Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа
Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
Выбор конкретных методов управления или их сочетание производится в зависимости от вида риска, специфики деятельности банка, финансового состояния и т.д.
5. Организация процесса контроля и мониторинга
На данном этапе осуществляется
последующий контроль и мониторинг
за объемом принятого финансового
риска, уровнем потерь, соблюдением
установленных нормативов и лимитов,
оценивается эффективность
Такое разделение процесса управления
риском на перечисленные этапы
На процесс управления
рисками также большое влияние
оказывает качество информационно-аналитической
службы банка. К сожалению, не все
банки отдают себе отчет в том,
что отдельные структурные
16 Положение ЦБ РФ от
09.07.03 г. № 232-11 "О порядке
формирования кредитными
Функциональное звено
внутрибанковского управленияПринципы Функции
Централизация
Децентрализация в управлении
Сочетание централизации и децентрализации
Ориентация на долгосрочные цели развития
Демократизация управления участие персонала в высшем звене управления
Маркетинг
Планирование и прогнозирование
Организация
Контроль и учет (внутренний аудит)
Пассивные и активные операции банка
Внутрибанковский расчет
Процентная политика
Выработка банковской стратегии, политики и ее основных элементов
Как показывает таблица 1, структура внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих
Принципы:
• Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.
• Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.
• Принцип сочетания
• Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.
• Демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.
Функции внутрибанковского управления:
• Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.
• Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.
• Функция организации означает разработку таких структуры банка и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.
• Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.
Банковские методы:
• Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.
• Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.
• Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.
• Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.
• Разработка научно-технической
политики банка означает разработку
и организацию научного поиска с
целью изобретения новых
• Разработка и внедрение
новых банковских продуктов и
услуг представляет собой конкретную
разработку новых банковских продуктов
и внедрение (реализацию) их на рынке
среди различных категорий
• Организация научно-
Таблица 2.
Функциональное звено управления банковской деятельностьюПроведение НИР Обеспечение развития банковской деятельности Обеспечение реализации банковских продуктов Организационная структура управления банком
Разработка научно-
Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг
Организация научно-
Разработка и обеспечение
политики по важнейшим
Развитие банковских технологий
Обеспечение материально-
Повышение качества и конкурентоспособности. Повышение производительности труда
Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг
Выбор путей и методов реализации банковских продуктов
Организация реализации
Функциональная
Линейно-функциональная
Проблемно-целевая
Программно-целевая
Обеспечение развития банковской деятельности
• Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям банковской деятельности включает в себя разработки таких важнейших направлений, как расширение пассивных и активных операций и их отдельных элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.
• Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных и активных операций.
• Обеспечение материально-
• Повышение качества и
конкурентоспособности
• Повышение производительности труда - это уменьшение затрат на единицу банковского продукта, на одного работника, внедрение новых технических средств.
Обеспечение реализации банковских продуктов
• Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг предусматривает конкретные меры по продвижению банковских продуктов на рынок (решение вопросов — какие продукты, какие рынки, кто реализует и т.д.).
• Выбор путей и методов реализации банковских продуктов означает, как, каким образом банк будет осуществлять реализацию банковских продуктов — через свою сеть отделений, путем рекламы, путем расширения информации.
• Организация реализации — это система и механизм реализации банковских продуктов.
Организационная структура управления банком
• Функциональная структура управления означает, что банк работает в обычном функциональном режиме сложившейся банковской практики.
• Линейно-функциональная — работает в обычном режиме, но с определенным направлением в одну из сфер своей деятельности, например, стремится повысить свою конкурентоспособность.
• Проблемно-целевое управление означает, что перед банком стоит определенная проблема, и он разрабатывает цель для её разрешения.
• Программно-целевое управление предусматривает, что банк разрабатывает одну или несколько целей своей деятельности и создает программы для достижения этих целей.
Таблица 3
Функциональное звено
управления персоналомРазработка и проведение
кадровой политики Оплата и стимулирование
труда Групповое управление взаимоотношениями
в коллективе и с профсоюзами Социально-
Принципы подбора и расстановки персонала
Условия найма и увольнения
Обучение и повышение квалификации
Оценка персонала и его деятельности
Формы оплаты труда
Пути повышения
Поощрительная система оплаты труда
Использование персонала в управлении на низовом уровне
Разграничение персонала отделов и функций
Взаимоотношения в коллективе
Взаимоотношения с профсоюзами
Мотивация труда персонала и творческая инициатива
Организационная культура банка
Влияние управления персоналом на деятельность банка и его организацию
Разработка и проведение кадровой политики
• Принцип подбора и
расстановки персонала
конкурентоспособности его на рынке, традиций, а также схему рационального размещения персонала между подразделениями, отделами и филиалами банка.
• Условия найма и увольнения определяются конкретными правилами, по которым банк набирает и увольняет персонал. Эти правила содержат определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка (включая уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы, размер предлагаемой заработной платы. При этом условия найма соответственно дифференцированы для молодых кадров, уровень которых определяется в основном по степени полученного образования, и кадров старших возрастов, где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие факторы, как нарушение банковской этики и дисциплины, безынициативность, отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.
• Обучение и повышение квалификации предусматривают постоянное обучение персонала банка на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в специальных учебных центрах при высших учебных заведениях (университетах, институтах, колледжах). Необходимость обучения в целях повышения квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического прогресса в банковских технологиях.
• Оценка персонала и его
деятельности предусматривает анализ
работы банковского персонала в
течение определенного периода (1-2
года) на всех уровнях с целью
повышения эффективности
Оплата и стимулирование труда
• Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка определенных тарифов в соответствии с квалификацией и ответственностью персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по усмотрению руководства банка.
Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем