Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".
1. Сущность и назначение
бухгалтерского учета и учетно-
Бух. учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного учета всех хозяйственных операций.
Предметом бух. учета являются следующие банковские операции:
1.кредитные операции – операции, связанные с привлечением заемных средств и кредитование своих клиентов;
2.кассовые операции – операции по приему и выдаче наличных денежных средств в (из) кассы банка;
3.расчетные операции – операции по выполнению поручений клиента банка и требований получателей средств;
4.валютные операции – сделки с наличной ин. валютой и экспортно-импортные операции;
5.операции с ценными бумагами – сделки с акциями, облигациями, векселями и др. государственными и частными ценностями;
6.депозитные операции – операции по привлечению денежных средств.
Основное назначение бух. учета – накопление определенной информации и формирование финансовой отчетности банка, которая предоставляется:1.ЦБ РФ; 2.акционерам, владельцам банка; 3.руководству и сотрудникам банка; 4.налоговым органам; 5.Минфину РФ; 6.клиентам банка, которых интересует платежеспособность и ликвидность банка.
Законодательные основы бух. учета в банках отражены в следующих документах:1.ФЗ РФ «О центральном Банке РФ 2.ФЗ РФ «О бух. учете»3. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в банках:
-порядок организации и
-порядок составления и
-порядок оценки хозяйственных процессов и средств;
-статус и функции глав.
Предмет бухгалтерского учета в банках рассматривает объекты, обеспечивающие и составляющие уставную деятельность банка:
1.хозяйственные средства (основные и оборотные) и их размещение;
2.ресурсы хозяйственные
3.функциональные обязанности
4.финансовые результаты
Основными задачами бух. учета являются:
1.формирование детальной, достоверной
и содержательной информации
о деятельности кредитной
2.ведение полного, подробного и
достоверного бухгалтерского
3.выявление
4.использование
2. Трастовые операции банка с
ценными бумагами.
Под трастовыми операциями понимают такие операции, при совершении которых банки выступают в роли доверенного лица своих клиентов. Среди множества возможных вариантов доверительных операций с ценными бумагами в практической деятельности отечественных коммерческих банков наибольшее распространение получили следующие:
3. Организационная структура
банка и его бухгалтерии.
Характер банковских операций определяет форму учетно-операционной работы банка, осуществление которой возлагается на одно из его структурных подразделений – бухгалтерию. Структура построения и распределения обязанностей внутри бухгалтерии банка зависти от количества обслуживаемых клиентов и выполняемых услуг.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. В составе исполнителей различают ответственных исполнителей, бухгалтеры и контролеры. Конкретные обязанности бухгалтерских работников определятся глав.бухом или его поручению – начальником отдела. Должностные инструкции для бухгалтерских работников с указанием закрепленных счетов и штампов, порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах,прав и обязанностей составляется в письменной форме.
Бухгалтерские операции могут осуществляться и работниками, выделенными специально для этого, независимо от этого, в каком структурном подразделении кредитной организации они состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и др. документов, отражение банковских операций по счетам бухгалтерского учета.
Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются глав. бухг. кредитной организации.
Требования глав. Бухгалтера по документальному оформлению операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.
В соответствии с квалификационным справочником должностей из работников бухгалтерского учета, анализа хоз. деятельности банка, ревизии и контроля в состав руководителей входят глав. Бухг. и его заместители, в состав специалистов – экономисты различных категорий, кассиры, контролеры, менеджеры счетов и др.
Ответственность за формирование учетной политики, ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бух. отчетности возлагается на глав. Бухг..
Организация рабочего дня для работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете.
Главным бухгалтером разрабатывается документооборот, т.е. путь движения документов с момента поступления в банк или их выписки до сдачи в текущий архив (документы дня).
Согласно правилам ведения бухгалтерского учета, должностное лицо банка, подписавшие документ несет ответственность. Право контрольной (первой) подписи без ограничения сумм операции на расчетно-денежных документах имеют по должности руководитель и глав.бухг. банка, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.
Принятая банком учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки банком новых способов ведения учета или существенного изменения условий его деятельности.
4. Баланс банка.
План счетов банка, его содержание
и принципы.
Баланс реализуется следующим образом: составляется таблица, которая имеет две части: актив (левая часть) и пассив (правая часть). В активе записываются объекты учета (хозяйственные средства), а в пассиве – источники их приобретения или образования. Итог актива равняется итогу пассива. Величина этих итогов называется валюта баланса.
В отличие от предприятий, которые разрабатывают ежемесячные, квартальные и годовые балансы, коммерческие банки разрабатывают также ежедневные балансы, которые являются внутрибанковскими документами. Их составление необходимо для оперативного контроля, управления и анализа деятельности банка.
Банковский баланс является бухгалтерским балансом. Номенклатура статей баланса является одновременно планом счетов бухгалтерского учета. В балансе отражаются состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов; состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций; правильность отражений операций в бухгалтерском учете.
Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые.
К принципам построения балансовых счетов и соответственно плана счетов относят:
- в основе группировки балансовых и внебалансовых счетов лежит принцип однородности учитываемых операций, ценностей, документов, сделок и т. д.;
- баланс банка имеет
- все счета имеют признак или характер счета: активный счет либо пассивный (А или П);
- счета по привлеченным и
размещенным денежным средствам
имеют балансовые счета
Как уже говорилось выше, все счета бухгалтерского учета банков согласно плана счетов являются либо активными, либо пассивными. На активных счетах учитываются денежная наличность в кассах банка, имущество банка, выдаваемые ссуды, дебиторская задолженность, другие активы и отвлеченные средства. Пассивные счета предназначаются для учета фондов банка, остатков на расчетных счетах клиентов, депозитов, кредиторской задолженности, прибыли банка, других пассивов и привлеченных средств.
5. Метод бухгалтерского
учета.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.
Основными элементами метода являются приемы, связанные:
6. Организация и порядок
учета факторинговых операций.
Факторинг – переуступка денежных требований. Суть операции заключается в том, что факторинговая компания покупает денежные требования, выставленные на покупателя, оплачивает поставщику 80% от суммы требования, остальные 20% за минусом комиссионного вознаграждения перечисляются поставщику после оплаты документа плательщиком. Таким образом, происходит кредитование поставщика. Факторинг способствует оборачиваемости денежных средств хозяйствующих субъектов, а банку позволяет получать дополнительный доход.
Кредитные организации выполняют факторинговые операции на договорной основе.
Правилами указаны следующие счета, по которым ведется учет всех возможных в рамках гражданского законодательства факторинговых операций:
Счета 47401П, 47402А “Расчеты с клиентами по факторинговым, форфейтенговым операциям”.
Операция совершаются в порядке установленном Банком России.
По дебету счет 47402 проводятся суммы оплачиваемых счетов-фактур факторинговым операциям, суммы начисления (процентов и комиссии) причитающиеся с клиентом за выполненные операции, в корреспонденции с корреспондентскими счетами и счетами учета доходов. По кредиту этого счета отражаются суммы, поступившие в оплату счетов фактур, в корреспонденции со счетами корреспондентскими, клиентов.
Поступление средств в оплату отражается на счете 47401.
Аналитический учет ведется на лицевых счетах открываемых для каждого участника расчетов.