Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

При переходе на второй, базовый  этап внедрения системы управления операционными рисками основной акцент делается на развитие культуры управления операционными рисками  в банке, повышение осведомленности  его сотрудников об управлении операционными  рисками и обучение их практическим навыкам выявления, оценки, мониторинга  и снижения уровня операционного  риска. На втором этапе разрабатываются  и внедряются такие инструменты, как самостоятельная оценка операционного  риска подразделениями банка, ключевые индикаторы риска, а также положения  по страхованию, противодействию мошенничеству  и т.д. В связи с тем, что предполагается последовательное внедрение системы, на втором этапе банк уже может  приступить к раскрытию ин формации об управлении операционным риском для  улучшения репутации и повышения  степени доверия клиентов к банку.

 

Внедрив первоочередные инструменты  и методы управления операционными  рисками, банк может приступать к  третьему — основному этапу. На данном этапе происходит реализация бол  ее ресурсоемких инструментов по управлению операционными рисками. Такими инструментами  могут быть разработка планов обеспечения  непрерывности финансово хозяйственной  деятельности банка, внедрение автоматизированных систем управления операционными рисками  или разработка унифицированных  методик по выявлению и оценке операционных рисков, присущих уже  существующим и новым направлениям деятельности, продуктам, услугам и  процессам.

 

Отметим также, что предложенная очередность не является догмой и  может варьироваться в зависимости  от различных факторов, начиная от специфики и масштабов деятельности банка или наличия уже внедренных отдельных инструментов и заканчивая опытом и предпочтениями сотрудников  подразделения операционного риск менеджмента.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ  БАНКА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ

 

В основе эффективности системы  управления операционными рисками, как отмечалось ранее, лежит комплексный  подход к решению поставленных задач. Более того, процесс управления операционными  рисками должен быть детально продуман и систематизирован, т.к. конечной целью  является незамедлительная доставка в  подразделение риск менеджмента  банка актуальной и достоверной  информации из подразделений, наиболее отдаленных от центрального офиса.

 

Эффективное управление операционным рис ком строится на вертикали  «специалист — начальник отдела—  начальник управления /управляющий филиалом — начальник департамента / ответственный по региону — подразделение риск менеджмента — правление банка» (правление банка получает периодическую управленческую отчетность по операционным рискам). В мае штабах многофилиального банка такое звено, как ответственный по региону, является одним из

 

ключевых, т.к. в подразделение  риск менеджмента центрального офиса  может поступать сводная по филиалам региона информация из региональных центров, которых может быть от двух до 20, тогда как в каждом региональном центре могут быть десятки филиалов. Ответственность за переданную по цепочке  информацию должна возлагаться на принявшего ее сотрудника, а ответственность  за сокрытие данных — на сотрудника, не сообщившего о выявленном или  реализовавшемся риске своему руководителю. Необходимо отметить, что конкретная цепочка получения информации не является фиксированной и определяется исходя из организационной структуры  банка, специфики направления деятельности филиала или региона. Для более  наглядного описания та кого подхода  можно провести аналогию с сетевым  маркетингом, способным охватить любой  масштаб и объем деятельности при помощи ограниченного круга  лиц. При организации подобной схемы  взаимодействия в подразделениях банка  обычно назначаются сотрудники, ответственные  за управление операционными рисками  в подразделении, а также за информационный обмен с операционным риск менеджментом центрального офиса в установленном  порядке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной статье показаны основы комплексного подхода к разработке и внедрению системы управления операционными рисками, спектр и  взаимосвязь основных инструментов, а также принципы взаимодействия подразделений банка при управлении операционными рисками. Одной из главных задач настоящей статьи было показать важность именно системного подхода к управлению операционными  рисками, при этом отдельное внимание уделялось последовательности и  приоритетности внедрения инструментов и методов управления операционными  рисками с учетом их специфики. Ведь одним из основных принципов управления операционными рисками, изложенных Базельским комитетом, является требование к последовательному внедрению системы управления операционными рисками с учетом увеличивающейся «сложности» инструментов, а также при обеспечении понимания сотрудниками банка всех уровней их обязанностей в части управления операционным риском. В статье не приводилась детализация и особенности разработки и внедрения отдельных инструментов и методов управления операционными рисками, поскольку практические рекомендации по разработке и особенностям внедрения каждого отдельного инструмента заслуживают отдельных публикаций.

 

Автор: Астахова К.В.

 Начальник управления  операционных, репутационных рисков и страхования АКБ ОАО «Инвестбанк»

 

Статья из журнала «Управление  финансовыми рисками» 04(16)2008

 

1.    Сайт Банка  международных расчетов. — http://www.bis.org/abouVfactbcbs.htm.

2.    Статья «Базель  II». — httpy/ru.wikipedia.oryVwiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%Dl%8C_ll.

 3.    International Convergence of Capital Management and Capital Standards (1988). Basel Committee on Banking Supervision, Basel.

4.    Risks in Computer and Telecommunication Systems (1989). Basel Committee on Banking Supervision, Basel.

5.    Risk Management for Electronic Banking and Electronic Money Activities (1998). Basel Committee on Banking Supervision, Basel.

6.    Operational Risk Management (1998). Basel Committee on Banking Supervision, Basel.

7.    Consultative Document Operational Risk. Supporting Document to the New Basel Capital Accord (2001). Basel Committee on Banking Supervision, Basel.

8.    Sound Practices for the Management and Supervision of Operational Risk (2003). Basel Committee on Banking Supervision, Basel: February.

9.    International Convergence on Capital Measurement and Capital Standards: a Comprehensive Version (2006). Basel Committee on Banking Supervision, Basel: June.

10.  Международная конвергенция  измерения капитала и стандартов  капитала: уточненные рамочные подходы.  — http://www.cbr.ru/today/PK/Basel.pdf.

 

Общие принципы создания эффективной  системы управления рисками в  коммерческим банке

 

Банковская деятельность, как и любая финансовая деятельность, нуждается в управлении, без которого невозможно достижение целей, стоящих  перед кредитной организацией. Важнейшей  экономической целью банка является достижение максимальной прибыли, что  вытекает из природы банка, как коммерческой организации и приводится в статье 1 Федерального Закона № 395-1 от 02.12.1990г. "О банках и банковской деятельности".

 

Однако данная цель ориентирована  на долгосрочное функционирование банка, а не на получение текущей прибыли  любой ценой. Таким образом, целью  банковской деятельности является получение  долгосрочной прибыли, обеспечивающей устойчивое развитие банка, возможность  расширения пакета предлагаемых услуг, улучшения качества обслуживания клиентов, наращивания собственного капитала, следствием чего является повышение  рыночной стоимости акций банка. Владельцы банков, вложившие средства в развитие банковского бизнеса, заинтересованы в возрастании не только стоимости собственного капитала, но и дохода по нему, в противном  случае кредитная организация может  столкнуться с трудностями в  привлечении нового капитала для  обеспечения своего роста в дальнейшем. Для рационального использования  вложенных средств и повышения  их эффективности используются основные приемы риск-менеджмента, которые ставят своей целью максимизацию стоимости средств, внесенных акционерами, при сохранении приемлемого уровня риска. Эта цель предполагает, что чистые доходы, полученные в результате спекулятивной деятельности, представляют меньшую ценность для инвестора по сравнению с основным доходом, полученным при правильном управлении кредитной организацией, гак как устойчивость и возможность получения крупных спекулятивных доходов вызывает сомнение. Реализация указанной цели возможна за счет организации эффективного управления и контроля за банковской деятельностью и фокyсируется на управлении финансовыми рисками банков, как неотъемлемой части банковской деятельности и ключевом направлении банковского менеджмента.

 

По нашему мнению, система  управления рисками — это научно-методический комплекс мер по управлению кредитной  организацией, направленный на выявление  и оценку риска, использующий специфические  приемы и методы с целью создания условий для устойчивого функционирования банка, максимизации собственного капитала, выполнения требований клиентов и партнеров  банка и обеспечения прибыльности его деятельности.

 

Вместе с тем, нужно  отмстить, что процесс управления рисками означает именно умение управлять  риском с целью его минимизации, а не отказ от него. Следовательно, когда мы говорим об управлении рисками, мы работаем с уже принятыми рисками  или рассматриваем возможность  возникновения неуправляемых в  настоящее время рисков в будущем, применяя к ним различные методы управления. Другим результатом применяемой  системы управлении финансовыми рисками банков является поддержание определенного уровня доходности проводимых активных операций при приемлемом уровне риска.

 

Система управления рисками  ориентирована на решение следующих  задач:

Обеспечение оптимального соотношения  между доходностью банковских операций и их рискованностью. Доходность является одним из важнейших критериев  для принятия решения о вложении средств, однако, как правило, высокий  доход приносят операции, связанные  с высоким риском, а низкий риск сочетается с невысокими доходами. Обратной стороной риска выступает  возможность получения дополнительных доходов, которые служат платой за риск, в то время как ориентация только на минимизацию риска приведет к  снижению доходов.

Поддержание ликвидности  банковских средств на достаточном  уровне при оптимизации объема прибыли. Ликвидность представляет собой  способность банка удовлетворить  предполагаемую и внезапно создающуюся  потребность клиентов в наличных или безналичных денежных средствах  в связи с наступлением срока  погашения обязательств.

Удовлетворение нормам достаточности  собственного капитала. В банковской деятельности собственный капитал  банка выполняет две важнейшие  функции. С одной стороны, собственный  капитал в случае краха кредитной  организации используется для погашения  обязательств перед вкладчиками, а  с другой, величина собственного капитала заложена в основные нормативные  требования, предписываемые ЦБ РФ, невыполнение которых ограничивает масштабы проведения основных активных операций. Можно  сказать, что капитал банка уравновешивает риски. В современном риск-менеджменте принят подход, при котором ожидаемые потери (в основном по кредитному портфелю) покрываются за счет резервов, относящихся на расходы банка. Неожидаемые потери должны полностью покрываться за счет собственных средств банка. Поэтому величина капитала оказывает влияние на размер принимаемых банком рисков.

 

 

Центральный Банк России осуществляет регулирование величины собственного капитала банка, используя норматив достаточности собственных средств, в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 №110-И "Об обязательных нормативах банков".

 

При этом следует учитывать, что все банковские операции и  риски по ним тесно переплетены  и взаимосвязаны, уровень риска  постоянно изменяется под влиянием динамичного рыночного окружения. В связи с этим система управления рисками должна быть ориентирована  на выявление зависимостей между  различными видами банковских операций и риском по ним и определение  степени влияния на риск меняющихся рыночных факторов.

 

Поставленные риск-менеджментом задачи реализуются через организованную систему управления рисками, основу которой составляют субъект и объект управления.

 

Субъектом управления выступает  специальная группа служащих банка (менеджеров), наделенная правом с помощью  установленных приемов осуществлять целенаправленное воздействие на объект управления. В различных кредитных  организациях эта функция закреплена за службой внутреннего контроля, подразделениями управления активами и пассивами, управлениями рисков, экономической  защиты, финансово-аналитической службой  банка, отделом лимитной политики и  контроля за рисками и т.п.

 

Влияние человеческого фактора  на систему управления рисками сложно переоценить, так как решение  о принятии или отказе от риска, его  оценкой и управлением занимаются сотрудники банка, располагающие теоретическими знаниями и практическим опытом. Таким  образом, характерной чертой риск-менеджмента является субъективизм, то есть определяющее влияние человеческого фактора при проведении операции и принятии риска кредитной организацией. Для успешного решения задач, стоящих перед системой риск-менеджмента руководство банка должно заниматься организацией, обучением и управлением человеческими ресурсами, имеющимися в его распоряжении. Подготовка, навыки и опыт персонала должны быть сопоставимы с объемами операций банка.

 

Риск-менеджер не только выявляет банковские операции подверженные риску, но и оценивает, какие риски и  в каких размерах может принять  на себя банк, а также определить, оправдает ли предполагаемая доходность банковской операции ее рискованность. Кроме того, нередко вопрос о возможности  принятия риска решается коллегиально соответствующими органами управления банка (кредитный комитет, комитет  по управлению активами и пассивами), которые возглавляются высшим руководством коммерческого банка.

 

Объектом управления выступают  банковские операции, подверженные рискам, а также экономические отношения, возникающие между банком и хозяйствующими субъектами в процессе принятия риска.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем