализ ТМЗ
58-85
2.1. Задачи, цели и порядок проведения аудиторской проверки
58-63
2.2. Методика проведения аудита товарно-материальных запасов
63-
2.2.1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности товарно-материальных запасов
63-70
2.2.2. Проверка правильности проведения инвентаризации товарно-материальных запасов
70-75
2.2.3. Проверка операций по движению материалов на складе
76-85
2.3. Аудит незавершенного производства
85-88
2.4. Аудит готовой продукции и товаров
88-92
2.5. Анализ формирования и использования ТМЗ
92-102
2.5.1. Анализ формирования ТМЗ
92-97
2.5.2. Анализ использования ТМЗ
97-102
Глава 3. Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО
102-107
3.1. Пути улучшения учета товарно-материальных запасов
104-105
3.2. Пути эффективности использования товарно-материальных запасов
105-107
Заключение
108-110
Список использованной литература

Файлы: 1 файл

Дип.-Учет-ТМЗ-Ножкина2006.doc

— 650.00 Кб (Скачать файл)

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами, которые предназначены для последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых систематически.

Карты выписываются в двух экземплярах, один передается цеху потребителю, другой – заведующему складом. В картах указывают:

  • вид операции;
  • номер склада, отпускающего материалы;
  • цех-получатель;
  • шифр затрат;
  • наименование материала;
  • единица измерения;
  • лимит месячного расхода материалов.

После каждого отпуска материалов кладовщик выводит остаток лимита. По окончании месяца карты сдаются в бухгалтерию. Они служат средством предварительного контроля за расходованием материалов и соблюдением норм выдачи.

Если потребность в материалах возникает не регулярно, то они отпускаются со склада по разовому документу – Требованию, основными реквизитами которого являются количество затребованного и фактически отпущенного материала, цех получатель.

Перемещение материалов из одного склада в другой оформляется Накладной на внутреннее перемещение, которую составляют материально-ответственные лица склада в дух экземплярах, один на остается на складе с распиской получателя, другой - получателю с распиской кладовщика.

Кроме отпуска материалов в производство, на ТОО «Гелиос» осуществляется отпуск материалов на сторону, путем выписки Накладная - требования на отпуск или другой документ или Доверенность применяется при оформлении права должностного лица выступать в качестве доверенного при получении запасов. Доверенность оформляет бухгалтер и выдает получателю. Выписку производит ОМТС на основании договоров, нарядов или письменного распоряжения руководителя предприятия.

При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной-требования на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.

1.2.4. Документальное оформление  и учет материалов на складах  предприятия

Важным условием правильной организации учета и обеспечение сохранности материальных ценностей является правильная организация складского хозяйства. Складское хозяйство является оперативной частью коммерческой службы предприятия, призванной обеспечивать бесперебойную работу производственных цехов.

Количество складов зависит от категории предприятия, объема и номенклатуры потребляемых материалов. Структуру складского хозяйства ТОО «Гелиос»  можно изобразить в виде схемы.

Учет материалов на складах и в кладовых организации должен осуществляться в разрезе, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства. Порядок учета товарно-материальных запасов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета. Наиболее распространенным методом учета является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета товарно-материальных запасов. Возможен также количественно-суммарный метод учета и с помощью отчетов материально-ответственных лиц. Сальдовый метод учета предполагает ведение материально-ответственными лицами карточек складского учета по движению товарно-материальных запасов, систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильностью и своевременностью документирования операций за движением товарно-материальных запасов, проверки соответствия фактических остатков данным карточек складского учета, осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении. При сальдовом методе учета товарно-материальных запасов на складе ведется только количественно-сортовой учет движения товарно-материальных запасов. На складах, кладовых запасов материалов размещаются по секциям, а внутри их по группам, типо- и сорто размерам в штабелях, ящиках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материала, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия данного вида материалов. Учет движения и остатков материалов ведут в Карточках складского учета материалов.

1.2.5. Документальное оформление  и учет материалов в бухгалтерии

Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций и правильности их оформления. Именно на этой стадии бухгалтерия осуществляет действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью оформления операций, связанных с движением материалов.

На ТОО «Гелиос»  бухгалтерией ведется сальдовый метод учета материалов, т.к. учетные данные находятся в условиях ручной обработки и малой механизации учета. Его основные принципы состоят в следующем:

  1. Систематический текущий контроль работниками бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению материалов.
  2. Подлинная оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складах, который становится органической частью всей системы бухгалтерского учета материалов.
  3. Систематическое подтверждение взаимосвязи между оперативным (количественным) складским и стоимостным бухгалтерским учетом.

Полученные со складов первичные документы обсчитываются работниками бухгалтерии. Первые экземпляры документов передаются соответствующим исполнителям для учета затрат на производство. На основании 2-х экземпляров бухгалтер подсчитывает сумму остатка по каждому номенклатурному номеру материала, по каждому складу.

Для этого к предыдущему остатку на начало месяца прибавляется сумма прихода и вычитается сумма расхода. Далее производится сверка сальдо материалов, подсчитанного по данным склада. Тождество сумм остатка материалов означает, что аналитический учет материалов на складе ведется правильно.

Составим документооборот по поступлению материалов на основании вышесказанного, систематизации и обобщения данной информации.

Схема 5

Документооборот по поступлению материалов

Первичные документы (счет-фактура, товарно-транспортная накладная)

       

Карточка складского учета

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Бухгалтерия

Ведомость остатков материалов

       
   

Журнал-ордер №6

     
   

Бухгалтерский баланс

Обозначения:

   

Сверка

- - - - - - - - - -

Главная книга

Движение документов

—————

 
     
     

 

При журнально-ордерной форме учета эти данные записываются в соответствующие разделы ведомости №10 «Движение материалов» (в денежном выражении).

Данная ведомость предназначена для учета движения материалов. В ней находят отражение движение и остатки материалов по местам их нахождения (хранения) в оценке по учетным ценам. Одновременно в ведомости показывается фактическая себестоимость поступивших и выбывших материалов, выявляются и распределяются отклонения фактической себестоимости по учетным ценам.

Ведомость состоит из двух разделов:

Раздел I – «Сводные данные по приходу материалов и расчет отклонений».

Раздел II – «Движение по счетам подраздела 20 «Материалы»».

В части А «Сводные данные себестоимости поступивших материалов» раздела I показываются поступление материалов, отраженные в других журналах-ордерах:

от поставщиков (обороты в корреспонденции с кредитом счета подраздела 67 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») – в журнале-ордере №6;

собственной выработки  (обороты в корреспонденции с кредитом счетов 900 «Основное производство», 910 «полуфабрикаты собственного производства», 920 «Вспомогательные производства») – в журнале-ордере №10;

приобретенными подотчетными лицами (обороты в корреспонденции со счетом 333 «Задолженность работников и других лиц») – в журнале-ордере №7;

поступивших от прочих юридических и физических лиц лицами (обороты в корреспонденции со счетом 687 «Прочая кредиторская задолженность» подраздела 68 «Прочая кредиторская задолженность») – в журнале-ордере №9.

Часть Б «Расчет отклонений» раздел I предназначена для расчета процента отклонений фактической себестоимости поступивших материалов с учетом их стоимости по учетным ценам.

Стоимость остатков материалов на начало месяца по фактической себестоимости и учетным ценам переносится в строку 8 из раздела II (графа 1 «Остаток на начало месяца»). Стоимость остатка материалов на начало месяца с учетом стоимости поступивших материалов в отчетном месяце отражается по строке 9 по фактической себестоимости и учетным ценам.

По строке 10 отражаются отклонения фактической себестоимости материалов, приобретенных за месяц с учетом их остатка на начало месяца и от их стоимости по учетным ценам.

Распределение отклонений производится по каждому виду или группе израсходованных материалов по проценту, исчисленному, исходя из отношения суммы отклонений по остатку на начало месяца и суммы отклонений по поступившим материалам за месяц к стоимости остатка материалов на начало месяца и поступивших за месяц по следующей формуле:

Формула 2

П =

ООМ+ОПМ

*100,

ОМУ+ПМУ


 

где П – процент отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам;

ООМ – отклонения по остатку материалов на начало месяца;

ОПМ – отклонения по поступившим за месяц материалам;

ОМУ – остаток материалов на начало месяца по учетным ценам;

ПМУ – поступившие за месяц материалы по учетным ценам (без учета сумм внутреннего перемещения).

Выявленные отклонения (строка 10) подлежат распределению между остатком материалов на конец месяца и общей стоимостью списанных за текущий месяц материалов.

Часть отклонений, приходящаяся на стоимость израсходованных за текущий месяц материалов, списывается в дебет тех же счетов, на которых был отражен расход материалов по учетным ценам.

По этому проценту следует списывать отклонения, относящиеся к израсходованным материалам (на те же счета).

Раздел II ведомости предназначен для учета наличия и движения материалов (поступление, расход) по учетным ценам в разрезе синтетических счетов.

После подведения итогов по остатку материалов на начало месяца, приходу, расходу и остатку на конец месяца по учетным ценам (строка 26 «Итог по учетным ценам») в следующей строке 27 «Отклонения (+,-)» отражается сумма отклонений по остатку на начало месяца и по приобретенным материалам (в графе 7 «Всего по приходу»). В других графах фактическая себестоимость поступивших материалов (от поставщиков, подсобных производств и др.) не определяется, поскольку отклонения определяются не по каждому источнику поступления отдельно, а по все источникам в целом.

Итоговые данные ведомости №10 по поступлению и выбытию материалов по учетным ценам и с учетам сумм транспортно-заготовительных расходов (включая наценки снабженческих организаций) или отклонений фактической себестоимости от плановой себестоимости должны быть сверены с соответствующими данными журналов-ордеров №6, 10 и др.

По окончании месяца, на основании данных о приобретении и заготовлении материалов, бухгалтерия должна определить:

а) остатки материалов в пути и материалов не вывезенных со складов поставщиков;

б) данные о неотфактурованных поставках;

в) остатки задолженности поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам.

Эти учетные данные используются для принятия соответствующих мер по розыску не поступивших грузов, затребованию счетов-фактур от поставщиков, для оплаты задолженности поставщикам, а также для отражения в бухгалтерском балансе.

 

 

 

 

1.3. Особенности учета  товарно-материальных запасов

1.3.1. Особенности учета  нефтепродуктов

Учитывая большое разнообразие возможных мест хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ), учет на ТОО «Гелиос»  ведется по следующим группам: «Бензин, дизельное топливо, газ, масла, другие ГСМ на складах», «Оплаченные талоны на бензин, дизельное топливо и газ», «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей». В связи с этим на счете 203 открываются субсчета второго и третьего порядков, например, счет 203, субсчет «ГСМ на складе», субсчет «Дизель».

Информация о работе Пути улучшения учета и повышение эффективности использования товарно-материальных запасов в связи с переходом на МСФО