Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

Выбор конкретных методов  управления или их сочетание производится в зависимости от вида риска, специфики  деятельности банка, финансового состояния  и т.д.

5. Организация процесса  контроля и мониторинга 

На данном этапе осуществляется последующий контроль и мониторинг за объемом принятого финансового  риска, уровнем потерь, соблюдением  установленных нормативов и лимитов, оценивается эффективность управления отдельными видами рисков. Процесс  контроля является основным механизмом защиты против потенциальных ошибок, потерь и нарушений. Он также включает контроль за соблюдения всеми сотрудниками банка своих служебных обязанностей, требований законодательства, а также  норм профессиональной этики, внутренних документов, своих должностных обязанностей.

 

Такое разделение процесса управления риском на перечисленные этапы способствует реализации классической схемы управленческого  процесса: анализ — планирование —  формирование регулирующего воздействия  — учет и контроль. Кроме того, представленная схема позволяет  создать эффективную организационную  структуру системы управления рисками, в которой каждое подразделение  работает в определенном заданном направлении. Однако разделение процесса управления риском на этапы не означает, что  существуют временные интервалы  при осуществлении данных мероприятий. Весь процесс управления является непрерывным, все его этапы тесно переплетены  и осуществляются одновременно для  разных видов риска.

 

На процесс управления рисками также большое влияние  оказывает качество информационно-аналитической  службы банка. К сожалению, не все  банки отдают себе отчет в том, что отдельные структурные единицы  учреждения в совокупности являются единым информационным полем, интегрированным  в макросреду. В том случае, если нарушается внутренний и внешний  обмен информацией, становится невозможно оперировать доходностью, ликвидностью и риском, что неминуемо ведет  к банкротству. Оно наступает  еще быстрее, когда информационные потоки не увязаны со стратегическими  целями, с конкретными этапами  их достижения. Для успешного менеджмента  необходимы как текущие данные, так  и система аналитических показателей, рассчитанных на основе статистики за определенный период, позволяющая составить  прогноз на ближайшую, средне- и долгосрочную перспективу.

16 Положение ЦБ РФ от 09.07.03 г. № 232-11 "О порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери".

Функциональное звено  внутрибанковского управленияПринципы Функции Банковские методы

 

Централизация

 

Децентрализация в управлении

 

Сочетание централизации  и децентрализации

 

Ориентация на долгосрочные цели развития

 

Демократизация управления участие персонала в высшем звене  управления 

Маркетинг

 

Планирование и прогнозирование

 

Организация

 

Контроль и учет (внутренний аудит) 

Пассивные и активные операции банка

 

Внутрибанковский расчет

 

Процентная политика

 

Выработка банковской стратегии, политики и ее основных элементов

 

 

Как показывает таблица 1, структура  внутрибанковского управления базируется на принципах, функциях и банковских методах Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих

 

Принципы:

 

• Принцип централизации  означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются  в высшем звене управления, т.е. в  Правлении и Совете директоров.

 

• Принцип децентрализации  означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются  на уровне отделов или департаментов  банков.

 

• Принцип сочетания централизации  и децентрализации содержит в  себе разграничение полномочий между  высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

 

• Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

 

• Демократизация управления представляет собой участие персонала  банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в  выработке целей и стратегии  их достижения.

 

Функции внутрибанковского управления:

 

• Функция маркетинга предусматривает  изучение рынка и спроса на нем  в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

 

• Функция планирования и  прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное  будущее.

 

• Функция организации  означает разработку таких структуры  банка и его механизма, которые  отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.

 

• Функция контроля и учета  предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

 

Банковские методы:

 

• Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.

 

• Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

 

• Процентная политика —  важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

 

• Банковская стратегия и  политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии  выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

 

• Разработка научно-технической  политики банка означает разработку и организацию научного поиска с  целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

 

• Разработка и внедрение  новых банковских продуктов и  услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов  и внедрение (реализацию) их на рынке  среди различных категорий физических и юридических лиц.

 

• Организация научно-технической  деятельности включает в себя организацию  специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией  и технической базой для проведения исследовательских работ.

Таблица 2.

Функциональное звено  управления банковской деятельностьюПроведение НИР Обеспечение развития банковской деятельности Обеспечение реализации банковских продуктов Организационная структура управления банком

 

 Разработка научно-технической  политики банка

 

 Разработка и внедрение  новых банковских продуктов и  услуг

 

 Организация научно-технической  деятельности 

 Разработка и обеспечение  политики по важнейшим направлениям  банковской деятельности

 

 Развитие банковских  технологий

 

 Обеспечение матери­ально-техническими ре­сурсами

 

Повышение качества и конкурентоспособности. Повышение производи­тельности труда 

Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг

 

Выбор путей и методов  реализации банковских продуктов

 

Организация реализации 

Функциональная

 

Линейно-функциональ­ная

 

Проблемно-целевая

 

Программно-целевая

 

 

Обеспечение развития банковской деятельности

 

• Разработка и обеспечение  политики по важнейшим направлениям банковской деятельности включает в  себя разработки таких важнейших  направлений, как расширение пассивных  и активных операций и их отдельных  элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.

 

• Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных  и активных операций.

 

• Обеспечение материально-техническими ресурсами включает в себя обеспечение  зданиями, помещениями, техническими средствами, включая ЭВМ, ксероксы, фототехнику, пишущие машинки, автомобильный  парк.

 

• Повышение качества и  конкурентоспособности предусматривает  улучшение качества банковских продуктов  и услуг и расширение рынка.

 

• Повышение производительности труда - это уменьшение затрат на единицу  банковского продукта, на одного работника, внедрение новых технических  средств.

 

Обеспечение реализации банковских продуктов

 

• Разработка политики реализации банковских продуктов и услуг  предусматривает конкретные меры по продвижению банковских продуктов  на рынок (решение вопросов — какие  продукты, какие рынки, кто реализует  и т.д.).

 

• Выбор путей и методов  реализации банковских продуктов означает, как, каким образом банк будет  осуществлять реализацию банковских продуктов  — через свою сеть отделений, путем  рекламы, путем расширения информации.

 

• Организация реализации — это система и механизм реализации банковских продуктов.

 

Организационная структура  управления банком

 

• Функциональная структура  управления означает, что банк работает в обычном функциональном режиме сложившейся банковской практики.

 

• Линейно-функциональная —  работает в обычном режиме, но с  определенным направлением в одну из сфер своей деятельности, например, стремится повысить свою конкурентоспособность.

 

• Проблемно-целевое управление означает, что перед банком стоит  определенная проблема, и он разрабатывает  цель для её разрешения.

 

• Программно-целевое управление предусматривает, что банк разрабатывает  одну или несколько целей своей  деятельности и создает программы  для достижения этих целей.

Таблица 3

Функциональное звено  управления персоналомРазработка и проведение кадровой политики Оплата и стимулирование труда Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами Социально-психологические аспекты управления

 

Принципы подбора и  расстановки персонала

 

Условия найма и увольнения

 

Обучение и повышение  квалификации

 

Оценка персонала и  его деятельности 

Формы оплаты труда

 

Пути повышения производительности труда

 

Поощрительная система оплаты труда 

Использование персонала  в управлении на низовом уровне

 

Разграничение персонала  отделов и функций

 

Взаимоотношения в коллективе

 

Взаимоотношения с профсоюзами 

Мотивация труда персонала  и творческая инициатива

 

Организационная культура банка

 

Влияние управления персоналом на деятельность банка и его организацию

 

 

Разработка и проведение кадровой политики

 

• Принцип подбора и  расстановки персонала предусматривает  разработку конкретных требований к  персоналу банка исходя из масштабов  его деятельности,

 

конкурентоспособности его  на рынке, традиций, а также схему  рационального размещения персонала  между подразделениями, отделами и  филиалами банка.

 

• Условия найма и увольнения определяются конкретными правилами, по которым банк набирает и увольняет  персонал. Эти правила содержат определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка (включая  уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы, размер предлагаемой заработной платы. При этом условия  найма соответственно дифференцированы для молодых кадров, уровень которых  определяется в основном по степени  полученного образования, и кадров старших возрастов, где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие факторы, как  нарушение банковской этики и  дисциплины, безынициативность, отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.

 

• Обучение и повышение  квалификации предусматривают постоянное обучение персонала банка на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в специальных учебных центрах  при высших учебных заведениях (университетах, институтах, колледжах). Необходимость  обучения в целях повышения квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского рынка, растущей конкуренцией и высоким  уровнем научно-технического прогресса  в банковских технологиях.

 

• Оценка персонала и его  деятельности предусматривает анализ работы банковского персонала в  течение определенного периода (1-2 года) на всех уровнях с целью  повышения эффективности деятельности персонала. После анализа и оценки работы персонала руководством банка  принимаются определенные решения  в области кадровой политики, которая  может заключаться в перемещениях част работников, увольнении, направлении на учебу, и поощрении или санкциях

 

Оплата и стимулирование труда

 

• Формы оплаты труда предусматривают  разработку руководством банка определенных тарифов в соответствии с квалификацией  и ответственностью персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по усмотрению руководства банка.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем